Прищепа Т.А., доцент Томского государственного педагогического университета
Авторский материал (ссылка обязательна)
ЛЕКЦИИ
Информационная компетентность как педагогическая категория
Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. Существуют два основных подхода к определению информационной компетентности. Первый из них базируется только на использовании технологических компьютерных средств в процессах работы с информацией. Второй трактует информационную компетентность как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с возможным использованием технологических средств [2]
Следует отметить, что второй подход к определению информационной компетентности более распространен, т.к. в современном мире существует много процессов, где человек работает с информацией без использования компьютерных средств. Хотя очевиден тот факт, что информационные компьютерные технологии занимают всю большее значение в процессах обработки, передачи, хранения информации.
Несомненно, что в понятие информационной компетентности входит как способность отбирать, анализировать, обрабатывать и передавать информацию, так и способность использовать для процессов работы с информацией компьютерные технологии. Она состоит из двух групп информационных навыков.Это - базовые навыки работы с информацией и навыки пользования информационными технологиями при работе с информацией. Обратимсякспискунавыков, выделенныхSCONUL (Society of College, National and University Libraries)
К базовым относятся навыки работы с информацией – ее сбор, анализ и обработка для дальнейшего использования:
- Способность осознавать потребность в информации.
- Способность к обнаружению отсутствующей информации и восстановлению, восполнению ее:
- понимать, что существуют различные источники информации;
- уметь выбрать среди большого количества ресурсов только те, которые позволяют решить конкретную задачу;
- знать, как получить доступ к необходимой информации.
- Способность разрабатывать стратегии поиска информации:
- четко формулировать запрос на требуемую информацию;
- разрабатывать систематические методы поиска;
- понимать принципы создания баз знаний и работы с ними.
- Способность отбирать информацию:
- использовать различные техники поиска;
- применять коммуникативно-информационные технологии;
- работать с библиографическими и аннотационными службами, архивами, базами данных;
- быть в курсе новейших технологий и уметь их применить.
- Способность сравнивать и оценивать информацию:
- понимать, что информация может быть субъективна;
- реферировать научные публикации;
- оценивать достоверность информации;
- уметь работать с несколькими источниками одновременно.
- Способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию:
- выбирать подходящий способ работы с информацией в конкретной ситуации;
- составлять собственную систему знаний для удобства дальнейшей работы;
- использовать уже имеющуюся информацию для решения задач;
- воспроизводить информацию, используя различные средства;
- осознавать существование проблемы авторских прав.
- Способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание.
К навыкам пользования информационными технологиями относятся:
- Осуществление информационного поиска в Интернет:
- умение пользоваться поисковыми системами, правильно составлять поисковый запрос;
- знать Интернет-порталы, касающиеся профессиональной деятельности;
- уметь находить необходимую информацию с помощью Интернет-каталогов.
- Налаживание общения посредством следующих Интернет-технологий:
- электронная почта;
- чат;
- форумы;
- Использование стандартного программного обеспечения, позволяющего:
- обрабатывать текстовые, табличные, графические документы;
- создавать презентации;
- пользоваться Интернетом;
- просматривать и прослушивать видео/аудиозаписи.
- Использование технических устройств, таких как:
- компьютер;
- оргтехника;
- цифровой/кассетный диктофон;
- видеокамера;
- проектор.
Конечным итогом информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов- информационных моделей: планов, аналитических отчетов обобщения опыта работы, проектов, разработок и т.д., как в компьютерных, так и некомпьютерных формах.
Информационная компетентность дает человеку дополнительные возможности в работе с информацией: уметь быстро обрабатывать большие объемы информации, создавать новое знание, владеть компетенциями в смежных областях, обладать способностью к творчеству, постоянно самосовершенствоваться и самореализовываться.
В структуре понятия "информационная компетентность" можно выделить следующие компоненты:
- когнитивный:отражает процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации), умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную;
- ценностно-мотивационный:характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивида к работе и к жизни в целом, как к ценностным категориям, понимания глобальных изменений в жизни современного общества, непосредственно связанных с информатизацией,степень осознания прямой зависимости будущей успешной карьерной стратегии от владения эффективными приемами работы с информацией, необходимости владеть качественным уровнем информационной компетентности; [2]
- эмоционально-волевой: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности в режимах индивидуальной или групповой работы с информацией, активной самостоятельной работе самого субъекта по освоению приемов работы с информацией, ведущей к саморазвитию, самореализации, умении адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе, умении следовать системе моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
- познавательно-творческий: характеризует опыт познавательной исследовательской деятельности, степень знания способов и действий, определяющих основу познавательной деятельности, обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию;
- деятельностно-технологический:отражает умение классифицировать задачи по типам информации с последующим решением и, при необходимости, выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик; умение создавать информационные модели (в том числе и в различных компьютерных средах); умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий), понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации.
