Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.

Фото пользователя Наталья Михайловна Игнатьева
Submitted by Наталья Михайловна Игнатьева on Wed, 11/12/2013 - 23:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Игнатьева Н. М.
Место работы, должность: 
МОУ-СОШ с. Лебедёвка учитель начальных классов
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

:повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ь и Ъ знаков, формировать способность дифференцировать условия употребления Ь и Ъ знаков.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
17
Краткое описание: 
ресурс для начальной школы

 

Конспект урока по русскому языку

3 класс

Программа «Школа 2100»

 

с. Лебедёвка

2012 г.

 

 

 

 

 

 

Разработала: учитель

начальных классов

                                                                                                                       Игнатьева

Наталья Михайловна

 

 

 

Тема:Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.

Тип урока:обобщающий.

Цель:повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ь и Ъ знаков, формировать способность дифференцировать условия употребления Ь и Ъ знаков.

Задачи:

  Обучающие:

 - продолжать учить писать слова с разделительными Ь, Ъ знаками;

                                    - уметь находить и обозначать орфограмму в слове.

 

Развивающие:

- обогащение словарного запаса;

- развитие логического мышления, связной устной и письменной речи.

 

Воспитывающие:

- интерес к предмету;

- уважительное отношение друг к другу (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);

- самостоятельность.

 

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация,  памятки «Правописание Ъ и Ь знаков в словах» (каждому ребёнку на память об уроке), картинки букв Ъ, Ь, А(для сценки).

 

                                                                                     Грамотно писать, значит,

уважать законы, нормы и традиции языка,

 тем самым сохранить культуру нашего народа.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, улыбка всегда располагает нас к приятному общению.

А сейчас, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

 Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»?

 

 

  1. Формулирование темы и цели урока.

Посмотрите и определите, что случилось со словами? Слайд 2.

Судя, вюга, житё, плате

отехать, обяснить, сёжился.

Ребята, вы, наверное уже догадались, о чём будем говорить на уроке.

 Кто может назвать тему урока?

А кто сможет сформулировать цель нашего урока?

(правописание слов с разделительными ъ и ь знаками) Слайд 3.

Когда в слове пишется разделительный Ъ знак?, мягкий Ь знак?

 

III. Минутка чистописания. Слайд 4.

Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку!

Чистописание:

Ь Ъ     ЬЬ ЪЪ     ЬЬЬ ЪЪЪ.

Определите закономерность и пропишите в тетрадях.

Один ученик проговаривает стихотворение:

Я тетрадь свою открою

 И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду ровно не согнусь

За работу я возьмусь.

 

  1. Немного из истории. Слайд 5.

Ребята, а сколько букв в русском алфавите?

 В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

 В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графическиони не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались  по-другому:   Ъ- ер   Ь-ерь.

3 ученик.

Слайд 7. Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного:   купець  (в современном языке звук  Ц всегда твёрдый). Буква «ер» -  Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд). 

 До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время  буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.

Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова   «проедала» более 8% времени и бумаги. Эта   буква - бездельник  была   самой  дорогой буквой мира. 

4 ученик.

Слайд 8. В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их  функции несколько изменились…

 

  1. Выступление детей.

Сценка «Мягкий знак и Твёрдый знак».

 

— Не чересчур ли ты добряк? — 

Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.

— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

 Нет, в алфавит ты не годишься!

— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!

— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.

— Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву Ять,

Тебя из азбуки изъять...

— Друзья! Наш разговор — никчемные слова,

 —Услышав этот спор, сказала буква А.

— Вы оба хороши, достойны оба чести, 

Когда стоите в нужном месте.

           П. Матвиенко.

 

 

  1. Словарная работа. Слайд 6-7

Запишите слова в тетради, обозначьте орфограмму.

 1.Сообщить о чём-то. «объявить»

 2.Приблизится к чему-либо на машине. «подъехать»

3.Весной вырастают, а осенью опадают. «листья»

4.Пятачком в земле копаюсь, в грязной  луже искупаюсь. «свинья»

5.Он есть у каждого дома: крытый вход в здание. «подъезд»

6.Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей гурьбой строим дом себе горой. «муравьи»

7.Дом, родители, близкие родственники одним словом. «семья»

 

Проверка словарной работы. Слайд 8.

 

Составьте и запишите словосочетания с полученными словами. (Дружная семья, желтые листья, объявить конкурс, лесные муравьи).

 

  1. Работа по теме урока.

Учитель читает слова. Мальчики записывают услышанные слова с Ъ, а девочки с Ь.

Крылья, рысью, подъезд, жильё, съёжился, счастье, серьёзный, съесть, подъём, семья, объявление, предъявить, судья, разъезд.

  1. Проверка. Слайд 9.
  2. Физминутка.

 

Мы с товарищем вдвоём шли на лыжах на подъём,

А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались

Объезжали все пеньки, доезжали до реки.

Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом.

  1. Игра «Замени одним словом». Слайд 10.

Метель, пурга (вьюга)

Сжался, скорчился (съёжился)

Товарищи, приятели (друзья)

Спуск с горы  (съезд)

Животное, от которого произошёл человек (обезьяна)

 

Проверка. Слайд 11.

 

Работа с памятками.

Употребление Ъ знака. Приложение 1. Слайд 12.

 1.Твёрдый знак употребляется  на письме как разделительный.  

2.Он пишется после приставок, заканчивающихся на согласную, перед буквами  Е, Ё, Ю, Я: подъезд, объявил, подъёмный, предъюбилейный

 

Употребление Ь знака. Приложение 2. Слайд 13.

Мягкий знак выполняет 2 функции: 

1.Обозначает мягкость согласного: уголь, восьми (кроме сочетаний ЧК,ЧН,НЩ,РЩ: ноЧКа, камеНЩик

 

2.Является разделительным(в корне, перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И: вьюга, соловьи, здоровье);  

 

 

 

 

 

Задание для 1группы. Приложение 3

Тест.

1.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ

  а)от..езд                                                                  

  б)с..ел                                                                    

  в)в..юга                                                              

  г)обез..яна  

2.Укажите слова с разделительным Ъ знаком

 а)об..единение                                       

  б)вал..с                                    

  в)об..яснил                                                 

  г)скам..я 

3.УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕ ПИШЕТСЯ Ь ЗНАК.

  а)прачеч..ная                                                            

  б) камен..щик                                                      

  в)мурав..и                                                                

  г)коч..ка 

4. В КАКОМ РЯДУ ВО ВСЕХ СЛОВАХ БУДЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ Ъ ЗНАК: 

    а)под..езд, раз..езд, об..явление                      

    б)б..ётся, об..ехать, кос..ть                              

    в)ноч..ка, бел..ё, комп..ютер  

5. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ:  

     а)пень                                                               

     б)жильё                                                             

     в)тьма                                                               

     г)муравей                    

6. В КАКОМ РЯДУ СЛОВО ДЛЯ ПЕРЕНОСА ВЕРНО РАЗД ..                                                                 

    а) об – ъяв – лени - е                                                                 

    б) объ –явле - ни – е                                                       

    в)о –бъяв – ле -ние                                                       

    г)объ –яв – ле - ние 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для 2 группы. Приложение 4

 

 Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+».

 

Разделительный

Мягкий знак

Твёрдый знак

Руж  ё

 

 

Раз  яснить

 

 

Тат  яна

 

 

Под  ём

 

 

Здоров  е

 

 

Обез  яна

 

 

Об  единение

 

 

С  едобный

 

 

Птич  е

 

 

Об  яснить

 

 

 

 

Задание для 3 группы. Приложение 5

Слова записаны звуками. Вам нужно прочитать их и записать буквами.

[сй^эст]

[сй^ожылс^а]

[аб^й^ас^н^ил]

[абй^экт]

 

  1. Закрепление изученного материала.

Образуйте словосочетания, в которых в одном из слов встречается орфограмма «Разделительный Ъ или Ь знаки». Слайд 14.

Следы, заяц (заячьи следы)

хитрость, лиса (лисья хитрость)

пасть, волк (волчья пасть)

голоса, птицы (птичьи голоса)

дом, ехать (подъехать к дому)

ехать, гора (съехать с горы)

есть, кашу (съесть кашу)

 

Проверяем. Слайд 15.

 

  1. Итог урока. Слайд 16.

Закончи предложения.

Сегодня на уроке…

•Я научился…

•Я узнал…

•Больше всего понравилось… 

Спасибо за работу. Детям раздаются на память об уроке памятки «Правописание Ъ и  Ь знаков».

XII. Выставление оценок.

XIII. Домашнее задание. с. 117 упр. 1, подобрать и записать по 5 слов разделительными Ъ и Ь. Слайд 17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Употребление Ъ знака.

 

1.Твёрдый знак употребляется  на письме как разделительный.

2.Он пишется после приставок, заканчивающихся на согласную, перед буквами  Е, Ё, Ю, Я: подъезд, объявил, подъёмный, предъюбилейный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                           

Приложение 2.

 

Употребление Ь знака.

 

Мягкий знак выполняет 2 функции:

1.Обозначает мягкость согласного: уголь, восьми (кроме сочетаний ЧК,ЧН,НЩ,РЩ: ноЧКа, камеНЩик

 

2.Является разделительным(в корне, перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И: вьюга, соловьи, здоровье);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Тест.

 

1.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ

  а)от..езд                                                                  

  б)с..ел                                                                    

  в)в..юга                                                              

  г)обез..яна  

2.Укажите слова с разделительным Ъ знаком

 а)об..единение                                       

  б)вал..с                                    

  в)об..яснил                                                 

  г)скам..я 

3.УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕ ПИШЕТСЯ Ь ЗНАК.

  а)прачеч..ная                                                            

  б) камен..щик                                                      

  в)мурав..и                                                                

  г)коч..ка 

4. В КАКОМ РЯДУ ВО ВСЕХ СЛОВАХ БУДЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ Ъ ЗНАК: 

    а)под..езд, раз..езд, об..явление                      

    б)б..ётся, об..ехать, кос..ть                              

    в)ноч..ка, бел..ё, комп..ютер  

5. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ:  

     а)пень                                                               

     б)жильё                                                             

     в)тьма                                                               

     г)муравей                    

6. В КАКОМ РЯДУ СЛОВО ДЛЯ ПЕРЕНОСА ВЕРНО РАЗД ..                                                                 

    а) об – ъяв – лени - е                                                                 

    б) объ –явле - ни – е                                                       

    в)о –бъяв – ле -ние                                                       

    г)объ –яв – ле - ние 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+».

 

 

Разделительный

Мягкий знак

Твёрдый знак

Руж  ё

 

 

Раз  яснить

 

 

Тат  яна

 

 

Под  ём

 

 

Здоров  е

 

 

Обез  яна

 

 

Об  единение

 

 

С  едобный

 

 

Птич  е

 

 

Об  яснить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

Слова записаны звуками. Вам нужно прочитать их и записать буквами.

 

[сй^эст]

[сй^ожылс^а]

[аб^й^ас^н^ил]

[абй^экт]

 

 

Прикрепленный файл Size
Метод. разработка_Игнатьева Н.М..rar 501.3 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн