Размещено: Любовь Александровна Золотарева - ср, 18/12/2013 - 10:03
Конспект учебного занятия
предмет: русский язык
класс: 7
Тема учебного занятия: Наречие как часть речи.
Константиновский район
Филиал МБОУ «Николаевская СОШ» Мариинская ООШ.
Учитель: Л.А.Золотарёва
Конспект учебного занятия с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.
Константиновский район
Филиал МБОУ «Николаевская СОШ» Мариинская ООШ.
Учитель: Золотарёва Л.А.
Предмет: русский язык.
Класс: 7
Тема учебного занятия: Наречие как часть речи.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Тема для модели урока выбрана на основе стандарта основного общего образования по русскому языку, примерной программы и авторской С.И.Львовой. Программа С.И.Львовой на изучение темы «Наречие» в 7 классе отводит 15 часов.
Я предлагаю модель урока по УМК под редакцией С.И.Львовой. Моя модель- это первый урок.
Урок строился на основе технологии проблемно-диалогического обучения, что даёт возможность каждому школьнику открывать новые знания, способствует его творческому усвоению. Эта технология предполагает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны постановка учебной проблемы- это этап формирования нового знания, в процессе которого школьники выдвигают гипотезы, обеспечивая «открытие» знаний путём проб и ошибок. Именно на проблемно-диалогических уроках у школьников формируется интерес к новому материалу, достигается понимание материала учениками, поскольку они сами «открывают» знания. При этом учащиеся не боятся высказывать своё мнение, даже если оно ошибочное, проявляют активность. Учитель выступает в роли наставника, который помогает получать новые знания.
Тема: Наречие как часть речи.
Цели урока:
для учителя:
1.Образовательная:выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить его в тексте и определять зависимость от других частей речи, выявить их морфологические признаки и синтаксическую роль.
2.Развивающая: расширить словарный запас учащихся за счёт употребления наречий в текстах, развивать устную речь учащихся, их умение анализировать, мыслить, контролировать свою речь, сопоставлять и делать выводы.
3.Воспитательная:воспитывать бережное отношение и уважение к родному языку; формировать интерес к изучению предмета на примере текстов известных писателей.
для учащихся:
знать: уметь:
общее грамматическое значение отличать наречие от других частей
наречия; морфологические признаки речи; находить наречия в тексте;
и синтаксическую роль. употреблять их в конкретной
речевой ситуации.
Оборудование,наглядность: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал с текстами, карточки, портрет А.М.Горького, высказывание о наречии, таблицы по русскому языку по теме «Наречие».
Планируемые результаты:
Личностные:
1.уважительное отношение к родному языку;
2.стремление к речевому самосовершенствованию;
3.пополнение словарного запаса;
4.способность к самооценке.
Метапредметные:
1.способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2.взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Учитель:Ребята, перед вами на столе лежат карточки. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
(Ученики сигнализируют о своём эмоционально-психологическом состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками).
Для того чтобы настроить учащихся на понимание значимости данной темы, обеспечить позитивное отношение к данному материалу, а также с целью выявления эмоционально-психологического состояния учащихся на уроке, была проведена игра «Солнце».
Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя М.Горького:
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
Учитель:Ребята, а для того, чтобы наша речь была точной, образной, выразительной, как мы должны относиться к русскому языку?
Учитель:Какой вопрос можно поставить к этим словам?
Учащиеся: Как? Каким образом?
Учитель:Какая часть речи отвечает на эти вопросы?
Учащиеся:Наречие.
Учитель:Обратимся ещё раз к словам М.Горького. Что говорит автор о русском языке?
Учащиеся:Русский язык необыкновенно богат наречиями.
Учитель:Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
(запись на доске и в тетрадях темы урока «Наречие как часть речи»)
Для того чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала, убедить в необходимости изучения данной темы, заинтересовать учащихся, была проведена работа с эпиграфом, поставлен проблемный вопрос и сформулированы цели урока.
Учитель:На каждом этапе урока вы должны поставить себе оценку. По этим оценкам я поставлю итоговую отметку. Если вы не согласны со мной, можете аргументировано оспаривать её.
(Учащимся дается лист самооценки)
№
Этапы урока, виды работы
Оценка
примечание
1
Повторение
2
Изучение нового учебного материала
3
Закрепление учебного материала
4
Работа с текстом
5
Лингвистический эксперимент
6
Работа по картине
Чтобы оценить свою работу на каждом этапе урока, учащиеся получили листы самооценки.
2.Повторение изученного материала.
Учитель: Когда мы повторяли самостоятельные части речи, Вова и Лена отсутствовали. Кто готов ребятам помочь вспомнить грамматические признаки глагола, имени прилагательного, причастия и деепричастия?
(учащиеся по очереди называют признаки глагола, имени существительного, прилагательного, причастия и деепричастия, а учитель прикрепляет на доске карточки с признаками этих частей речи).
