Тема урока: «Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии»
Цели и задачи урока:
Образовательные:познакомить учащихся с природными зонами Австралии; показать особенности флоры и фауны; выявить причины своеобразия органического мира материка
Развивающие:продолжить формирование умений и навыков работы с картой, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся, внимание; стимулировать желание расширить свой кругозор; учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы
Воспитательные:воспитывать умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей; развивать познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся; формировать информационную культуру; показывать значимость географических знаний;
Оборудование:карты Австралии: физическая, климатическая, карта природных зон; атласы; презентация к уроку; компьютер, проектор, экран.
Тип урока:комбинированный
Виды деятельности учащихся:
1.Решение проблемных вопросов и задач, которые содержат противоречия, требуют сравнения известного с неизвестным, нестандартного взгляда на знакомые факты и явления, выдвижение гипотез.
2.Взаимопроверка знаний.
3.Творческая работа учащихся.
Ход урока:
I.Организационный этап:
1. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
2. Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания: внутренняя готовность, психологическая организация внимания.
3. Запись темы урока.
II.Этап актуализации знанийучащихся (слайд №1)
Учитель:Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по природным зонам Австралии, во время которого мы узнаем, чем отличается органический мир этого континента от других материков, откроем для себя нечто новое и интересное.
С чего же начинается любое путешествие? С изучения карты той местности, куда вы хотите отправиться. Не так ли? На предыдущих уроках вы уже изучили большую часть номенклатуры материка, а теперь давайте посмотрим - сможем ли мы обойтись без посторонней помощи, путешествуя по Австралии?
Учащимся раздаются дифференцированные задания по их желанию (карточки с тестами – зеленого цвета - оценка 4, а с вопросами – красного- высокого уровня задания оценка 5).(слайд №2)
На оценку “отлично” - карточки с вопросами:
С юга Австралию омывает залив …………………………………….
На востоке материка протянулись горы ……………………………..
Бассовым проливом от Австралии отделён остров …………………
Главной водной артерией материка является река ………………….
С запада Австралию омывает океан …………………………………
Остров Новая Гвинея от Австралии отделяет пролив ………………
Большой Барьерный риф тянется вдоль …………берегов Австралии:
а) западных, б) восточных, в) северных, г) южных;
Какая пустыня расположена на северо-западе Австралии?
а) Большая Песчаная, б) Большая пустыня Виктория, в) Намиб, г) Гибсон.
По окончании работы – взаимопроверка знаний. Ответы проецируются на экране, а учащиеся сами проверяют задания. (слайд №3)
III. Изучение нового материала
Вводная беседа: Вы показали хорошее знание карты, и теперь мы можем отправиться в путешествие по природным зонам.
-Давайте вспомним, а что же такое природная зона?
Ответ: Природная зона - это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.
-В чем главная причина чередования природных зон?
Ответ: Чередование природных зон происходит из-за смены климатических условий и изменения соотношения тепла и влаги (слайд №4)
Давайте проследим эти утверждения на примере Австралии. Обратимся к картам атласа стр. 17 «Климатическая карта» и «Природные зоны»
1.Какой климатический пояс занимает наибольшую площадь (тропический)
2.Как мы можем его охарактеризовать (высокие температуры воздуха и малое количество осадков на северо-западе и в центре)
3.Какая природная зона сформировалась на этой территории (пустыни-слайд №5)
4.Север материка занимает субэкваториальный пояс. Какие характеристики к нему подходят (сухой и влажный сезон)
5.Поэтому здесь сформировалась природная зона?(саванн и редколесий)
(слайд №5)
6.Какое количество осадков выпадает на побережье Тихого океана? (2000мм)Почему?
8.Определите какой климатический пояс находится на юго-востоке и юго-западе материка и какие климатические области здесь сформировались.(тропический с достаточным увлажнением)
9. Охарактеризуйте их.
10. В каком климатическом поясе расположен остров Тасмания. (умеренный)
11. поэтому здесь располагается природная зона? (смешанных лесов) (слайд №5)
Учитель: своими ответами вы доказали то, что природные зоны чередуются из-за изменений соотношения тепла и влаги в различных частях материка. А как это влияет на растительность? (растения целиком зависят от количества выпадающих осадков)
Я думаю, самое время познакомиться с типичными растениями Австралии:
Опережающие индивидуальные домашние задания: описание растений
Динамическая пауза: теперь, когда мы увидели и услышали характеристику основных растений материка самое время пофантазировать. Представим себя деревьями.
Руки подняли и покачали,
Это деревья, деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер стряхивает росу.
В сторону руки – плавно помашем,
Это к нам птицы, птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки мы сложим, сложим вот так.
(слайд №9)
Учитель: Животный мир Австралии также очень своеобразен. На материке сохранились многие древние животные, которые можно назвать живыми ископаемыми. Здесь обитает до 100 видов сумчатых животных.
Опережающие индивидуальные домашние задания: описание животных
1. Утконос и ехидна (слайд №10)
Здесь обитает до 100 видов сумчатых животных
2. Кенгуру, вомбат(слайд №11)
3. Мир птиц(слайд №12)
4. Коала(слайд №13)
Учитель: Спасибо ребята, молодцы.
Учитель: Итак, мы прослушали сообщения ваших товарищей и посмотрели фотографии растений и животных Австралии. Что необычного вы заметили?
(слайд №14)
Учитель: Но так было, пока на материке не появились переселенцы. В Австралии не оказалось растений, которые человек мог бы выращивать. Поэтому все культурные растения были сюда завезены.(слайд №15) В земледелии важное место занимает выращивание лучших сортов пшеницы, сахарного тростника, винограда, фруктов и овощей.
В Австралии не было животных, которых можно было бы приручить. (слайд №16) Переселенцы из Англии завезли овец, и пастбищное овцеводство стало главной сельскохозяйственной отраслью Австралии. В стране царит настоящий культ шерсти.
Вмешательство человека в растительный и животный мир:
Но не обошлось и без ошибок. (слайд №17)В 1839 году на материк был завезен кактус опунция. Сначала его выращивали в горшках , потом в палисадниках, а потом кактус стал расти сам и «захватил » пастбища. Кактус опустошил 20 млн.га плодородных земель. Остановить продвижение «колючего завоевателя» стало возможным лишь после того, как из Южной Америки завезли маленькую бабочку – кактусовую огневку. Она и расправилась с опунцией.
В 1859году на материк попали и кролики.(слайд №18) Моряки по прибытию выпустили их на волю. Кролики начали стремительно размножаться и завоевывать Австралийский континент. Они поедали траву и лишали корма овец, рыли норы на полях и становились катастрофой. С ними пытались бороться, но без особых успехов. Лишь в 1950 году довольно рискованными мерами (распространением вируса микматоза) удалось значительно сократить их численность.
Итогом исторических уроков стало принятие закона в 19 веке о запрете ввоза диких растений и животных на материк. Как вы думаете, почему он был принят?
IV. Закрепление
Учитель: Наше путешествие заканчивается, и теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале урока.
· В чем состоит своеобразие растительного и животного мира материка?
· Почему Австралия имеет такой необычный органический мир?
· Проверим, что нового вы узнали во время нашего путешествия?(слайд №19-21)