«Развитие скоростных способностей на занятиях по легкой атлетике у школьников 12-13 лет».
Эта тема достаточно актуальна, так как формирование физической культуры у школьников - одно из направлений образовательной политики на современном этапе развития российского общества и школы.
Концепция модернизации российского образования, направленная на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, предполагает «повышение удельного веса и качества занятий физической культурой» [5 ].
Легкая атлетика играет ведущую роль в развитии основных двигательных качеств: силы, выносливости, ловкости и быстроты. Скоростные способности обеспечивают успешность двигательной деятельности, полноценное и гармоничное физическое развитие, являются необходимыми практически в любом виде спорта, а также для службы в вооруженных силах.
Физическое качество быстрота тесно связано с силой мышц, техникой, гибкостью, способностью к расслаблению и степенью волевого усилия. Быстрота проявляется во всех физических качествах: скоростно-силовых, ловкости, силе. Без быстроты трудно развивать эти качества.
Наше исследование мы провели с учащимися средних классов в связи с тем, что к 11-15 годам скоростные способности изменяются и развиваются менее интенсивно, чем в младшем школьном возрасте, хотя для развития быстроты средний школьный возраст довольно плодотворное время. Мы выбрали легкую атлетику, считая ее наиболее оптимальной для проведения эксперимента по развитию быстроты у учащихся в короткий период стажерской практики. Нами были определены условия, реализация которых позволила развивать быстроту более интенсивно.
Исходя из выше изложенного, была сформулирована проблема исследования: недостаточное развитие скоростных способностей школьников 12-13 лет на занятиях по легкой атлетике.
Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования: процесс развития скоростных способностей.
Предмет исследования: методы и средства развития скоростных способностей у учащихся 12-13 лет.
Анализ научной литературы, сложившегося опыта по проблеме исследования, позволили сформулировать гипотезу, согласно которой процесс развития скоростных способностей учащихся средних классов будет эффективным, если:
1) комплексы упражнений на развитие скоростных способностей будут проводиться фронтальным методом;
2) систематически в конце подготовительной части урока будут проводиться упражнения на развитие скоростных способностей;
3) осуществлять сочетание собственно скоростных упражнений с общеподготовительными.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой нами были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать сущность, структуру, средства и методы развития скоростных способностей применяемых на уроках легкой атлетикой учителями Хатнянской средней школы;
2. Провести диагностику уровня развития скоростных способностей;
3. Апробировать совокупность условий, выдвинутых в гипотезе;
4. Провести сравнительный анализ полученных результатов в экспериментальном и контрольном классах;
5. Обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа научной литературы;
2. Метод анализа школьной документации;
3. Наблюдение;
4. Эксперимент;
5. Тестирование;
6. Методы математико-статистической обработки.
|