МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«РУССКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
КОСТЮМ»
Содержание:
1. Краткое описание пособия
2. Актуальность, результативность, межпредметные связи
3. Информационный материал
a. История костюма
b. Цвет в национальном русском костюме
c. Орнамент костюма
4. Иллюстрации
5. Методические рекомендации
6. Приложение 1 – шаблоны
7. Приложение 2 - конспекты занятий
8. Приложение 3 – пословицы, поговорки, загадки, частушки
Аннотация.
Изобразительная деятельность играет важную роль в эстетическом и художественном образовании подрастающего поколения. Методическое пособие «Русский национальный костюм» доносит до детей культуру прошлых поколений, способствует воспитанию патриотизма и утверждению национального самосознания.
Данное методическое пособие включает в себя:
презентационный материал:
· иллюстрации (формат А3 - 10 штук, А4 -28 штук), каждая из которой снабжена исторической справкой, способствующие развитию творческого мышления и формированию образного представления о древнерусском костюме;
· Шаблоны
· Мультимедийная презентация (электронный информационный ресурс с использованием ЭОР)
информационный ресурс:
· описание истории русского костюма, его элементов, значение цвета и орнамента.
· методические рекомендации для педагога,
· конспекты занятий для обучающихся разных возрастов;
· подборка русских народных загадок, частушек, пословиц и поговорок, которая может быть использована при проведении с детьми бесед о костюме;
· словарь старинных слов и понятий.
Цель пособия:
· помощь педагогам в организации урочных и внеурочных занятий по приобщению обучающихся к богатству древнерусской художественной культуры, её истокам, национальному своеобразию, самобытности;
· формирование культурно-исторической памяти, понимания роли русской культуры в мировом художественном процессе;
· развитие эмоциональной отзывчивости на красоту национального костюма;
· воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.
Главные задачи:
· формировать у обучающихся эмоциональной и нравственно-эстетической отзывчивости на явления прекрасного в жизни и искусстве;
· формировать интерес к произведениям русского народного искусства, представления о целостной картине мира человека эпохи Древней Руси через художественный образ произведений народного и декоративного искусства;
· развивать творческую активность, образное и конструктивное мышлениеобучающихся;
· формировать умение выявлять в произведениях народного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов;
· совершенствовать навыки работы с графическими и живописными материалами, конструирования из бумаги предметов и украшения их декоративными деталями;
· вводить в активный словарь обучающихся «старинных» слов и понятий;
· развивать навыки самостоятельной практической творческой деятельности.
В результате проведённых занятий обучающиеся должны
знать:
· об истоках древнерусского искусства, его особенностях и значении;
· понимать образный язык декоративно-прикладного искусства;
· названия и смысловое значение элементов народного костюма;
· смысловое значение традиционных образов и мотивов в народном искусстве;
· о выдающихся произведениях народного, декоративно-прикладного искусства, произведениях художников, изображающих древнерусские и народные сюжеты;
уметь:
· воплощать свой творческий замысел в соответствии с народными традициями;
· выявлять связь конструктивного и декоративного элементов;
· владеть навыками использования художественных выразительных средств (композиция, цвет, ритм, форма) в процессе творческой работы;
· применять навыки владения графическими и живописными материалами, работы с бумагой.
Следует отметить, что развитие творческой личности ребенка наилучшим образом достигается средствами различных видов искусств при их взаимопроникновении. Связь с поэзией и музыкой позволяет образнее раскрыть тему урока. На одних возможно использование пословиц, поговорок, фольклора, русских народных сказок, на других рассказов и стихов изучаемых в программе литературы. Используемые музыкальные произведения (русские народные песни) на уроках способствуют пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, расширению диапазона межхудожественных ассоциаций. Музыка является не только средством создания творческой атмосферы на уроке. Она помогает передать ритм в линиях, эмоциональное настроение в цвете.
