Размещено: Елена Сергеевна Кергель - сб, 07/12/2013 - 22:35
Программа работы кружка по продуктивной деятельности
«Юный конструктор» (конструирование из бумаги) старшей, подготовительной группы
Пояснительная записка.
Современный мир очень разнообразен. Конструирование позволяет лучше познать его, развивает конструкторские способности, образное и техническое мышление
Конструирование – это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей, это познавательный процесс формирования начальных, элементарных политехнических знаний и умений, а также первоначальная ступень в развитии, обучении и воспитании будущих конструкторов и изобретателей.
Бумага – это материал, с которым ребёнок встречается ежедневно:
в быту на занятиях; рисуя, выполняя аппликацию или конструируя объёмную поделку.
Конструирование из бумаги – это превращение листа бумаги в объёмную форму.
Детское конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Конструируя из бумаги, дети не просто создают какую-либо поделку, но и выражают своё отношение к отображённому в ней образу, формируют представление о размере, цвете, форме. Работа с бумагой развивает у детей мелкую моторику рук и творческие способности. В процессе ручного труда у детей развиваются зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, что, в свою очередь, влияет на чёткость и точность исполнения задания, на качество работы.
Поделки из бумаги выполняются детьми для практического использования в виде атрибутов для игр, украшений на ёлку и интерьера комнаты, сувениров для мамы и друзей.
Конструирование из бумаги представлено техникой оригами и ручным трудом. Дети учатся переплетать бумагу в шахматном порядке, делать цепочки и фигуры из бумаги.
Оригами – это искусство бумажной пластики, родившейся в Японии. Оригами вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана, связь способности ребенка совершать, сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Развивается мелкая моторика пальцев, что очень важно для нормального формирования речи.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и т.д.) происходит развитие глазомера, активизирует мыслительные процессы, концентрирует внимание, т.к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Возраст детей, в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы 2 года.
Предусматривается 2 этапа работы:
· 1 - с детьми 5-6 лет (старшая группа);
· 2 - с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).
Занятия подобраны с учетом возрастных особенностей детей, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.
Организация кружковой работы предполагает достичь следующих результатов: знание детьми основные материалы и инструменты, правила работы с ними; различные виды бумаги; умение детьми устанавливать связь между создаваемыми постройками, конструкциями и теми, что они видят в окружающей жизни, анализировать образцы, работать коллективно, планировать этапы создания своей работы, работать с бумагой (сгибать пополам, совмещая стороны и углы и т.д.), приклеивать детали к основной части, развить внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер, знакомства с искусством оригами.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
5.Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
6.Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
7.Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
8.Воспитывать интерес к искусству оригами.
9.Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
10.Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые в работе кружка:
1. Беседа, рассказ, сказка на тему содержания работы.
2. Рассматривание иллюстраций, открыток.
3. Показ образца выполнения последовательности работы.
4.Использование художественного слова, чтение стихов, прослушивание музыкальных произведений в записи.
Используемая литература:
1.«Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
2.«Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
6. «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду» Короткова Е.А.
Список детей посещающих кружок.
№
Фамилия, имя ребенка
1
Белякова Алина
2
Вельдяева Наташа
3
Веригина Полина
4
Губанов Олег
5
Капинос Михаил
6
Колмыков Слава
7
Мамайлов Витя
8
Родионов Максим
9
Рыжов Рома
10
Сидорова Женя
11
Сокаль Лена
12
Тарасенко Юлия
13
Чернышова Юлия
14
Шукуров Никита
15
Яковлева Наташа
График работы кружка:
1 - с детьми 5-6 лет (старшая группа)
Вторник 15.30-15.55
2 - с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).
Среда 15.30-16.00
Перспективный план работы кружка
по продуктивной деятельности
«Юный конструктор» (конструирование из бумаги) подготовительной группы
№
Тема занятия
Цель занятия
Материалы, оборудование
Сентябрь.
1
Бумажные истории.
Познакомить с историями по типу оригами. Вызвать интерес, развить фантазию, воображение.
Квадрат 21х21.
2
Стаканчик.
Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.
Квадрат 10*10 любого цвета.
3
Лягушка
Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»)
Квадрат зелёного цвета( 10*10).
Заготовки для глаз лягушки, ножницы, клей.
Октябрь.
1.
Лодочка
Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.
Прямоугольные листы 20*15см.
2.
Вертушки
Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.
Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки.
3.
Бабочка
Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.
Бумажные квадраты ( 10*10), заготовки для глаз, ножницы, клей
4.
Корзиночка
Учить складывать квадратный лист на 16 маленьких квадратиков, делать надрезы по 4 линиям сгиба, складывать и склеивать корзиночку, проявлять фантазию по оформлению.
Квадратный лист бумаги 12х12, с начерченными линиями на расстоянии 4 см от краев, полоска для ручки 0,5х15.
Квадратный лист белой бумаги, цветная бумага для украшения, ножницы, клей.
2,3.
Цветочные шары.
(коллективная работа)
Учить приему скручивания бумаги, развивать мелкую моторику рук. Развивать творческие способности, пожеланию украшать изделия мелкими дополнительными деталями. Познакомить детей с техникой квиллинг; вызвать интерес к объему аппликации. Воспитывать эстетический вкус.
Полоски красной 0.5х30, желтой1х30 офисной бумаги, зубочистки, клей.
4.
ЁЛОЧКА
Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.
Три квадрата зелёного цвета 15*15см,10*10см,5*5см, клей.
Декабрь.
1.
Снеговик
Учить завязывать вату в бумагу ленточкой, в три этапа. Делать нос-конус и ведерко, приклеивать к основе. Воспитывать аккуратность в работе с ватой и мелкими деталями.
Белая гофрированная бумага, вата, клей, ленточки, фломастер.
2.
Снежинки
Учить детей складывать квадрат по диагонали, соединяя углы. Ножницами вырезать узоры. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.
Квадраты из белой бумаги разных размеров, ножницы.
3.
Новогодние украшения
Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.
Разноцветные квадраты разных размеров, бумага разных цветов, клей, нитки, ножницы.
Январь.
1.
Фигура ангела.
Учить работать с трафаретами, обводить точно по линиям, вырезать мелкие детали. Воспитывать аккуратность в выполнении работы.
Трафареты ангелов, белая бумага, клей, ножницы, простой карандаш.
2.
Попугай.
Учить детей закручивать и склеивать заготовки в цилиндр; дополнять основу мелкими деталями; активизировать словарь детей: попугай, цилиндр, заготовка, снизу вверх; развивать мелкую моторику рук.
Заготовки цветной бумаги для фигурки попугая: 16Х8 см; шаблоны и цвет. бумага для выполнения хвоста, крыльев, хохолка, лапок; готовые детали глаза и клюва; клей ПВА, ножницы, фломастеры.
3.
Тигр.
Учить детей закручивать и склеивать заготовки в цилиндр; закреплять умения соединять цилиндры между собой при помощи полосок, упражнять в нарезании бумаги узкими полосками.
Заготовки цветной бумаги для головы тигра: 15Х6 см и фигурки тигренка: 17Х9 см, полоска для соединения цилиндров 2Х8 см оранжевого цвета, лапок: 1,5Х16 черного цвета; черная бумага для листа и оформления подделки: 5Х10 см; вырезанные детали мордочки и ушей; клей ПВА, кисть для клея, ножницы
4.
Звёздочки
Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.
8 квадратов 10*10см, 4 из них одного цвета,4 - другого, клей.
Февраль.
1.
Приключения волшебных квадратиков.
Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, сглаживать сгибы. Развивать мелкую моторику рук, желание довести работу до конца, аккуратность в работе.
Квадрат бумаги белого цвета18х18 см., 6 квадратов 13х13 см. белого, серого, оранжевого, зеленого, коричневого цветов, листы бумаги желтого, красного и черного цветов, простой карандаш.
2.
Мундир.
Продолжать учить прямоугольник складываем в три раза и отгибаем края. Вырезать галстук по образцу. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.
Зеленую, белую, черную и желтую бумагу, ножницы, клей ПВА, а также красный фломастер.
3,4.
Танк.
Учить конструировать танк из коробок, обклеивая их бумагой. Соединять детали с помощью клея. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.
Три спичечных коробка бумага зеленого цвета, крышка от бутылок, трубочка, клей, ножницы, зубные палочки, полоски красные, синие, белые бумаги.
Март.
1,2.
Подарок для мамы.
Учить выполнять, цветок бархатцы из нескольких слоев салфетки сжимая середину. Выкладывать композицию на сердечке. Воспитывать аккуратность, интерес к работе.
Салфетки оранжевого цвета, степлер, клей, ножницы, основа сердце, тесьма, зеленая бумага.
3.
Лебеди на пруду
Продолжать обучать аккуратно, складывать бумагу в разных направлениях, сглаживая сгибы. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу.
Квадраты бумаги белого цвета, бумага зеленого и коричневого цветов, черный и красный фломастеры, ножницы, клей, простой карандаш.
4.
Бабочки на лугу.
Продолжать обучать аккуратно, складывать бумагу в разных направлениях, сглаживать сгибы. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу.
Картон зеленый, равный по размеру ½ альбомного листа, 2 полоски желтой бумаги размером 4х20 см, заготовки цветной бумаги размером 5х5,6х6, фломастер черный, ножницы, клей.
Апрель.
1.
Ракета.
Учить детей закручивать и склеивать заготовки в цилиндр; дополнять основу мелкими деталями, из полукруга склеивать конус. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу.
Прямоугольник10х15, три прямоугольника 5х6, полукруг, клей ножницы, синяя бумага для элюминатора.