Учитель: Как вы думаете, зачем мы повторили эти части речи?
Учащиеся: Значит, та часть речи, которую мы должны изучить, сочетается с этими частями речи.
Речевая ситуация была использована на уроке с целью повторения морфологических признаков самостоятельных частей речи.
Историческая справка о наречии.
(Сообщение учащихся «Из истории наречия»)
С целью расширения знаний о наречии, как части речи, учащимися была подготовлена историческая справка.
2)Слово учителя.
Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чём-то с наречием сходных. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока.
3)Работа с текстом.
(На экран проецируется текст)
Сентябрь- ч…родей цвета. Чистое голубое небо тонкое с…ребро паутины в воздух… б…гряные лист…я осины созд…ют его неповт…римую п…литру.
Под осе(н,нн)ими лучами солнца тихо дремл...т лес. Солнеч(?)ные лучи ныряют в ч…щу ро…ко зажигая кое-где р…синки.
Каких только оттенков (не)увид…шь! По-новому кр…сивые ст…ят в тонкой поз…лоте берё…ки ярко г…рят красные пл…ды рябины.
Красоч(?)на п…литра сентября. Я как-то особенно люблю этого поистине ч…родея цвета.
-Прочитайте выразительно. Докажите, что это текст.
-Как можно озаглавить его?
-Какова основная мысль текста?
-Объясните орфограммы в тексте.
-Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.
-Выпишите из текста наречия с теми словами, к которым они относятся.
(Дремлет тихо, ярко горят, робко зажигая, как-то особенно, по-новому красивые)
Учитель:От каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в этих словосочетаниях? Сделайте вывод.
Вывод 1: наречия сочетаются с глаголами (чаще всего), с глагольными формами (причастием и деепричастием, а также с прилагательными и другими наречиями.
-Наречия могут сочетаться и с именем существительным (на экране запись с примерами: поворот налево, яйца всмятку, взгляд исподлобья).
-Что обозначает имя существительное, имя прилагательное, глагол, глагольные формы?
-А наречие? Каково его грамматическое значение?
Вывод 2: о грамматическом значении наречия.
Наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие. Следовательно, наречие обозначает признак действия. (дремлет тихо, робко зажигая, ярко горят); признак признака (как-то особенно, по-новому красивые); признак предмета (поворот налево, яйца вкрутую).
-Какова же синтаксическая роль наречий?
Синтаксический разбор предложения.
По-новому красивые стоят в тонкой позолоте берёзки, ярко горят красные плоды рябины.
Вывод 3: в предложении наречия чаще всего являются обстоятельствами.
-Можно ли изменить наречие?
Запись предложения.
Солнце медленно передвигает свой закатный блеск на север.
-Назовите наречие. От слова какой части речи задаём вопрос? Попробуйте изменить наречие
Вывод: окончание в глаголе изменяется, а наречие изменить нельзя, значит и окончаний оно не имеет.
Вывод 4: наречие- неизменяемая часть речи.
Большие учебно-воспитательные задачи поставлены и реализованы на 3 этапе. Исследовательская работа с текстом была проведена с целью формирования умения учащихся отличать наречие от других частей речи; находить его в тексте, тренировать учащихся в определении грамматических признаков наречий, роли наречия в словосочетании и предложении; совершенствовать умение учащихся проводить синтаксический разбор словосочетаний и предложений с наречиями. Одновременно была проведена работа над орфограммами и пунктограммами. Работа с текстом позволила учащимся вспомнить основные признаки текста. Ребята доказывали, что данный отрывок является текстом, определяли основную мысль текста, озаглавливали.
4)Работа с учебником.
(учащимся предложено сверить свои выводы о наречии как части речи с материалом учебника на стр.3 п.14.
Учитель: Есть ли в учебнике какие-то дополнительные сведения о наречии?
-Устно изложите содержание текста по следующему плану:
1.общее грамматическое значение наречия.
2.морфологические признаки.
3.синтаксическая роль.
Самостоятельная работа с учебником способствовала развитию умения сопоставлять, анализировать и обобщать полученные знания о наречии и делать выводы.
Физкультминутка.
Уч-ль. Я назову слова разных частей речи. Если вы услышите наречие – наклон направо, прилагательное – налево, глагол– вперед, если затрудняетесь определить – круговые движения головой.
Ребята, сейчас мы понаблюдаем за ролью и употреблением наречий в тексте, что они нам дают, какой делают нашу речь, каким членом предложения чаще всего являются?
Задание: Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите наречия, выпишите их.
1.Дремлет взрытая д…рога,
Ей сегодня прим…чталось,
Что совсем- совсем (не)много
Ждать зимы с…дой осталось…
(С.Есенин)
Задание :Какой образ создаёт автор? Какие части речи помогают передать мироощущение писателя?
2.Как грустный взгляд люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу-
На небо белое гляжу
Да на верхушки тёмных сосен.
(И.С.Тургенев)
Задание: Найдите наречия. Сколько их? Сколько частей в этом предложении? Какое оно простое или сложное? Подчеркните наречие как члены предложения.
3.Птицы, в стаи сбиваясь шумливо,
Клином тянут неспешно на юг,
И кленовый листок торопливо
От земли отрывается вдруг.
(Е.В.Кучеров)
-Какова роль наречий в текстах? Какой делают нашу речь наречия?
Вывод: наречия служат для выражения состояния души человека и состояния природы. Делают нашу речь точной, образной, выразительной.
2). Лингвистический эксперимент.
-Попробуем убрать наречия из текста №3. Что изменилось?
(Текст потерял свою образность, выразительность. Мы не знаем, как собираются птицы, как они летят на юг, как отрывается от земли листок).
-Подумайте, что значит шумливо? (шумно, громко)
-А какими синонимами можно заменить наречия неспешно, торопливо? (медленно, быстро).
Вывод: роль наречий в тексте очевидна. Они не только уточняют, но и делают нашу речь богаче, образнее, поэтичнее, интереснее, необычнее.
Формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях наречий помогла работа с поэтическими текстами. Чтобы показать выразительность и образность наречий в тексте был проведён также «Лингвистический эксперимент» и лексическая работа.
Закрепить знания теоретического материала по теме, установить правильность и осознанность учащимися изучаемого материала, обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изучаемого материала помогла работа в группах. Эта работа способствовала более полному, осознанному рассмотрению проблемы.
3).Распространите данные предложения наречиями.
… и … сияло над свинцовыми тучами голубое небо. Облака бежали … . … они затуманили солнце. Погасал его блеск. В саду становилось … и … .
(ярко, низко, пустынно, скоро, скучно, холодно).
-Прочитайте предложения. Какие предложения звучат выразительнее, эмоциональнее, красивее? Это слова какой части речи?
4).Работа по картине.
-Ребята, самые мягкие, трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Русский художник И.И.Левитан, также как и Пушкин, Есенин, Тургенев и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года. Левитан написал около ста осенних картин. Картина «Золотая осень»- одна из замечательных работ художника.
(картина проецируется на экран)
Используя картину, постарайтесь составить словосочетания, соответстующие схемам:
В целях эстетического развития учащихся и воспитания любви к природе была проведена работа по картине И.И.Левитана «Золотая осень». Учащимися были составлены рабочие материала для написания домашнего сочинения-миниатюры на тему « Золотая осень».
5.Итог урока. Мотивация на обучение.
Возвращаемся к целям урока, поставленным в начале урока. Поэтапно, по пунктам обсуждаем, что мы делали и к какому выводу пришли.
-Поднимите руку, кто понял сегодняшнюю тему урока. Если, кто-то не всё понял, не стесняйтесь. Непонимание- дверь к пониманию и ошибка- тоже результат деятельности.
-Найдите, что сегодня получилось, а что мы могли бы сделать лучше в следующие уроки. Звучит музыка.
При подготовке урока я опиралась на метод исследования, в основе которого лежит педагогика сотрудничества и поиска. Целью обучения в сотрудничестве должно явиться осознание каждым учеником личного участия и ответственности за успех совместной работы.
6. Домашнее задание.
Сегодня каждый для себя сам выберет посильное и интересное домашнее задание.
1.Придумать (вспомнить) и написать пословицы и поговорки с наречиями (1 балл).
2.Выполнить упр.481 (2 балла).
3.Подобрать поэтические тексты на тему «Осень», выписать наречия с тем словами, к которым они относятся (3 балла).
4.Сочинение-миниатюра на тему «Осень на Дону» ( с использованием наречий) (4 балла).
Минимальное количество баллов-3.
Успехов вам, ребята, и спасибо за работу!
Домашнее задание было дифференцированным и явилось логическим продолжением работы на уроке. В течение урока учащиеся наблюдали за тем, как используются выразительные возможности наречий, поэтому они должны были хорошо справиться с домашней работой (составить текст, используя наречия).
Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата: каждый из учебно-воспитательных моментов работал на конечный результат. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением. Осуществлению развивающего аспекта триединой цели также способствовали все учебно-воспитательные моменты: развитие орфографической зоркости и пунктуационной грамотности; умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить развивалось при решении проблемных ситуаций, подведении итогов урока. Задача воспитания коллектива данного класса осуществлялась через создание дружеской, творческой атмосферы урока.
Урок полностью отвечал принципам индивидуально-личностного подхода. Ученики чувствовали себя хозяевами урока, его соавторами и проявили следующие субъективные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умения делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию. На уроке сочетались фронтальная работа с классом с индивидуальной работой с отдельными учащимися, поощрялись индивидуальные творческие достижения детей. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта.