Артикуляционные упражнения для звука [Р]
1. Для развития силы и напряжения воздушной струи:
а)«Фокус»-положить ватку на кончик носа, язык на нижнюю губу, кончиком вверх, сдувать
ватку с носа. (Положить бумажку на кончик языка – сдувать бумажку с языка);
б) «Кто дальше загонит мяч?»
2. Упражнения для губ:
а) «Кучер»- останови лошадку губами. Набрать в легкие воздух, с силой дуть (не просто
выдыхать), заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса (губное тттпррр);
б) «Кучер»- положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и тоже останавливать
лошадку губами (делать то же при открытом рте).
3. Упражнения для языка:
Цель: укреплять мышцы языка, отработать подъем языка вверх и его подвижность, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений, умение делать кончик языка напряженным.
а) «Наказать непослушный язык» - сделай язык широким, произносить пя-пя-пя…
(губами шлёпать по языку);
б) «Вкусное варенье»- широко открыв рот, слизывать «варенье» широким язычком с
верхней губы;
в) «Ветерок» - язык широко распластать и просунуть его между зубами, сильно выдувать
воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Контроль – ладонь руки – резкая холодная струя;
г) «Цоканье» - прищелкивание языком с переменным темпом, держать рот широко
открытым, не двигать подбородком;
д) «Широкий рот»- поднять язык к нёбу до предела, растянув уздечку. Расстояние между
зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении, пока не набежит слюна;
е) «Маляр» - широко открыть рот, широким язычком гладить небо от зубов к мягкому нёбу;
ж) «Почистим зубки» - широко открыть рот, язычком «чистим» попеременно верхние и
нижние зубы;
з) «Барабанщик», «Пулемётчик», «Дятел» - широко открыть рот, кончиком язык
ударять в нёбоза зубами и говорить: ддДДДДД…., подставляя полоску бумаги, выдох попадает в бумагу, и она отклоняется в сторону;
и) «Пчелка трудится» - аналогично предыдущему упражнению произносим звуки дззз…,
дззз…
к) «Машина буксует» - аналогично - дЖЖЖ…, дЖЖЖЖ…;
л) «Весёлый дождик» - аналогично произносим звуки тд…тд…тд…;
м) «Песенка Крокодила Гены» - широко открыть рот, кончиком языка ударять в нёбо за
зубами и петь на звуки да (ды, дэ, до, ду).
Обязательное условие при выполнении всех упражнений: рот держать широко открытым, язык поднимать высоко вверх, сильно напрягая; сильно дуть на кончик языка.Артикуляционные упражнения для звука «Р»
1. Для развития силы и напряжения воздушной струи:
а)«Фокус»-положить ватку на кончик носа, язык на нижнюю губу, кончиком вверх, сдувать
ватку с носа. (Положить бумажку на кончик языка – сдувать бумажку с языка);
б) «Кто дальше загонит мяч?»
2. Упражнения для губ:
а) «Кучер»- останови лошадку губами. Набрать в легкие воздух, с силой дуть (не просто
выдыхать), заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса (губное тттпррр);
б) «Кучер»- положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и тоже останавливать
лошадку губами (делать то же при открытом рте).
3. Упражнения для языка:
Цель: укреплять мышцы языка, отработать подъем языка вверх и его подвижность, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений, умение делать кончик языка напряженным.
а) «Наказать непослушный язык» - сделай язык широким, произносить пя-пя-пя…
(губами шлёпать по языку);
б) «Вкусное варенье»- широко открыв рот, слизывать «варенье» широким язычком с
верхней губы;
в) «Ветерок» - язык широко распластать и просунуть его между зубами, сильно выдувать
воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Контроль – ладонь руки – резкая холодная струя;
г) «Цоканье» - прищелкивание языком с переменным темпом, держать рот широко
открытым, не двигать подбородком;
д) «Широкий рот»- поднять язык к нёбу до предела, растянув уздечку. Расстояние между
зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении, пока не набежит слюна;
е) «Маляр» - широко открыть рот, широким язычком гладить небо от зубов к мягкому нёбу;
ж) «Почистим зубки» - широко открыть рот, язычком «чистим» попеременно верхние и
нижние зубы;
з) «Барабанщик», «Пулемётчик», «Дятел» - широко открыть рот, кончиком язык
ударять в нёбоза зубами и говорить: ддДДДДД…., подставляя полоску бумаги, выдох попадает в бумагу, и она отклоняется в сторону;
и) «Пчелка трудится» - аналогично предыдущему упражнению произносим звуки дззз…,
дззз…
к) «Машина буксует» - аналогично - дЖЖЖ…, дЖЖЖЖ…;
л) «Весёлый дождик» - аналогично произносим звуки тд…тд…тд…;
м) «Песенка Крокодила Гены» - широко открыть рот, кончиком языка ударять в нёбо за
зубами и петь на звуки да (ды, дэ, до, ду).
Обязательное условие при выполнении всех упражнений:рот держать широко открытым, язык поднимать высоко вверх, сильно напрягая; сильно дуть на кончик языка.
|