Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Этот период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, которые окружают его. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет, закладывают предпосылки высоких человеческих начал. К сожалению, в последние годы приоритетом становятся материальные ценности, а духовность и нравственность уходят на второй план. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры, еще Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души».
А что может духовно обогатить среду ребенка? На мой взгляд, это декоративно прикладное искусство и народные промыслы, интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное и коррекционно-развивающее воздействие.
Я работаю в детском саду компенсирующего вида, его посещают дети с проблемами в развитии. У большинства из них наблюдаются: незрелость сложных форм поведения, неустойчивость внимания, низкий уровень познавательной деятельности.
При знакомстве с народным творчеством дети начинают раскрываться с самой неожиданной стороны, а самое главное им становится интересно.
Моя цель как педагога состоит в том, чтобы заметить, уловить своеобразие каждого ребёнка, научить его быть самостоятельным. Настраивать ребёнка на успех. Убедить его в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда. Не требовать от ребенка, того, что он не в состоянии выполнить. Создать условия для развития в соответствии с его индивидуальными особенностями. Создать благоприятный психологический климат в группе, способствовать повышению самооценки воспитанников.
Сейчас в моду, как никогда, вошли предметы ручной работы. Многие шьют, вяжут, вышивают, вырезают, клеят, пилят и всё это для того чтобы украсить свой дом или себя и своих близких эксклюзивными, ни на что не похожими вещами. Казалось бы, что может быть проще, иди и купи, приглянувшийся предмет. Но это совершенно другие, какие-то, не живые, не близкие вещи. Сколько радости в глазах детишек я вижу, когда, проходя мимо своих поделок, они с гордостью сообщают, что это сделано их руками. И сразу хочется творить, но что и в какой технике, ведь сейчас так много всего нового. Я со своими воспитанниками уже освоили и квиллинг и торцевание, гофротрубочки и другие многие техники. Но больше всего меня заинтересовала салфеточная техника – декупаж.
Само слово “декупаж” пришло к нам из французского языка и переводится как “вырезание”. Это далеко не новое веяние современности.
Техника декупаж представляет собой определённую разновидность аппликации, для которой используются тонкие бумажные мотивы. Изначально декупаж являлся, имитацией живописи со временем он превратился в самостоятельный вид творчества. Исходя из моей практики, декоративная роспись трудна в освоении в детской деятельности. А декупаж позволяет познакомиться с декоративной росписью в полном объёме.
При организации образовательного процесса я придерживаюсь следующих принципов:
· Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
·Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
· Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
·Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
· Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
·Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
- Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Одним из основных средств развития творческих способностей у детей является специально организованная среда.
С этой целью было подобранно и размещено специальное оборудование и материал для продуктивной деятельности. Был разработан перспективный план занятий по продуктивной деятельности с использованием нетрадиционной техники.
Свою работу провожу в системе и комплексно по трём направлениям:
1. Комплексная непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла по продуктивной деятельности дошкольников.
2. Совместная деятельность взрослых и дошкольников – мастерские по изготовлению предметов.
3. Самостоятельная деятельность дошкольников .
Во время образовательной деятельности познавательного цикла знакомлю воспитанников с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей.
(животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика) . А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения.
Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с детьми. Здесь решаются задачи;
· - поддерживать стремление детей к использованию различных средств и материалов в процессе деятельности;
· - уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, учить смешивать краски и получать оттеночные цвета;
· - учить детей создавать сюжетные изображения;
· - учить детей определять свой замысел, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его;
· - развивать координацию движений рук, зрительно-двигательную координацию в процессе деятельности;
· - формировать умение детей планировать этапы и последовательность выполнения работы;
· - стимулировать желание детей оценивать свои работы .
Наши первые шаги были настолько просты, что не требовали от ребенка больших усилий.: знакомила детей с историей появления бумаги, с разными видами бумаги, развивала тактильные ощущения, знакомила с различными приёмами и способами работы с бумагой ,обучала умению подбирать бумагу по фактуре для применения нужного приёма: скручивать, рвать, мять, сгибать, резать. Формировала умение правильно держать ножницы и правильно пользоваться ими. Развивала у детей чувство цвета, учила смешивать цвета для получения нового. Учила работать кистью.
Планирую и провожу образовательную деятельность параллельно лексическим темам учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. Такая организация позволяет детям лучше усвоить подаваемый материал, значительно экономить время, так как одна и та же тема проходит через все виды детской деятельности. Разумеется, ввожу нетрадиционные техники в продуктивную деятельность детей разумно, ни в коей мере не умаляя значение классических техник, а также учитываю целесообразность их применения по той или иной теме.
Приобщаю родителей к совместной деятельности с детьми. Провожу мастер-классы для родителей и коллег; «Краски осени», «Мастерская Деда Мороза», «Подарки для друзей». На этих встречах родители вместе с детьми обучаются новым техникам. В процессе совместного творчества возникают чувства единения с мамой или папой, сопричастности, ощущение заинтересованности взрослого делами ребенка. Организовываю выставки совместных работ, оформляем работами интерьер группы и детского сада.
Третье направление создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии.
Любое изделие, выполненное ребенком, - это его труд, в который вложено много стараний, усилий, а главное желание сделать хорошо, красиво, чтобы поделка понравилась маме.
Таким образом, использование нетрадиционных приёмов способствуют тому, что дети находятся в режиме постоянного поиска. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В дальнейшем планирую разнообразить использование нетрадиционных техник в своей работе.
Уважаемая Лариса Климентьевна! Вы каждый день помогаете малыш с особенностями в развитие и это дорогого стоит. Это кропотливый и нелегкий труд. Знаю, не по наслышке, что работа в вашем саду ведеть\ся на выоком уровне, все педагоги ДОУ работают в тесном контакте. Удачи и успехов Вам в вашей работе!
На: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрас
Уважаемая Лариса Климентьевна! Вы каждый день помогаете малыш с особенностями в развитие и это дорогого стоит. Это кропотливый и нелегкий труд. Знаю, не по наслышке, что работа в вашем саду ведеть\ся на выоком уровне, все педагоги ДОУ работают в тесном контакте. Удачи и успехов Вам в вашей работе!
Павлова В.А.