2.
Коврик.
Продолжать учить плетению из бумаги в шахматном порядке, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе.
Бумага двух цветов, ножницы.
3,4.
Подсолнухи.
Учить плетению из бумаги в шахматном порядке, продолжать работу с трафаретом, развивать мелкую моторику рук, воспитывать чувство коллективизма, умение работать сообща.
Трафареты цветка подсолнуха, желтая, зеленая и черная бумага, ножницы, клей, простой карандаш.
Май.
1.
Выставки детских работ в детском саду
Перспективный план работы кружка
по продуктивной деятельности
«Юный конструктор»(конструирование из бумаги)
старшей группы
№
Тема занятия
Цель занятия
Материалы, оборудование
Октябрь.
1.
Знакомство с бумагой
Познакомить детей с различными видами бумаги и их свойствами.
Кусочки бумаги на каждого ребенка: картон, офисная, гофрированная и т.д.
2.
ФЛАЖОК
Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
Два красных квадрата 15*15см, две полоски шириной 1см, длиной 20см из картона, клей.
Три прямоугольника формата А4: два из них белого цвета, третий цветной, клей.
4.
Пингвин
Учить прямоугольник складывать пополам. Склеивать только углы, вырезать мелкие детали лапы глаза. Воспитывать интерес к работе.
Прямоугольник черный, белый, клей, ножницы.
Ноябрь.
1.
Воздушный змей
Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.
Бумажные квадраты (10*10) разного цвета, полоски разноцветной бумаги, клей.
2.
Лягушка
Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали ( базовая форма – «треугольник»)
Квадрат зелёного цвета (10*10).
Заготовки для глаз лягушки, ножницы, клей.
3.
Зайчик
Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Квадрат (10*10),заготовки для глаз и мордочки, клей
4.
Бабочка
Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.
Бумажные квадраты (10*10), заготовки для глаз, ножницы, клей
Декабрь.
1.
Снежинки
Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.
12 квадратов синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см.
2.
Гномик
Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога
Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы.
3.
Новогодние украшения
Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.
Разноцветные квадраты разных размеров, бумажная обрезь, клей, нитки, ножницы.
4.
Снеговик
Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.
Январь.
1.
Колобок
Учить детейу прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.
Жёлтый прямоугольник 20*10см, оранжевый и красный квадраты 3*3см, два оранжевых кружка, клей.
2.
Зайчик
Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.
Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10см, заготовки для глаз и мордочки, клей.
Два серых квадрата15*15см,10*10см, клей, заготовки для глаз и носа.
4.
Лиса
Научить детей слушать устные инструкции педагога.
Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.
Квадрат оранжевый ( красный) 15*15см, прямоугольник 15*7,5см, заготовки для глаз и мордочки, клей.
Февраль.
1.
Медведь
Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать
и развивать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев.
Квадраты коричневого цвета 15*15см,10*10см, два квадрата 6*6см, клей.
2.
Воробей.
Упражнять детей в склеивании полоски кольцом, учить выполнять сгибы в соответствии с условными обозначениями на заготовки, закреплять умения вырезывания по разметке, нарезания и подкручивания узких полос на карандаше.
Заготовка из коричневой плотной бумаги для фигурки воробья: 4Х18 см с разметкой; заготовки из тонкой бумаги с разметкой грудки: 4Х3 см, хвоста: 5Х3 см, крыльев: 7Х8 см; готовые детали лапок, глаз, челочки и клюва; клей ПВА, кисть для клея.
3.
Заяц
Учить детей закручивать и склеивать заготовки в цилиндр; закреплять умения соединять цилиндры между собой; дополнять основу мелкими деталями по своему желанию.
Заготовки из цветной бумаги: 16Х8; для лап: 1,5Х16 см, хвостов и ушей; готовые детали глаз и мордочек; клей ПВА, кисть для клея, ножницы, фломастеры.
4.
Курочка
Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.
Красный квадрат 3*3см, жёлтый (оранжевый) квадрат 15*15см, клей, карандаш или фломастер.
Март
1.
Хризантема
Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.
16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей.
2.
Подарок маме
Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость
Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей.
3.
Вертушки
Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.
Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки.
4.
Кошечка
Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.
Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей.
Апрель
1.
Подарки малышам
Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета.
Разноцветные квадраты (10*10)
2.
Рыбки
Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию.
Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.
Квадрат 10*10,заготовки для глаз, клей, ножницы.
4.
Ёжик
Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.
Квадрат серого, коричневого цвета 10*10см, карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке.
Май
1.
Грачи прилетели
Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.
Квадраты чёрного цвета (15*15), заготовки для глаз, ножницы, клей.
2.
Ветка рябины
Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога
Картон, квадраты(1,5*1.5) оранжевого или красного цвета,(3*3) зелёного цвета для листьев, клей.
3.
Моё любимое оригами.
Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.