Эти функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс, позволяющий видеть взаимосвязь проблем различных уровней в целостной системе знаний учащихся.
Итак, основными исходными компонентами формирования и развития информационной компетентности являются:
1) совокупность знаний, отражающих систему современного информационного общества (информация, информационные модели, языки описания и т.п.);
2) практический опыт осуществления известных способов работы с информацией, воплощающийся в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт (как базовых, так и технологических);
3) опыт творческой исследовательской, познавательной деятельности, выражающийся в готовности решения новых задач, стоящих перед личностью;
4) мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков работы с информацией.
Рассмотрим более подробно названные компоненты. Первымэлементом являются знания о современном информационном обществе. Можно выделить несколько видов знаний, необходимых для целей обучения: термины, понятия, факты, законы, теории, методологические знания, оценочные знания и др. Определяя структуру системы знаний, можно ориентироваться на фундаментальные и инструментальные знания, необходимые для понимания и усвоения развивающихся областей науки, а также для приобретения соответствующих умений и навыков. Таким образом, рассмотренный элемент компетентности определяет когнитивную составляющую информационной компетентности. [2]
Однако сами знания не обеспечивают умений реального их использования в практической деятельности. Эти знания будут оставаться мертвым грузом, если они не будут обращаться к деятельности, которая проявляется в соответствующих ей умениях. Для того чтобы знание о способе практической деятельности превратилось в умение или навык, необходимо выработать реальный способ деятельности по осуществлению и приобретению опыта его практической реализации. Поэтому вторым элементом информационной компетентности является практический опыт осуществления известных способов деятельности по работе с информацией, воплощенных в умениях и навыках. Данный элемент компетентности определяет деятельностно- технологическую составляющую информационной компетентности.
Опыт творческой деятельности, являющийся третьим элементом информационной компетентности, обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию, имеет особое содержание, отличное от содержания первых двух элементов. Объем знаний, умения, усвоенные по образцу, не обеспечивают необходимое развитие творческих потенциала личности. Творчеству в образовательной деятельности предшествует сформированная готовность творить. Готовность к творческой деятельности не является завершенной характеристикой личности. Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощенных в умениях и навыках, и опыт творческой деятельности образуют познавательно-творческую составляющую информационной компетентности слушателей.
Первые три элемента означают, что для совершения целенаправленного акта деятельности необходимы знания, умения и готовность к их творческой реализации. Но следует помнить, что каждый акт деятельности вызван определенными потребностями и определён соответствующей мотивацией. Четвертым элементом компетентности является наличие знаний о нравственных нормах отношений и практические навыки в соблюдении этих норм, он тесно взаимосвязан с системой социальных потребностей личности. Потребности, в свою очередь, обнаруживаются в мотивах. Таким образом, можно говорить о эмоционально- волевой и ценностно- мотивационной составляющих информационной компетентности, что в совокупности является социальным потенциалом личности.
Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей в современном мире. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к уровню владения приемами работы с информацией современного учащегося. Субъективная сторона информационной компетентности является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность ребенка, его образовательную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.
Рассмотрим более подробно такую категорию, как «субъективная сторона информационной компетентности». Чтобы разобраться с данной проблемой, необходимо понять:
- Как происходят процессы отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации каждым отдельным человеком?
- От каких психологических качеств личности зависит эффективность работы с информацией?
Потребность ученика в информации зависит от степени развития школьника, от его подготовки к использованию полученной информации в процессе деятельности, от уровня информативности и ценности передаваемых ученику знаний. [3]
Учебная информация используется в процессе обучения тем эффективнее, чем больше она скоординирована с познавательной деятельностью ученика, его потребностями, целями, с психологией усвоения информации. Функции такой координации в информационных ситуациях выполняет учитель. Успешное решение педагогических задач невозможно без учета психологических закономерностей и фактов, которые обусловливают ход и результативность учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогический анализ процесса усвоения учебной информации позволяет выделить в нем следующие основные компоненты:
1) восприятие информации;
2) понимание информации (осознание и осмысление информации, обобщение и систематизация информации)
3) запоминание информации;
4) применение информации.
Усвоение учебной информации – целостный процесс. Все его компоненты тесно взаимосвязаны и взаимопроникают, переплетаются в реальном учебном процессе. Однако на отдельных этапах этого учебного процесса могут преобладать восприятие и осознание, осмысление и запоминание, общение, систематизация и применение. К примеру, обобщение информации сопровождает весь процесс ее усвоения, но преобладающая роль обобщения и систематизации присуща заключительному этапу. Учитывая целостный характер процесса усвоения информации следует особо отметить, что каждый компонент, каждое звено этого процесса обязательны и требуют выделения специальных факторов, способствующих его успешной реализации.
Восприятиеучебной информации учеником в значительной степени зависит от его внимания (произвольного и непроизвольного) к этой информации. Поэтому следует выделить свойства информации, обеспечивающие привлечение внимания ученика, форму представления информации (визуальную, словесную, композиционную, техническую) и структурную организацию информации (обзорная, иллюстрирующая и др.). Еще один фактор важен здесь – отношение ученика к познанию информации.
Таблица 1. Факторы успешного восприятия учебной информации.
Характер информации
(свойства)
|
Форма информации и ее структурная организация
|
Ценностная ориентация ученика к информационно-познавательной деятельности
|
- новизна (абсолютная и относительная);
- занимательность;
- парадоксальность;
- конкретность;
- контрастность;
- аналогичность;
- необычность и др.
|
- разнообразная форма информации (словесная, визуальная, композиционное, техническое исполнение);
- неожиданность предъявления информации;
- сочетаемость трудной и легкой для восприятия информации;
- структурированная информация;
- регламентирующая информация;
- иллюстрирующая и поясняющая информация;
- обзорная и обобщающая информация и др.
|
- значимость информации для ученика;
- актуализация прежней информации;
- положительное отношение ученика к процессу получения информации;
- связь информации с чувствами (положительными эмоциями), радостью эстетического обогащения (эмоциональный и эстетический эффекты) и др.
|
Нередко учитель при сообщении учебной информации основную задачу видит только в восприятии учащимися сообщенного материала. Но это не способствует полноценному усвоению учениками полученной информации. Ориентировка учителя на осмысление и первичное обобщение информации учениками значительно уменьшает проявление формализма в учебно-воспитательном процессе. Понимание информации учеником приходит не сразу, а после попытки проникнуть в ее смысл. Для этого нужны определенные логические умения (сравнивать, выделять главное, доказывать, опровергать), а также умения работать с информационными источниками (справочной литературой, первоисточниками, научно-популярной и т.д.).
Литература
- Колин К.К. Социальная информатика как наука и общеобразовательная дисциплина, Открытое образование. 2003. №3. С. 179.
- Хуторской А.В. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения, Российская Академия образования Москва 2006 С. 292
- Хуторская Л.Н., Информационная педагогика, Интернет-журнал «ЭЙДОС» (лауреат Всероссийского конкурса «ИТ-образование в РУНЕТЕ»), 2005 С.12
- Л.М.Фридман, Психопедагогика общего образования, Москва, Институт практической психологии 1997 С. 287
- В.В. Гузеев, Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 1999 С. 97
- Рубинштейн С.Л., Психологическая наука и дело воспитания, Москва, 1976 С.192
- Божович Л.И., Воспитание и целенаправленное формирование личности, Москва, 1974 С. 174
- Выгодский Л.С., История развития высших психических функций, Москва, 1983, Собр.соч - Т.3
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения.- М.: Издательство МГУ, 2003 С. 416
- Платон Собрание сочинений в 4 т.: т.2.- М.: Мысль, 1993 С. 202
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е издание.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000, С. 126
- Немов Р.С., Общие основы психологии, книга 1, Москва, Владос, 2003 С. 686
- Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании, Москва, Владос, 1995 С.543
- Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления», Санкт- Петербург, «Питер», 1997 С.212
- Андреева Г.М. «Социальная психология», Москва, «Аспект Пресс», 1996 С.375
|