Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Информационная компетентность как педагогическая категория

Прищепа Т.А., доцент Томского государственного педагогического университета

Авторский материал (ссылка обязательна)

 

ЛЕКЦИИ

Информационная компетентность как педагогическая категория

Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. Существуют два основных подхода к определению информационной компетентности. Первый из них базируется только на использовании технологических компьютерных средств в процессах работы с информацией. Второй трактует информационную компетентность как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с возможным использованием технологических средств [2]

Следует отметить, что второй подход к определению информационной компетентности более распространен, т.к. в современном мире существует много процессов, где человек работает с информацией без использования компьютерных средств. Хотя очевиден тот факт, что информационные компьютерные технологии занимают всю большее значение в процессах обработки, передачи, хранения информации.


           Несомненно, что в понятие информационной компетентности входит как способность отбирать, анализировать, обрабатывать и передавать информацию, так и способность использовать для процессов работы с информацией компьютерные технологии. Она состоит из двух групп информационных навыков.Это - базовые навыки работы с информацией и навыки пользования информационными технологиями при работе с информацией. Обратимсякспискунавыков, выделенныхSCONUL (Society of College, National and University Libraries)                                                            

К базовым относятся навыки работы с информацией – ее сбор, анализ и обработка для дальнейшего использования:

  1. Способность осознавать потребность в информации.
  2. Способность к обнаружению отсутствующей информации и восстановлению, восполнению ее:
  3. понимать, что существуют различные источники информации;
  4. уметь выбрать среди большого количества ресурсов только те, которые позволяют решить конкретную задачу;
  5. знать, как получить доступ к необходимой информации.
  6. Способность разрабатывать стратегии поиска информации:
  7. четко формулировать запрос на требуемую информацию;
  8. разрабатывать систематические методы поиска;
  9. понимать принципы создания баз знаний и работы с ними.
  10. Способность отбирать информацию:
  11. использовать различные техники поиска;
  12. применять коммуникативно-информационные технологии;
  13. работать с библиографическими и аннотационными службами, архивами, базами данных;
  14. быть в курсе новейших технологий и уметь их применить.
  15. Способность сравнивать и оценивать информацию:
  16. понимать, что информация может быть субъективна;
  17. реферировать научные публикации;
  18. оценивать достоверность информации;
  19. уметь работать с несколькими источниками одновременно.
  20. Способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию:
  21. выбирать подходящий способ работы с информацией в конкретной ситуации;
  22. составлять собственную систему знаний для удобства дальнейшей работы;
  23. использовать уже имеющуюся информацию для решения задач;
  24. воспроизводить информацию, используя различные средства;
  25. осознавать существование проблемы авторских прав.
  26. Способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание.

К навыкам пользования информационными технологиями относятся:

  1. Осуществление информационного поиска в Интернет:
  2. умение пользоваться поисковыми системами, правильно составлять поисковый запрос;
  3. знать Интернет-порталы, касающиеся профессиональной деятельности;
  4. уметь находить необходимую информацию с помощью Интернет-каталогов.
  5. Налаживание общения посредством следующих Интернет-технологий:
  6. электронная почта;
  7. чат;
  8. форумы;
  9. Использование стандартного программного обеспечения, позволяющего:
  10. обрабатывать текстовые, табличные, графические документы;
  11. создавать презентации;
  12. пользоваться Интернетом;
  13. просматривать и прослушивать видео/аудиозаписи.
  14. Использование технических устройств, таких как:
  15. компьютер;
  16. оргтехника;
  17. цифровой/кассетный диктофон;
  18. видеокамера;
  19. проектор.

Конечным итогом информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов- информационных моделей: планов, аналитических отчетов обобщения опыта работы, проектов,  разработок и т.д., как в компьютерных, так и некомпьютерных формах.


Информационная компетентность дает человеку дополнительные возможности в работе с информацией: уметь быстро обрабатывать большие объемы информации, создавать новое знание, владеть компетенциями в смежных областях, обладать способностью к творчеству, постоянно самосовершенствоваться и самореализовываться.

