Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Наречие как часть речи.

Размещено: Любовь Александровна Золотарева - ср, 18/12/2013 - 10:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Золотарёва Любовь Александровна
Место работы, должность: 
МБОУ "Николаевская СОШ", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

 

1.Образовательная:выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить его в тексте и определять зависимость от других частей речи, выявить их морфологические признаки и синтаксическую роль.

2.Развивающая: расширить словарный запас учащихся за счёт употребления наречий в текстах, развивать устную речь учащихся, их умение анализировать, мыслить, контролировать свою речь, сопоставлять и делать выводы.

3.Воспитательная:воспитывать бережное отношение и уважение к родному языку; формировать интерес к изучению предмета на примере текстов известных писателей. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Львова С.И. Русский язык. 7 класс Ч.2 : учеб. для общеобразоват. учреждений - 4-е изд., испр. -  М.: Мнемозина, 2009

2. Львова С.И. Русский язык. 7 класс Ч.3 : справочные материалы: приложение к учебнику - 4-е изд., стер. -  М.: Мнемозина, 2009 

3. Тематические тесты по русскому языку. Н.М. Кабанова. М.: 2006.

4. Рабочая тетрадь 7 класс. Комплексный анализ текста. А.Б. Малюшкин. Творческий центр. М.: 2009.

 

Используемая методическая литература: 

 1. Уроки русского языка. 7 класс: пособие для учителя к учебнику с.И. Львовой и В.В. Львова "русский язык. 7 класс/ И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. - М.: Мнемозина, 2011. 

Используемое оборудование: 

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный  проектор, раздаточный материал с текстами, карточки, портрет А.М.Горького, высказывание о наречии, таблицы по русскому языку по теме «Наречие».  

Краткое описание: 
Урок строился на основе технологии проблемно-диалогического обучения, что даёт возможность каждому школьнику открывать новые знания, способствует его творческому усвоению. Эта технология предполагает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны постановка учебной проблемы- это этап формирования нового знания, в процессе которого школьники выдвигают гипотезы, обеспечивая «открытие» знаний путём проб и ошибок. Именно на проблемно-диалогических уроках у школьников формируется интерес к новому материалу, достигается понимание материала учениками, поскольку они сами «открывают» знания. При этом учащиеся не боятся высказывать своё мнение, даже если оно ошибочное, проявляют активность. Учитель выступает в роли наставника, который помогает получать новые знания.

 

 

 

 

 

Конспект учебного занятия

предмет: русский язык

класс: 7

 

Тема учебного занятия: Наречие как часть речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Константиновский район

Филиал МБОУ «Николаевская СОШ» Мариинская ООШ.

Учитель: Л.А.Золотарёва

Конспект учебного занятия с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

 

Константиновский район

Филиал МБОУ «Николаевская СОШ» Мариинская ООШ.

Учитель: Золотарёва Л.А.

 

Предмет: русский язык.

Класс: 7

Тема учебного занятия: Наречие как часть речи.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

   Тема для модели урока выбрана на основе стандарта основного общего образования по русскому языку, примерной программы и авторской С.И.Львовой. Программа С.И.Львовой на изучение темы «Наречие» в 7 классе отводит 15 часов.

  

Я предлагаю модель урока по УМК под редакцией С.И.Львовой. Моя модель- это первый урок.

Урок строился на основе технологии проблемно-диалогического обучения, что даёт возможность каждому школьнику открывать новые знания, способствует его творческому усвоению. Эта технология предполагает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны постановка учебной проблемы- это этап формирования нового знания, в процессе которого  школьники выдвигают гипотезы, обеспечивая «открытие» знаний путём проб и ошибок. Именно на проблемно-диалогических уроках у школьников формируется интерес к новому материалу, достигается понимание материала учениками, поскольку они сами  «открывают» знания. При этом учащиеся не боятся высказывать своё мнение, даже если оно ошибочное, проявляют активность. Учитель выступает в роли наставника, который помогает получать новые знания.

 

                   

Тема: Наречие как часть речи.

 

Цели урока:

для учителя:

1.Образовательная:выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить его в тексте и определять зависимость от других частей речи, выявить их морфологические признаки и синтаксическую роль.

2.Развивающая: расширить словарный запас учащихся за счёт употребления наречий в текстах, развивать устную речь учащихся, их умение анализировать, мыслить, контролировать свою речь, сопоставлять и делать выводы.

3.Воспитательная:воспитывать бережное отношение и уважение к родному языку; формировать интерес к изучению предмета на примере текстов известных писателей.

 

для учащихся:

знать:                                                                                                уметь:                                          

общее грамматическое значение                  отличать наречие от других частей

наречия; морфологические признаки           речи; находить наречия в тексте;

и синтаксическую роль.                                 употреблять их в конкретной

                                                                          речевой ситуации.

                         

Оборудование,наглядность: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный  проектор, раздаточный материал с текстами, карточки, портрет А.М.Горького, высказывание о наречии, таблицы по русскому языку по теме «Наречие».

Планируемые результаты:

Личностные:

1.уважительное отношение к родному языку;

2.стремление к  речевому самосовершенствованию;

3.пополнение словарного запаса;

4.способность к самооценке.

 

 Метапредметные:

1.способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

2.взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

 

Предметные:

1.Развитие творческой самостоятельности;

Содержание урока

1.Организационный момент. Мотивация. Актуализация знаний.

1) Игра «Солнце».

 

Учитель:Ребята, перед вами на столе лежат карточки. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

(Ученики сигнализируют о своём эмоционально-психологическом состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками).

 

Для того  чтобы настроить учащихся на понимание значимости данной темы, обеспечить позитивное отношение к данному материалу, а также с целью выявления эмоционально-психологического состояния учащихся на уроке, была проведена игра «Солнце».

Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя М.Горького:

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

Учитель:Ребята, а для того, чтобы наша речь была точной, образной, выразительной, как мы должны относиться к русскому языку?

Учащиеся:Бережно, аккуратно, серьёзно, внимательно, уважительно.

Учитель:Какой вопрос можно поставить к этим словам?

Учащиеся: Как? Каким образом?

Учитель:Какая часть речи отвечает на эти вопросы?

Учащиеся:Наречие.

Учитель:Обратимся ещё раз к словам М.Горького. Что говорит автор о русском языке?

Учащиеся:Русский язык необыкновенно богат наречиями.

Учитель:Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

(запись на доске и в тетрадях темы урока «Наречие как часть речи»)

Для того чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала, убедить в необходимости изучения данной темы, заинтересовать учащихся, была проведена работа с эпиграфом, поставлен проблемный вопрос и сформулированы цели урока.

Учитель:На каждом этапе урока вы должны поставить себе оценку. По этим оценкам я поставлю итоговую отметку. Если вы не согласны со мной, можете аргументировано оспаривать её.

 (Учащимся дается лист самооценки)

 

Этапы урока, виды работы

Оценка

примечание

1

Повторение

 

 

2

Изучение нового учебного материала

 

 

3

Закрепление учебного материала

 

 

4

Работа с текстом

 

 

5

Лингвистический эксперимент

 

 

6

Работа по картине

 

 

 

Чтобы оценить свою работу на каждом этапе урока,  учащиеся получили листы самооценки.

2.Повторение изученного материала.

Учитель: Когда мы повторяли самостоятельные части речи,  Вова и Лена отсутствовали. Кто готов ребятам помочь вспомнить грамматические признаки глагола, имени прилагательного, причастия и деепричастия?

(учащиеся по очереди называют признаки глагола, имени существительного, прилагательного, причастия и деепричастия, а учитель прикрепляет на доске карточки с признаками этих частей речи).

Учитель: Как вы думаете, зачем мы повторили эти части речи?

Учащиеся: Значит, та часть речи, которую мы должны изучить, сочетается с этими частями речи.

Речевая ситуация была использована на уроке с целью повторения морфологических признаков самостоятельных частей речи.

  1. Историческая справка о наречии.

 (Сообщение учащихся «Из истории наречия»)

С целью расширения знаний о наречии, как части речи, учащимися была подготовлена историческая справка.

2)Слово учителя.

Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чём-то с наречием сходных. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока.

3)Работа с текстом.

(На экран проецируется текст)

     Сентябрь- ч…родей цвета. Чистое голубое небо тонкое с…ребро паутины в воздух… б…гряные лист…я осины созд…ют его неповт…римую п…литру.

    Под     осе(н,нн)ими лучами солнца тихо дремл...т лес. Солнеч(?)ные лучи ныряют в ч…щу ро…ко зажигая кое-где р…синки.

    Каких только оттенков (не)увид…шь! По-новому кр…сивые ст…ят в тонкой поз…лоте берё…ки ярко г…рят красные пл…ды рябины.

    Красоч(?)на п…литра сентября. Я как-то особенно люблю этого поистине ч…родея цвета.

-Прочитайте выразительно. Докажите, что это текст.

-Как можно озаглавить его?

-Какова основная мысль текста?

-Объясните орфограммы в тексте.

-Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.

-Выпишите из текста наречия с теми словами, к которым они относятся.

(Дремлет тихо, ярко горят, робко зажигая, как-то особенно, по-новому красивые)

Учитель:От каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в этих словосочетаниях?  Сделайте вывод.

Вывод 1: наречия сочетаются  с глаголами (чаще всего), с глагольными формами (причастием и деепричастием, а также с прилагательными и другими наречиями.

-Наречия могут сочетаться и с именем существительным (на экране запись с примерами: поворот налево, яйца всмятку, взгляд исподлобья).

-Что обозначает имя существительное, имя прилагательное, глагол, глагольные формы?

-А наречие? Каково его грамматическое значение?

 Вывод 2: о грамматическом значении наречия.

Наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие. Следовательно, наречие обозначает признак действия. (дремлет тихо, робко зажигая, ярко горят); признак признака (как-то особенно, по-новому красивые); признак предмета (поворот налево, яйца вкрутую).

-Какова же синтаксическая роль наречий?

Синтаксический разбор предложения.

По-новому красивые стоят в тонкой позолоте берёзки, ярко горят красные плоды рябины.

Вывод 3: в предложении наречия чаще всего являются обстоятельствами.

-Можно ли изменить наречие?

Запись предложения.

Солнце медленно передвигает свой закатный блеск на север.

-Назовите наречие. От слова какой части речи задаём вопрос? Попробуйте изменить наречие

Передвигает медленно, передвигали медленно, передвигаешь медленно…

Вывод: окончание в глаголе изменяется, а наречие изменить нельзя, значит и окончаний оно не имеет.

 Вывод 4: наречие- неизменяемая часть речи.

Большие учебно-воспитательные задачи поставлены и реализованы на 3 этапе. Исследовательская работа с текстом была проведена с целью формирования умения учащихся отличать наречие от других частей речи; находить его в тексте, тренировать учащихся в определении грамматических признаков наречий,  роли наречия в словосочетании и  предложении; совершенствовать умение учащихся проводить синтаксический разбор словосочетаний и предложений  с наречиями. Одновременно была проведена работа над орфограммами и пунктограммами. Работа с текстом позволила учащимся вспомнить основные признаки текста. Ребята доказывали, что данный отрывок является текстом, определяли основную мысль текста, озаглавливали.

4)Работа с учебником.

(учащимся предложено сверить свои выводы о наречии как части речи с материалом учебника на стр.3 п.14.

Учитель: Есть ли в учебнике какие-то дополнительные сведения о наречии?

-Устно изложите содержание текста по следующему плану:

1.общее грамматическое значение наречия.

2.морфологические признаки.

3.синтаксическая роль.

Самостоятельная работа с учебником способствовала развитию умения сопоставлять, анализировать и обобщать полученные знания о наречии и делать выводы.

Физкультминутка.

Уч-ль. Я назову слова разных частей речи. Если вы услышите наречие – наклон направо, прилагательное – налево, глагол– вперед, если затрудняетесь определить – круговые движения головой.

Тихо, тихий, падает, падающий, быстро, быстрый, летит, летящий, красиво, красивый, порхает, желтеющий, медленно, медленный, играет, игравший, ложится.

4.Закрепление учебного материала

 1). Работа с поэтическими текстами (в группах)

(тексты проецируются на экран)

Ребята, сейчас мы понаблюдаем за ролью и употреблением наречий в тексте, что они нам дают, какой делают нашу речь, каким членом предложения чаще всего являются?

Задание: Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите наречия, выпишите их.

1.Дремлет взрытая д…рога,

Ей сегодня прим…чталось,

Что совсем- совсем (не)много

Ждать зимы с…дой осталось…

                                  (С.Есенин)

Задание :Какой образ создаёт автор? Какие части речи помогают передать мироощущение писателя?

2.Как грустный взгляд люблю я осень.

В туманный, тихий день хожу

Я часто в лес и там сижу-

На небо белое гляжу

Да на верхушки тёмных сосен.

                                      (И.С.Тургенев)

Задание: Найдите наречия. Сколько их? Сколько частей в этом предложении? Какое оно простое или сложное? Подчеркните наречие как члены предложения.

3.Птицы, в стаи сбиваясь шумливо,

Клином тянут неспешно на юг,

И кленовый листок торопливо

От земли отрывается вдруг.

                                        (Е.В.Кучеров)

-Какова роль наречий в текстах? Какой делают нашу речь наречия?

Вывод: наречия служат для выражения состояния души человека и состояния природы. Делают нашу речь точной, образной, выразительной.

2). Лингвистический эксперимент.

-Попробуем убрать наречия из текста №3. Что изменилось?

(Текст потерял свою образность, выразительность. Мы не знаем, как собираются птицы, как они летят на юг, как отрывается от земли листок).

-Подумайте, что значит шумливо? (шумно, громко)

-А какими синонимами можно заменить наречия неспешно, торопливо? (медленно, быстро).

Вывод: роль наречий в тексте очевидна. Они не только уточняют, но и делают нашу речь богаче, образнее, поэтичнее, интереснее, необычнее.

 

Формировать  представление об изобразительно-выразительных возможностях наречий   помогла работа с поэтическими текстами. Чтобы показать выразительность и образность наречий в тексте был проведён также «Лингвистический эксперимент» и лексическая работа.

Закрепить знания теоретического материала по теме, установить правильность и осознанность учащимися изучаемого материала, обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изучаемого материала помогла работа в группах. Эта работа способствовала более полному, осознанному рассмотрению проблемы.

3).Распространите данные предложения наречиями.

… и … сияло над свинцовыми тучами голубое небо. Облака бежали … . … они затуманили солнце. Погасал его блеск. В саду становилось … и … .

(ярко, низко, пустынно, скоро, скучно, холодно).

-Прочитайте предложения. Какие предложения звучат выразительнее, эмоциональнее, красивее? Это слова какой части речи?

4).Работа по картине.

-Ребята, самые мягкие, трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Русский художник И.И.Левитан, также как и Пушкин, Есенин, Тургенев и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года. Левитан написал около ста осенних картин. Картина «Золотая осень»- одна из замечательных работ художника.

(картина проецируется на экран)

Используя картину, постарайтесь составить словосочетания, соответстующие схемам:

глаг.+ нареч.                   прил.+нареч.                     сущ.+нареч.                 нареч.+нареч.

В целях эстетического развития учащихся и воспитания любви к природе была проведена работа по картине И.И.Левитана «Золотая осень». Учащимися были составлены рабочие материала для написания домашнего сочинения-миниатюры на тему « Золотая осень».

  5. Итог урока. Мотивация на обучение.

Возвращаемся к целям урока, поставленным в начале урока. Поэтапно, по пунктам обсуждаем, что мы делали и к какому выводу пришли.

-Поднимите руку, кто понял сегодняшнюю тему урока. Если, кто-то не всё понял, не стесняйтесь. Непонимание- дверь к пониманию и ошибка- тоже результат деятельности.

-Найдите, что сегодня получилось, а что мы могли бы сделать лучше в следующие уроки. Звучит музыка.

При подготовке урока я опиралась на метод исследования, в основе которого лежит педагогика сотрудничества и поиска. Целью обучения в сотрудничестве должно явиться осознание каждым учеником личного участия и ответственности за успех совместной работы.

6. Домашнее задание.

Сегодня каждый для себя сам выберет посильное и интересное домашнее задание.

1.Придумать (вспомнить) и написать пословицы и поговорки с наречиями (1 балл).

2.Выполнить упр.481 (2 балла).

3.Подобрать поэтические тексты на тему «Осень», выписать наречия с тем словами, к которым они относятся (3 балла).

4.Сочинение-миниатюра на тему «Осень на Дону» ( с использованием наречий) (4 балла).

Минимальное количество баллов-3.

Успехов вам, ребята, и спасибо за работу!

Домашнее задание было дифференцированным и явилось логическим продолжением работы на уроке. В течение урока учащиеся наблюдали за тем, как используются выразительные возможности наречий, поэтому они должны были хорошо справиться с домашней работой (составить текст, используя наречия).

Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата: каждый из учебно-воспитательных моментов работал на конечный результат. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением. Осуществлению развивающего аспекта триединой цели также способствовали все учебно-воспитательные моменты: развитие орфографической зоркости и пунктуационной грамотности; умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить развивалось при решении проблемных ситуаций, подведении итогов урока. Задача воспитания коллектива данного класса осуществлялась через создание дружеской, творческой атмосферы урока.

Урок полностью отвечал принципам индивидуально-личностного подхода. Ученики чувствовали себя хозяевами урока, его соавторами и проявили следующие субъективные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умения делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию. На уроке сочетались фронтальная работа с классом с индивидуальной работой с отдельными учащимися, поощрялись индивидуальные творческие достижения детей. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта.  

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн