Урок русского языка в 4 классе с применением средств ИКТ
Submitted by Светлана Николаевна Щенникова on вс, 15/12/2013 - 12:22
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых ранних лет уметь.
Цель урока:Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
Задачи:
Обучающая: закрепить знания лексико-грамматических признаков прилагательных.
Развивающая: формировать умения правильного определения и написания родовых окончаний у прилагательных.
Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Здоровьесберегающая:способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, отдых для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.
План урока:
I. Организационный момент.
(Приветствие. Настрой на работу).
II. Разминка для пальцев с использованием массажёров.
(Подготовка рук к письму).
III. Чистописание.
(На этом этапе идет отработка навыков каллиграфии, повторение орфограмм)
IV. Подготовительная работа.
Организация активизации мыслительных операций для построения учебного процесса.
(Работа направлена на умение выделять грамматические признаки, правильно употреблять в речи имена прилагательные, согласовывать их с именами существительными, умение проверять родовые окончания имён прилагательных).
I V. Постановка темы.
(Создание мотивации на учебную деятельность).
V. Актуализация знаний.
(На этом этапе урока проводится обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, настрой на продолжение разговора на эту тему).
VI. Физминутка для глаз.
(Профилактика нарушения зрения)
VII.Упражнение в правописании родовых окончаний имён прилагательных.
(Отрабатывается умение детей правильно писать родовые окончания имён прилагательных).
VIII. Физминутка
(Смена динамической позы ученика для снятия напряжения).
IX.Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных множественного числа.
(Отрабатывается умение детей писать окончания имён прилагательных во множественном числе. На основе содержания материала расширяется кругозор учащихся).
XI. Закрепление.
(На данном этапе идёт организация рефлексивного анализа учебной деятельности).
XII. Итог урока. Домашнее задание
(Самостоятельное закрепление учебного материала. Применение знаний и способов деятельности).
Ход урока:
Организационный момент.
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
II. Разминка для пальцев с использованием массажёров.
- Девочки и мальчики, разминаем пальчики! (массаж пальцев рук – каждый палец разминается от основания вверх). «Разогревание» ладоней.
III. Чистописание.
- Запишите дату и вид работы.
На доске записаны слова:
Солнце, мороз, снежинка, декабрь
- Прочитайте слова. Какие орфограммы встречаются в этих словах?
Запишите эти слова и составьте цепочку из этих букв:
лозжие лозжие лозжие
IV. Подготовительная работа.
- Какой темой объединены эти слова? (Зима)
- С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).
- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке, так, где жевзять нам их? (Можно употреблять в пищу витамины с огорода, заготовленные осенью).
- Совершенно верно.
Эти витамины берегут нас от всяких болезней.
Все: Чем больше их в пище, тем пища полезней.
Упражнение на развитие внимания
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение Юлиана Тувима «Овощи», а вы будьте готовы мне помогать.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
На доске (Читают дети):
Картошку
Капусту,
Морковь и
Горох,
Петрушку и свёклу. Ох!
(Cтираю слова до первой буквы).
Вот овощи спор завели на столе –
Что лучше, вкусней и нужней на Земле?
(Ставлю «?» напротив букв).
Детичитают.
К.?
К.?
М.?
Г.?
П. иль с.? Ох!
- Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
(Говорю и одновременно стираю с доски все буквы).
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу. Ох!
Накрытые крышкою в душном горшке,
Кипели, кипели в крутом кипятке:
(Детивосстанавливают по памяти и записывают в тетрадь).
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла. Ох!
- И суп овощной оказался неплох!
- Давайте запишем в столбик (самостоятельно) те витаминные продукты, которые вы услышали в стихотворении.
Проверка слов.
IV. Постановка темы.
- Какой частью речи являются данные слова?
- Молодцы. А сейчас послушайте и скажите, о чём пойдёт речь на нашем уроке сегодня.
Определяю я предметы,
Они весьма со мной приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Ответы детей).
V. Актуализация знаний. Работа над темой урока.
- Да, это замечательное – имя прилагательное. Давайте вспомним, что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?
- С какой целью имена прилагательные употребляются в речи? (Ответы детей)
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая.
Любимая, красивая»,
Отцу и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять!
- Молодцы, мне приятно, что вы всё знаете. Давайте подберём подходящие прилагательные к данным полезным продуктам и запишем их во второй столбик вместе с вопросом.
- Почему вопросы были разными? Отчего это зависит? Какой сделаем вывод? (Имена прилагательные изменяются по родам).
- Как ещё изменяются имена прилагательные?
- Давайте вспомним, какие окончания имеют имена прилагательные в И.п.? (Слайд 1).
VI. Физминутка для глаз. («Том и Джерри»)
- А сейчас минутка отдыха. Сядьте поудобнее и расслабьтесь.
VII.Упражнение в правописании родовых окончаний имён прилагательных.
- Кто у нас самый внимательный? Скажите, какими продуктами питается Джерри? Полезные они или вредные? (Мороженное, бутерброд, какао).
Работа по учебнику.
- Выберите из словосочетаний только полезные продукты. Запишите их, вставляя пропущенные окончания.
- В ее основании самый главный и большой кирпич – зерновой. Крупы (гречка, неочищенный рис, овсянка) содержат много витаминов А и Е, к тому же в них витамины не разрушаются со временем так быстро, как в овощах и фруктах. Это не только вкусно, но и крайне полезно. Это углеводы!
- О других очень важных продуктам нам расскажут дети.
1-й ученик.
- Следующий уровень пирамиды – овощи и фрукты. Это не только углеводы, но и витамины, без которых все клетки организма рассыплются, как кирпичики без цемента. Обратите внимание: если недоступны свежие фрукты, можно употреблять быстрозамороженные овощные смеси и фрукты, а также сухофрукты.
- Витамины нужны? Записываем: нужные витамины.
2-й ученик.
- Этот кирпичик – мясной. Это наши белки – нежирное мясо, птица, рыба. Кстати, к этой же группе отнесен творог. А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят – мяса в них не так много, а вот жира и калорий – предостаточно!
- Белки необходимы? (Необходимые белки)
3-й ученик.
- Дальше кирпичик – молочный. Каждый день на Вашем столе должны быть молочные продукты. Они помогут поддержать иммунитет, пополнят запас жира. (Молочные продукты)
4-й ученик. Последний кирпичик – жиросодержащий, но не жирный. Это орехи, животные и растительные масла. Последние – источник полезных для сердца кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.
(Полезные кислоты)
-Что вы можете сказать о данных окончаниях имён прилагательных? (У прилагательных множественного числа окончания - ие, - ые).
-Какой мы сделаем вывод, ознакомившись с данной пирамидой?(Слайд 4)
Вывод: Каждый день любой человек должен получать достаточное и разнообразное питание, потому что для хорошего здоровья нужны не только белки, углеводы, жиры, но и витамины, которые укрепляют наш иммунитет. Правильное питание – это крепкое здоровье.
- Запишите вывод в тетрадь, обозначьте прилагательные, укажите род.
XI. Закрепление. (Слайд 5).
- Какие знания нужны, чтобы правильно написать родовое окончание имени прилагательного?
(Безударные родовые окончания имен прилагательных мужского рода надо запомнить. Безударные родовые окончания имен прилагательных женского и среднего рода проверяются ударными окончаниями вопроса).
- Дайте определение имени прилагательному.
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как определить род и число имени прилагательного?
- В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам?
- Каким членом предложения чаще всего бывают?
XII. Итог урока. Домашнее задание.
1. Легкое, интересное, занимательное, полезное.
- Изменить данные прилагательные по родам (всем).
2. Найти информацию в Интернет о полезных свойствах имбиря (по желанию).