 В структуре понятия "информационная компетентность" можно выделить следующие компоненты:

  • когнитивный:отражает процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации), умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную;
  • ценностно-мотивационный:характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивида к работе и к жизни в целом, как к ценностным категориям, понимания глобальных изменений в жизни современного общества, непосредственно связанных с информатизацией,степень осознания прямой зависимости будущей успешной карьерной стратегии от владения эффективными приемами работы с информацией, необходимости владеть качественным уровнем информационной компетентности; [2]
  • эмоционально-волевой: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности в режимах индивидуальной или групповой работы с информацией, активной самостоятельной работе самого субъекта по освоению приемов работы с информацией, ведущей к саморазвитию, самореализации, умении адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе, умении следовать системе моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
  • познавательно-творческий: характеризует опыт познавательной исследовательской деятельности, степень знания способов и действий, определяющих основу познавательной деятельности, обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию;
  •      деятельностно-технологический:отражает умение классифицировать задачи по типам информации с последующим решением и, при необходимости, выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик; умение создавать информационные модели (в том числе и в различных компьютерных средах); умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий), понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации.

Эти функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс, позволяющий видеть взаимосвязь проблем различных уровней в целостной системе знаний учащихся.

Итак, основными исходными компонентами формирования и развития информационной компетентности являются:

1) совокупность знаний, отражающих систему современного информационного общества (информация, информационные модели, языки описания и т.п.);

2) практический опыт осуществления известных способов работы с информацией, воплощающийся в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт (как базовых, так и технологических);

3) опыт творческой исследовательской, познавательной деятельности, выражающийся в готовности решения новых задач, стоящих перед личностью;

4) мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков работы с информацией.

Рассмотрим более подробно названные компоненты. Первымэлементом являются знания о современном информационном обществе. Можно выделить несколько видов знаний, необходимых для целей обучения: термины, понятия, факты, законы, теории, методологические знания, оценочные знания и др. Определяя структуру системы знаний, можно ориентироваться на фундаментальные и инструментальные знания, необходимые для понимания и усвоения развивающихся областей науки, а также для приобретения соответствующих умений и навыков. Таким образом, рассмотренный элемент компетентности определяет когнитивную составляющую информационной компетентности. [2]

Однако сами знания не обеспечивают умений реального их использования в практической деятельности. Эти знания будут оставаться мертвым грузом, если они не будут обращаться к деятельности, которая проявляется в соответствующих ей умениях. Для того чтобы знание о способе практической деятельности превратилось в умение или навык, необходимо выработать реальный способ деятельности по осуществлению и приобретению опыта его практической реализации. Поэтому вторым элементом информационной компетентности является практический опыт осуществления известных способов деятельности по работе с информацией, воплощенных в умениях и навыках. Данный элемент компетентности определяет деятельностно- технологическую составляющую информационной компетентности.

Опыт творческой деятельности, являющийся третьим элементом информационной компетентности, обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию, имеет особое содержание, отличное от содержания первых двух элементов. Объем знаний, умения, усвоенные по образцу, не обеспечивают необходимое развитие творческих потенциала личности. Творчеству в образовательной деятельности предшествует сформированная готовность творить. Готовность к творческой деятельности не является завершенной характеристикой личности. Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощенных в умениях и навыках, и опыт творческой деятельности образуют познавательно-творческую составляющую информационной компетентности слушателей.

Первые три элемента означают, что для совершения целенаправленного акта деятельности необходимы знания, умения и готовность к их творческой реализации. Но следует помнить, что каждый акт деятельности вызван определенными потребностями и определён соответствующей мотивацией. Четвертым элементом компетентности является наличие знаний о нравственных нормах отношений и практические навыки в соблюдении этих норм, он тесно взаимосвязан с системой социальных потребностей личности. Потребности, в свою очередь, обнаруживаются в мотивах. Таким образом, можно говорить о эмоционально- волевой и ценностно- мотивационной составляющих информационной компетентности, что в совокупности является социальным потенциалом личности.

Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей в современном мире. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к уровню владения приемами работы с информацией современного учащегося. Субъективная сторона информационной компетентности является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность ребенка, его образовательную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.

Рассмотрим более подробно такую категорию, как «субъективная сторона информационной компетентности». Чтобы разобраться с данной проблемой, необходимо понять:

  • Как происходят процессы отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации каждым отдельным человеком?
  • От каких психологических качеств личности зависит эффективность работы с информацией?

Потребность ученика в информации зависит от степени развития школьника, от его подготовки к использованию полученной информации в процессе деятельности, от уровня информативности и ценности передаваемых ученику знаний. [3]

Учебная информация используется в процессе обучения тем эффективнее, чем больше она скоординирована с познавательной деятельностью ученика, его потребностями, целями, с психологией усвоения информации. Функции такой координации в информационных ситуациях выполняет учитель. Успешное решение педагогических задач невозможно без учета психологических закономерностей и фактов, которые обусловливают ход и результативность учебно-воспитательного процесса.