Таким образом, проведение уроков с использованием данного пособия также должно быть построено таким образом, чтобы формировать у обучающихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала, в тесной связи с другими предметами общеобразовательного цикла и дополнительного образования (музыка, МХК, литература, история и др.).
История костюма
Национальный костюм России является огромным богатством.
Художественные образы русского крестьянина и русской крестьянки наиболее полно раскрываются средствами народного костюма. Каждый элемент одежды в русском костюме характерен и позволяет создать в вооружении целый ансамбль, образ человека сильного, крепко стоящего на земле, чувствующего красоту и гармонию этой земли, внимательного к ней и ее богатству. Рассматривая иллюстрации, дети прослеживают изменение костюмов со временем, знакомятся с различными элементами одежды: рубаха, кафтан, сарафан, плащ, шаль и др., обращают внимание на цветовую гамму, рисунок на тканях.
Создавая с детьми иллюстрации или проводя творческие работы по композиции костюма, интересно проследить, как в русском костюме сочетание ярких, дополнительных и контрастных цветов привносят в костюм свет, тепло, жизнь.
Ни одна страна в мире не включает в себя такого же разнообразия национальностей, племен и рас, как Россия. Основное население этой страны – славяне – разделялось на множество племен.
Мужская одежда славян состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой темноцветной шерсти. Кафтан этот протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Мужчины также носили широкие штаны, иногда одевая их по две пары, одну поверх другой. Вокруг ног обматывали куски полотна и затем надевали кожаные подошвы, ремни которых перекрещивали на ноге и завязывали узлом. Встречались, однако, настоящие башмаки или полусапоги. На плечи набрасывали плащ, укрепленный булавками, которые всегда связывались попарно цепочками. На голове носили обруч или шапочку.(1)
Женская одежда состояла из холщовой рубахи, доходившей до середины икр, подпоясанной, по краям расшитой, а также плаща и обуви подобной мужской, и бронзового обруча, служившего головным украшением.(2)
Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Сперва царское византийское облачение вместе с придворными костюмами перешло к русскому великокняжескому дому, вслед за тем перешла и одежда богатых византийцев.(3, 4,5)
Византийское влияние было нарушено монгольскими ордами, которые наводнили русскую землю в середине ХIIIвека и владычествовали там вплоть до ХIVстолетия. Как всегда прежде, народ остался верен старинной одежде своей, а высшие сословия обменяли или смешали свою одежду с одеждой своих победителей. Вместо кругом закрытого кафтана стали носить теперь монгольский кафтан, который спереди по всей длине был открыт и застегивался, а вместо плаща – верхний кафтан. (6)
В ХVIстолетии мужчины стали носить рубашку с узким воротником, штаны длинные, вверху широкие, собранные по тесьме, кафтан, узкий, как чехол, доходивший до колен и снабженный рукавами.
При Петре Iбыли в употреблении широкие штаны из шелка, холста или сукна, которые засовывались в сапоги. Сапоги делались из цветной кожи, высокие.
Длинный кафтан Петр Iзаставлял укорачивать. Тому, кто не хотел этого делать добровольно, согласно царскому приказу, солдаты обрезали полы.
Костюм на Руси давал полную информацию о владельце, указывая на семейное положение, и на материальный достаток, и на общественную роль человека.
В XVIи XVIIстолетиях знатные женщины носили рубаху, рукава которой, широкие и мешковатые сверху, к низу сужались, затем кафтан, который делался шире мужского и по всей длине застегивался с помощью пуговиц. Этот кафтан подпоясывался шалью. К женскому костюму относились еще длинный, опушенный и подбитый мехом плащ, шапка из лисьего меха, другие шапки из парчи и атласа, с опушкой из бобрового меха или обшитые золотым позументом и меховой капюшон. Носили башмачки, задки которых обивались мелкими гвоздиками, а каблуки имели иногда почти четверть локтя в вышину, так что женщинам приходилось стоять на больших пальцах.
У боярынь был в употреблении головной убор в виде диадемы, который назывался кокошник.
Детям моложе десяти лет волосы стригли по всей голове, оставляя только по локону у каждого виска. Девушки заплетали волосы в одну косу и украшали на конце кистью из красного шелка. Замужние женщины подбирали волосы под шапочку. Носили медные и серебряные серьги. Были в употреблении белила и румяна.(7, 8)
Очень были разнообразны и головные уборы русских крестьян крестьянок, получившие обобщенное название – кокошники.( 10, 11)
Кокошник символизировал расцвет жизни, ее животворящее начало (само слово «кокошь» на древнеславянском языке – курица). Существовали и сборники, шишаки, кики, каблучки. Украшением этих уборов были поднизь или ризка из речного жемчуга, бисера, рубленого перламутра. В будни, занимаясь тяжелым трудом, женщины покрывали голову платком поверх шапочки-повойника.
Разнообразными были и костюмы девушек. Они имели в основе форму обруча, венка и назывались различно: повязка, начельник, почелка и т. д. Их особенность – открытая теменная часть. Просватанные девушки в некоторых селах, покрывали темя особо вышитым куском ткани – натемником. Невеста перед венчанием меняла повязку на особый убор – коруну, украшенную фольгой и самоцветами.
Мужские головные уборы были не столь разнообразны, как женские. Обычно носили войлочный колпак – поярковую шапку (овечья шерсть). Поярковые шапки носили без отворота и с отворотом. Молодые парни носили шляпы с полями. Свадебные шляпы украшались розетками и пучками из лент. В XIXвеке появилась мода на ямщицкие шляпы. Зимой носили меховые треухи (прообраз будущей ушанки).(11)
На селе крестьяне чаще всего ходили босыми, одевая обувь, плетеную или кожаную лишь в праздники и холодное время года.
Самой распространенной на Руси обувью были лапти. Лапти плели из лыка различными способами. Чем больше полос лыка, тем красивее и разнообразнее были лапти. Лыко разных пород древесины давало лаптям разнообразие оттенков цвета. Пара лаптей носилась 5 – 6 дней, потом она становилась негодной. Поэтому отправляясь в дальний путь, приходилось брать с собой 3- 4 пары лаптей. Лапти одевались на обмотки – онучи и крепились шнурками – оборами. Зимой лапти одевались на суконные онучи.
Простой кожаной обувью служили постолы и поршни, изготавливаемые из 1 – 2 кусков кожи. Очень распространенной женской обувью были коты – туфли на толстой подошве с каблуком. Коты одевались на несколько пар чулок (6-8), поэтому их размер был большим. Эта обувь богато украшалась аппликацией из сафьяна, блестками, мелкими гвоздиками и даже бубенчиками. Держались коты на ногах с помощью шнурков – оборов.(12)
Обувью в будни служили лапти, а в праздники - сапоги. Сапоги первоначально были привилегией знати в Древней Руси. Но затем они начали проникать и в крестьянский быт. У крестьян сапоги являлись признаком достатка и благосостояния. Носили сапоги и мужчины и женщины. Оба сапога в паре шили и кроили одинаково (форму ноги они принимали при ходьбе). Сапоги могли быть украшены вышивкой, аппликацией. Наиболее характерные сапоги: сапоги вытяжные, сапоги в гармошку, сапоги с высокими голенищами.(13)
Костюм на Руси давал полную информацию о владельце, указывая и на семейное положение, и на материальный достаток, и на общественную роль человека в деревне. В комплекс женской крестьянской одежды входили: нижняя и красная рубаха, повойник,сарафан, душегрея( короткая распашная одежда на лямках), иногда ее раменял шугай ( одежда типа кофты)(21-23). Интересные изменения за несколько столетий претерпел сарафан, причем разные губернии отличались присущими только им элементами одежды.(14-19).
В целом, русский крестьянский костюм отличает: малорасчлененные формы, простой силуэт, общая массивность костюма, нарастающая книзу ( полосы вышивок, тяжелая, массивная обувь)(21-24).
Цвет и его роль в русском национальном костюме.
Излюбленным цветом русских крестьян считался красный. В традиционных костюмах на Руси использовалось до 33 оттенков. Этого цвета, причем каждый имел свое название. Среди них алый и кровавый, мясной червчатый, или червленый, червонный, багрецовый, багровый, чермной (искрасна-рыжий), красно-кирпичный, малиновый, вишневый и другие. Красный цвет у русских, как и у многих других народов, использовался как распространенное средство против сглаза. Известно, что наиболее любимыми цветами одежды после красного были черный, затем желтый, зеленый, синий, белый. Последний преобладал количественно.
Белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали;
Черный – олицетворением земли, покоя, постоянства, отрешения, скорби и траура;
Красный – цветом огня, солнца, обещающим долголетие, плодородие, силу и власть.
В XVIIвеке бытовали такие старинные определения оттенков ткани, как брусничный, сахарный, лазоревый, таусиный или павлиний (синевато-лиловый), осиновый (зеленый с сероватым оттенком), лимонный, рудо-желтый, глинистый, гвоздичный (оранжевый), синий, голубой, дымчатый, дикий (серый) и многие другие.
Весьма широко использовались в костюме неокрашенные и неотбеленные ткани. Благодаря богатству их оттенков, они были разнообразны по цветовой гамме и способствовали гармоничному слиянию человеку с родной природой.
По цвету народной одежды можно было определить возраст их владельцев: самыми скромными по колориту были костюмы старух, стариков и детей, а самими красочными – наряды взрослых девушек и молодых женщин до рождения первого ребенка.
Указывала колористика и на место проживания человека: черная вышивка рубах и черный девичий сарафан – Воронежская губерния, полыхающие красные тона женских костюмов – Рязанская, сверкающее и переливающееся всеми цветами радуги великолепие – Усть-ильма.
ОРНАМЕНТ
Помимо цвета важное значение имел и орнамент костюма.
Орнаменты издревле использовались для украшения народного костюма.Слово «орнамент» происходит от латинского слова – украшать. Это повторение чередование одних и тех же изображений.Узоры вышивали или создавали сразу при производстве ткани (тканые орнаменты). На вышивках рубахи, понёвы, сарафана можно встретить те же мотивы, что и на резных украшениях деревенской избы. Это, прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет один корень со словом «заря», что связано с цветом утреннего солнца.
Орнамент русского костюма мог быть растительным (изображающим растения), зооморфным (изображающим животных), орнитоморфным (изображением птиц), антропоморфным (изображающим человеческие фигуры) и геометрическими.
Основными мотивами орнамента русского народного костюма являлись солярные знаки – круги, кресты, ромбические фигуры, кони, олени, птицы; изображения женской фигуры – символа плодородия, матери-сырой земли; волнообразные ритмические линии – знаки воды; прямые горизонтальные линии, обозначающие землю; изображения дерева – олицетворения вечно живой природы.
Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки. Это и птица пава с пышным хвостом, и орёл, и птица Сирин. Изображения птиц символизировали тепло и весну, часто встречаются в сочетании со знаками солнца. В пышном оперении пав можно встретить крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце. Один из самых древних и любимых образов народного искусства – конь. Конь был неотъемлемой частью жизни крестьянина, символизировал приход весны и начало пахотных работ, а также солнце. Вышивали фантастических зверей: барсов, львов, единорогов. Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери («мать сыра земля»). Образ древней богини Макоши – матери хорошего урожая всегда связывался с символами плодородия (древом, птицами, животными, солнечными знаками). Часто фигура решалась условно. Из тела богини прорастают ветви, голова – изображение ромба, символа земли. Женская фигура с поднятыми вверх руками обозначала единство сил неба и земли. Древо жизни – разветвлённое фантастическое растение с цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. В народных представлениях символизировало растительные силы земли, процветания живой природы. В вышивках встречается композиция из двух птиц (коней, оленей), сросшихся спинами, называемая ладьёй. Из ладьи вверх тянется сказочное древо. Птицы или животные словно охраняют древо жизни. Смысл узора в расцветании природы, наступлении поры плодородия.
Рекомендации для работы с детьми 6-7 лет.
Дети любят все яркое и ритмично расписанное. Им нравиться украшать кукол, свой рисунок, лепку. Детская работа, украшенная самым незатейливым орнаментом, приобретает новые выразительные качества, а ребенок получает возможность проявить самостоятельность и творчество.
Демонстрация иллюстраций открывает перед ребятами новые выразительные стороны, которые характеризуют костюм как красивый декоративный предмет. Опыт работы с детьми этого возраста говорит о том, что ребенку еще сложно нарисовать человеческую фигуру, трудно соблюдать нужные пропорции. Поэтому рекомендуется работать с детьми по предложенным шаблонам, которые, по желанию, можно увеличить или уменьшить.
Примерные темы занятий:
· «Барышня» (аппликация + лепка) - голова – соленое тесто, платье – из ткани, украшено цветной бумагой, фольгой)
· «Кокошник» (лепка, барельеф, соленое тесто, природные материалы)
· «Детский русский костюм» (цветные карандаши, мелки,тампонирование)
Рекомендации для работы с детьми 8-11 лет.
Перед ознакомлением детей с пособием проводится цикл занятий по темам «Фигура человека» (в рисовании и в лепке), «Женский образ», «Мужской образ», «Что такое узор и орнамент?», где ребенок учится рисовать и лепить человеческую фигуру, обращая внимание на пропорции, учиться составлять из цветов и линий красивый узор и строить по определенным законам орнамент с использованием сложных форм и линий.
На предложенных занятиях ребята 8-11 лет сравнивают костюмы, с помощью педагога, создают свой образ на основе данного материала, что активизирует работу мышления, воображения, зрительной памяти детей, вызывает необходимость самостоятельно выбрать для работы нужное изобразительное средство: гуашь, акварель, фломастеры, цветную бумагу, картон, ткань или кружева (при работе с шаблонами). Предусмотрено использование в работе природных материалов, например, составление украшений: бус, поясов, булавок, пуговиц и т. д. из различной крупы (горох, рис, орешки и др.), камешков, веточек.
Как показал опыт работы с детьми 8– 11 лет, ребята большое значение придают одежде, в которую одет тот или иной персонаж их работы. Им очень важно конкретизировать предметы одежды. Свои творческие усилия они сосредотачивают на украшение костюма узорами.
Примерные темы занятий:
· «Русский народный костюм» (рисование, создание собственного женского или мужского образа в национальном костюме)
· «Царские одежды»(сказка о царе Салтане, композиция)
· « Кукла в национальном костюме» (лепка куклы в костюме с последующей росписью гуашью). Барельеф, соленое тесто, гуашь
· « Мужичок с ноготок» (аппликация, пластилин, ткань+лепка)
· «Народные гуляния на селе» ( коллективная работа, тканевая аппликация с использованием шаблонов, ткань, тесьма, кружева)
· Иллюстрации сказок «Сказка о царе Салтане», «Аленький цветочек» и др.
Конспект занятия для детей 7 лет
Тема: «Украшаем кокошник»
(1 занятие)
цель:Развивать познавательный интерес к истории Родины, эстетическое восприятие детей, расширять их кругозор средствами изобразительной деятельности.
задачи:
· Учить выполнять композицию на кокошнике, соблюдая симметрию и используя простейшие элементы орнамента
· Познакомить детей с различными видами головных уборов, женских и мужских (цвет, узор, значение)
· Закреплять умение работы с соленым тестом(барельеф) и шаблонами
· Учить использовать в работе природный материал (горох, камешки ), бисер, стеклярус, нитка и др.
· Развивать воображение, фантазию, чувство ритма, симметрии и цветовой гармонии.
Материалы и оборудование:соленое тесто, подкрашенное разными цветами, лоточки, стеки, бисер на подносе, клубки ниток, шаблоны, иллюстрации данного пособия, репродукции и книжки с изображением народного костюма, книжки с русскими народными сказками, работы детей (в качестве примеров), шаблоны, подборка пословиц, поговорок.
Содержание занятия.
1.Организационный момент.Постановка целей и задач данного урока.
Кто изображен на этих картинах (Русские красавицы)О том что это так говорит русский национальный костюм (рубаха, сарафан, кафтан и др.). А давайте обратим внимание на их головные уборы.
Между боярынями был в употреблении головной убор в виде диадемы, который назывался кокошник.
Детям моложе десяти лет волосы стригли по всей голове, оставляя только по локону у каждого виска. Девушки заплетали волосы в одну косу и украшали на конце кистью из красного шелка. Замужние женщины подбирали волосы под шапочку. Носили медные и серебряные серьги. Были в употреблении белила и румяна.
Очень были разнообразны и головные уборы русских крестьян крестьянок, получившие обобщенное название – кокошники.
Кокошник символизировал расцвет жизни, ее животворящее начало (само слово «кокошь» на древнеславянском языке – курица).существовали и сборники, шишаки, кики, каблучки. Украшением этих уборов были поднизь или ризка из речного жемчуга, бисера, рубленого перламутра. В будни, занимаясь тяжелым трудом, женщины покрывали голову платком поверх шапочки-повойника.
Разнообразными были и костюмы девушек. Они имели в основе форму обруча, венка и назывались различно: повязка, начельник, почелка и т. д. Их особенность – открытая теменная часть. Просватанные девушки в некоторых селах, покрывали темя особо вышитым куском ткани – натемником. Невеста перед венчанием меняла повязку на особый убор – коруну, украшенную фольгой и самоцветами.
Мужские головные уборы были не столь разнообразны, как женские. Обычно носили войлочный колпак – поярковую шапку (овечья шерсть). Поярковые шапки носили без отворота и с отворотом. Молодые парни носили шляпы с полями. Свадебные шляпы украшались розетками и пучками из лент. В XIXвеке появилась мода на ямщицкие шляпы. Зимой носили меховые треухи (прообраз будущей ушанки).
2. Практическая часть. Украшение кокошника.
На столах у вас находятся необходимые материалы. Мы с вами сделаем и украсим кокошник русской красавицы.
Педагог с детьми обсуждает замысел каждого. (Рассмотреть с детьми разные варианты украшения кокошника.Путем наводящих вопросов подвести детей к мысли о том, что каждый может украсить свой кокошник).
Дети приступают к работе. После того как дети вылепили кокошник из соленого теста, выбрав понравившийся им цвет и воспользовавшись шаблоном, приступают к украшению ( Педагог объясняет как использовать предложенные материалы, показывает работы детей. Следит за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением).
По ходу занятия педагог обращает внимание на меры предосторожности при работе со стеками.
3. Подведение итогов.
Теперь наши красавицы стали еще наряднее! Теперь каждой их них будут любоваться!
Конспект занятия для детей 5-6 лет
Тема: Сарафан русской красавицы
(1 занятие)
цель:Развивать познавательный интерес к истории Родины, эстетическое восприятие детей, расширять их кругозор средствами изобразительной деятельности.
задачи:
· Учить создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорную полосу по подолу сарафана.
· Познакомить детей с символикой в русском народном костюме (цвет, узор)
· Изобразительные свойства карандашей, фломастеров, мелков.
· Учить пользоваться шаблонами
· Развивать пространственное мышление и чувство цвета.
Материалы и оборудование:бумага, карандаши, фломастеры, мелки, иллюстрации данного пособия, репродукции и книжки с изображением народного костюма, книжки с русскими народными сказками, работы детей (в качестве примеров), карточки с разными вариантами композиции, шаблоны, подборка пословиц, поговорок.
Содержание занятия.
1.Организационный момент.Постановка целей и задач данного урока.
К нам в гости пришли русские красавицы. Посмотрите какие они стройные, красивые, изящные. Как раньше называли русских красавиц (Лебедушка, пава, ягодка). А какими именами их называют в сказках (Василиса-прекрасная, Марья-искусница, Василиса Премудрая).
Наши красавицы очень хотят пойти на ярмарку. Раньше была такая традиция: в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую красивую одежду. Что это за одежда (Рубаха, душегрея, сарафан, кокошник). Когда девушка в таком наряде шла на ярмарку, то все восхищались ее красотой и говорили:»А идет-то, а идет, словно павушка плывет», «Говорит, словно реченька журчит», «Как красива, величава, выступает словно пава».
Сегодня мы будем украшать одежду наших красавиц, но не простую, а праздничную, нарядную. Как украшалась одежда? (узорами вышивкой). Давайте также обратим внимание на цвета одежды (символика цвета). В каких местах на рубахе вышивали узоры? (на подоле, рукавах, воротнике, юбках). Какие символы вышивали мастерицы (ромбы, кресты, цветы, птицы).
В старые времена на подол рубахи пришивали узорную полосу, на которой вышивали символы. Узоры эти были разноцветные (символика узора, цвета).
2.Практическая часть. Украшение сарафана.
На столах у вас находятся необходимые материалы. (педагог вместе с детьми рассматривает краски, карандаши, шаблоны и т. д .) Давайте вспомним как пользоваться шаблонами? (дети объясняют).
Педагог с детьми обсуждает замысел каждого. (Рассмотреть с детьми разные варианты украшения сарафанов. Путем наводящих вопросов подвести детей к мысли о том, что каждый может украсить свой сарафан с помощью фломастеров и карандашей. Затем предложить детям подумать, где лучше всего расположить узор).
Дети приступают к работе. После того как дети нарисовали картинку карандашом , вырезали – приступают к украшению ( Педагог объясняет изобразительные свойства карандашей, мелков, фломастеров. следит за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе).
По ходу занятия педагог обращает внимание на меры предосторожности при работе с ножницами.
3. Подведение итогов.
Из детских работ составляется выставка «Ярмарка»
ЗАГАДКИ
ВЕНЕЦ (КОРУНА) - девичий головной убор в виде короны, с зубцами по верхнему краю.
ДУШЕГРЕЯ - женская короткая одежда без рукавов, отороченная мехом, с застёжкой спереди, входившая в сарафанный комплекс.
ЕПАНЕЧКА- женская кроткая распашная одежда на лямках, сзади украшенная складками,входившая в сарафанный комплекс.
ЗАПОН (ЗАНАВЕСКА) - длинный передник из двух полотнищ, входивший в понёвный комплекс.
КИЧКА (КИКА) - женский головной убор в виде шапочки с верхней частью в виде рогов или лопатки.
КОКОШНИК- женский головной убор в виде высокой короны с скруглённым или заострённым верхом, украшенный жемчугом, бисером.
ЛАПТИ- старинная обувь, сплетённая из коры дерева.
НАВЕРШНИК– женская просторная одежда рубашечного покроя, длиной до колена, с широкими рукавами.
ПАВА- название изображения птицы с пышным хвостом в народной вышивке.
ПЕРЕДНИК- прямоугольное узорчатое полотно, надевавшееся поверх юбки- понёвы.
ПОНЁВА- женская запашная юбка из двух полотнищ, не сшитая по бокам, из домотканой шерстяной ткани.
ПОЯС(КУШАК) - деталь одежды, служившая вместо кармана, а также оберегом.
РУБАХА- старинная мужская и женская одежда из домотканого холста, украшенная вышивкой.
САРАФАН- старинная женская одежда, кроившаяся из клиньев, на лямках, из холстяной или парчовой ткани, характерная для северных областей.
СОРОКА- старинный головной убор, характерный для южных областей, в виде мягкого чехла, с деталями, напоминавшими крылья и хвост птицы. Надевался поверх кички.