Submitted by Екатерина Васильевна Орузбаева on Tue, 10/12/2013 - 21:41
Технологическая карта воспитательного занятия.
Основные блоки
Содержание
Виды деятельности
Необходимая база
(оборудование)
Примечание
1.Организационный
Сообщение темы занятия
декоративная свеча,
2 мин
2.Разминка
Упражнения
«Имена-качества», «Какой Я»
лист бумаги, цветные карандаши,
13 мин
3.Медитация
«Я - это Я»
магнитофон, CD диск
5 мин
4.Продолжение работы по теме
Упражнение –практикум
«Шарик»,
знакомство с техниками Самопомощи
карточки «Эмоции», воздушный шар
15 мин
5.Завершение
«Чемодан в дорогу»
Итог занятия
5 мин
Цель: Развитие умения учитывать свои сильные и слабые стороны, стремиться преодолевать слабости и использовать преимущества.
Задачи. Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности; развивать умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, научить преодолевать свои слабости, используя достоинства и преимущества; принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования.
Цель: создать положительную атмосферу; настроить участников занятия на плодотворное сотрудничество; снять эмоциональное психологическое напряжение.
Ведущий выносит свечу, зажигает её со словами: «пусть пламя этой свечи согревает нас на протяжении всего занятия, поможет расслабиться, подарит хорошее настроение».
В толковом словаре Ожегова пламя свечи символизирует – душевный подъём, воодушевление. Я желаю вам на уроке теплоты общения, активности, энергичности.
Устраивайтесь удобней на стульях, подумайте о чём-то приятном, сокровенном, о том, что вас радует в жизни, согревает, поднимает ваше настроение (пауза).
На сегодняшнем занятии мы знакомимся с Образ «Я», т. е. познаем себя, «Какие же мы есть на самом деле?»
Например, образ моего «Я» бывает разным: я могу быть доброй, веселой, а могу быть грустной, могу быть активной, а могу быть и ленивой. А какими бываете вы…………………..
Этап 2. Разминка.
Цель этапа разминки: осознание возможности формирования адекватной самооценки.
1. Упражнение-активатор «Имена-качества».
Цель: познакомить участников с образом «Я».
У каждого из нас есть имя, которое было подарено нам от рождения. И нам приятно слышать, когда, обращаются к нам, произносят его. Ребята, дайте характеристику себе по первой букве вашего имени.
Например: меня зовут Екатерина. Я единственна, естественная.
v А какой ты …….
А ещё я похожа на леопарда, потому что я такаю же быстрая, ловкая, смелая, но могу быть и хищницей.
v А ты на кого похож …………..
Посмотрите, какой разный образ нашего «Я». Ведущий перечисляет ответы детей…………….
Вывод: В одном я уверена, что вы согласитесь со мной, приятно подчёркивать свои сильные стороны (назвать какие дети). Но немало важным является и то, что мы видим в себе недостатки, ведь образ нашего «Я» не может быть идеальным. Мы можем, порой, злится, огорчаться, временами грубить. Важно уметь посмотреть на себя со стороны, увидеть в себе отрицательные и положительные качества, привычки.
2. Упражнение «Какой Я?» (рисование ладони).
Цель: формирование внимательного отношения к себе и к особенностям других.
Участникам раздаются чистые листочки, на которых они рисуют (обводят) свою ладонь. Затем в каждом пальце записывают свои сильные и слабые стороны, т.е. формируют образ своего «Я».
Потом листочек пускается по кругу, у кого листочек, то пишет о хозяине, что-то приятное или неприятное. Когда листок возвратился к хозяину, задание заканчивается, начинается обсуждение. Участники рассказывают, с чем они согласны, с чем не согласны.
Вывод: насколько вы внимательны к образу вашего «Я» и к образу «Я» окружающих, зависит построение социальных контактов.
Этап 3.Медитация «Я – это Я».
Цель: закрепить внимательное к себе отношение.
Во всём мире нет некого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежит всё, что есть во мне:
Моё тело, включая всё то, что оно делает; включая все мои мысли и планы;
Мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;
Мои чувства, какими бы они разными не были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;
Мой рот и все слова, которые он может произносить;
Мой голос; мои действия, обращённые к другим людям и себе.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.
Мне принадлежат все мои победы и удачи.
Я могу полюбить себя и подружиться с собой. Я могу сделать так, чтобы всё во мне содействовало моим интересам.
Я знаю, что во мне есть что-то, чего я не знаю. Поскольку я дружу с собой и люблю себя, я могу осторожно и терпеливо узнать всё больше и больше разных вещей о себе.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать.
Я имею всё, чтобы быть продуктивны, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя.
Я – это Я и Я – это замечательно.
Этап 4. Продолжение работы по теме.
Учёный по фамилии Шибутани говорил: «Когда человек не может принимать себя, каков он есть на самом деле, основные усилия направляются, скорее всего, на самозащиту, чем на самопознание».
Ребята, хочу вас познакомить с гаммой чувств, с адекватным проявлением своих эмоций. А также научу вас безопасным способам выхода из критических ситуаций.
Ребята, когда вы слышите, что–то неприятное в ваш адрес, ваши действия? Правильно злитесь, обижаетесь, агрессируете.
Как вы поняли, что ваш оппонент обиделся, разозлился? У него на лице появляются определённые эмоции (раздражения, обиды). Какую эмоцию сейчас испытывает этот человек? (демонстрация карточек).
Упражнение «Шарик».
Цель: познакомить участников с гаммой чувств, с адекватным проявлением своих эмоций. А также научить участников безопасным способам выхода из критических ситуаций.
Учитель показывает воздушный шар.
Ребята, представьте, что шарик это тело человека. Воздух, который находится в нём, негативные эмоции: злость, ужас, недоумение, обида и т.д.
Ø Что сейчас может произойти с шариком (с человеком), если его переполнят негативные эмоции? (учитель демонстрирует, как лопается шарик).
Ø А как вы думаете, может ли такой способ выражения своих чувств, эмоций быть безопасным?
(Ответы детей: нет, не может, т.к. он может нанести вред и себе и окружающим).
Я хочу поделиться с вами техниками «Самопомощи».
Вы можете сами пользоваться ими или поделится с товарищами. Когда чувствуете, что вас переполняют негативные эмоции, но надо обязательно сдержаться выполняйте следующее:
1. Посчитайте (про себя) до 10;
2. Пощипывайте мизинец правой руки;
3. Глубоко дышите.
4. Если есть поблизости вода, смочите руки.
Вывод: мы познакомились со способами безопасного поведения, познакомились с техникой
«Самопомощи». Знания помогут вам адекватно реагировать на ситуацию.
Так что же мы сегодня изучали на занятии?
a. Познакомились с образом «Я»;
b. Изучали, что такое самооценка и как её развивать;
c. Учились способам безопасного поведения;
d. Научились технике самопомощи.
Этап 5. Завершение
Как обычно, давайте соберём «Чемодан в дорогу».
Цель: формирование позитивных навыков отношения к личности другого.
Участники собирают багаж, взять необходимо только положительные качества, которые им помогут в дороге (сегодня, завтра или вообще, в жизни).
Свеча, которую мы зажгли в начале урока, продолжает гореть. А это значит, всё задуманное
вами непременно сбудется. Вот на такой позитивной ноте я хочу закончить занятие.
На: Тренинговое занятие «Образ моего «Я»»
Спасибо за предоставленные материалы, с удовольствием буду применять некоторые упражнения в своей работе.
С уважением, Елена.