Психолого-педагогический анализ процесса усвоения учебной информации позволяет выделить в нем следующие основные компоненты:

1) восприятие информации;

2) понимание информации (осознание и осмысление информации, обобщение и систематизация информации)

3) запоминание информации;

4) применение информации.

Усвоение учебной информации – целостный процесс. Все его компоненты тесно взаимосвязаны и взаимопроникают, переплетаются в реальном учебном процессе. Однако на отдельных этапах этого учебного процесса могут преобладать восприятие и осознание, осмысление и запоминание, общение, систематизация и применение. К примеру, обобщение информации сопровождает весь процесс ее усвоения, но преобладающая роль обобщения и систематизации присуща заключительному этапу. Учитывая целостный характер процесса усвоения информации следует особо отметить, что каждый компонент, каждое звено этого процесса обязательны и требуют выделения специальных  факторов, способствующих его успешной реализации.

Восприятиеучебной информации учеником в значительной степени зависит от его внимания (произвольного и непроизвольного) к этой информации. Поэтому следует выделить свойства информации, обеспечивающие привлечение внимания ученика, форму представления информации (визуальную, словесную, композиционную, техническую) и структурную организацию информации (обзорная, иллюстрирующая и др.). Еще один фактор важен здесь – отношение ученика к познанию информации.

 Таблица 1. Факторы успешного восприятия учебной информации.

Характер информации
(свойства)

Форма информации и ее структурная организация

Ценностная ориентация ученика к информационно-познавательной деятельности

  1. новизна (абсолютная и относительная);
  2. занимательность;
  3. парадоксальность;
  4. конкретность;
  5. контрастность;
  6. аналогичность;
  7. необычность и др.
  1. разнообразная форма информации (словесная, визуальная, композиционное, техническое исполнение);
  2. неожиданность предъявления информации;
  3. сочетаемость трудной и легкой для восприятия информации;
  4. структурированная информация;
  5. регламентирующая информация;
  6. иллюстрирующая и поясняющая информация;
  7. обзорная и обобщающая информация и др.
  1. значимость информации для ученика;
  2. актуализация прежней информации;
  3. положительное отношение ученика к процессу получения информации;
  4. связь информации с чувствами (положительными эмоциями), радостью эстетического обогащения (эмоциональный и эстетический эффекты) и др.

 Нередко учитель при сообщении учебной информации основную задачу видит только в восприятии учащимися сообщенного материала. Но это не способствует полноценному усвоению учениками полученной информации. Ориентировка учителя на осмысление и первичное обобщение информации учениками значительно уменьшает проявление формализма в учебно-воспитательном процессе. Понимание информации учеником приходит не сразу, а после попытки проникнуть в ее смысл. Для этого нужны определенные логические умения (сравнивать, выделять главное, доказывать, опровергать), а также умения работать с информационными источниками (справочной литературой, первоисточниками, научно-популярной и т.д.).

Литература

  1. Колин К.К. Социальная информатика как наука и общеобразовательная дисциплина, Открытое образование. 2003. №3. С. 179.
  2.  Хуторской А.В. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения, Российская Академия образования Москва 2006 С. 292
  3.  Хуторская Л.Н., Информационная педагогика, Интернет-журнал «ЭЙДОС» (лауреат Всероссийского конкурса «ИТ-образование в РУНЕТЕ»), 2005 С.12
  4.  Л.М.Фридман, Психопедагогика общего образования, Москва, Институт практической психологии 1997 С. 287
  5.  В.В. Гузеев, Методы обучения  и организационные формы уроков, Москва, 1999  С. 97
  6.   Рубинштейн С.Л., Психологическая наука и дело воспитания, Москва, 1976 С.192
  7.  Божович Л.И., Воспитание и целенаправленное формирование личности, Москва, 1974 С. 174
  8.  Выгодский Л.С., История развития высших психических функций, Москва, 1983, Собр.соч - Т.3
  9.  Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения.- М.: Издательство МГУ, 2003 С. 416
  10.  Платон Собрание сочинений в 4 т.: т.2.- М.: Мысль, 1993 С. 202
  11.  Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е издание.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000, С. 126
  12. Немов Р.С., Общие основы психологии, книга 1, Москва, Владос, 2003 С. 686
  13. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании, Москва, Владос, 1995 С.543
  14. Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления», Санкт- Петербург, «Питер», 1997 С.212
  15. Андреева Г.М. «Социальная психология», Москва, «Аспект Пресс», 1996 С.375

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн