Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.
Submitted by Наталья Михайловна Игнатьева on Wed, 11/12/2013 - 23:47
Конспект урока по русскому языку
3 класс
Программа «Школа 2100»
с. Лебедёвка
2012 г.
Разработала: учитель
начальных классов
Игнатьева
Наталья Михайловна
Тема:Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.
Тип урока:обобщающий.
Цель:повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ь и Ъ знаков, формировать способность дифференцировать условия употребления Ь и Ъ знаков.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать учить писать слова с разделительными Ь, Ъ знаками;
- уметь находить и обозначать орфограмму в слове.
Развивающие:
- обогащение словарного запаса;
- развитие логического мышления, связной устной и письменной речи.
Воспитывающие:
- интерес к предмету;
- уважительное отношение друг к другу (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);
- самостоятельность.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, памятки «Правописание Ъ и Ь знаков в словах» (каждому ребёнку на память об уроке), картинки букв Ъ, Ь, А(для сценки).
Грамотно писать, значит,
уважать законы, нормы и традиции языка,
тем самым сохранить культуру нашего народа.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, улыбка всегда располагает нас к приятному общению.
А сейчас, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
Формулирование темы и цели урока.
Посмотрите и определите, что случилось со словами? Слайд 2.
Судя, вюга, житё, плате
отехать, обяснить, сёжился.
Ребята, вы, наверное уже догадались, о чём будем говорить на уроке.
Кто может назвать тему урока?
А кто сможет сформулировать цель нашего урока?
(правописание слов с разделительными ъ и ь знаками) Слайд 3.
Когда в слове пишется разделительный Ъ знак?, мягкий Ь знак?
III. Минутка чистописания. Слайд 4.
Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку!
Чистописание:
Ь Ъ ЬЬ ЪЪ ЬЬЬ ЪЪЪ.
Определите закономерность и пропишите в тетрадях.
Один ученик проговаривает стихотворение:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду ровно не согнусь
За работу я возьмусь.
Немного из истории. Слайд 5.
Ребята, а сколько букв в русском алфавите?
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.
В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графическиони не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по-другому: Ъ- ер Ь-ерь.
3 ученик.
Слайд 7. Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый). Буква «ер» - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).
До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.
Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова «проедала» более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.
4 ученик.
Слайд 8. В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,
как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их функции несколько изменились…
Выступление детей.
Сценка «Мягкий знак и Твёрдый знак».
— Не чересчур ли ты добряк? —
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...
— Друзья! Наш разговор — никчемные слова,
—Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
П. Матвиенко.
Словарная работа. Слайд 6-7
Запишите слова в тетради, обозначьте орфограмму.
1.Сообщить о чём-то. «объявить»
2.Приблизится к чему-либо на машине. «подъехать»
3.Весной вырастают, а осенью опадают. «листья»
4.Пятачком в земле копаюсь, в грязной луже искупаюсь. «свинья»
5.Он есть у каждого дома: крытый вход в здание. «подъезд»
6.Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей гурьбой строим дом себе горой. «муравьи»
7.Дом, родители, близкие родственники одним словом. «семья»
Проверка словарной работы. Слайд 8.
Составьте и запишите словосочетания с полученными словами. (Дружная семья, желтые листья, объявить конкурс, лесные муравьи).
Работа по теме урока.
Учитель читает слова. Мальчики записывают услышанные слова с Ъ, а девочки с Ь.