Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок развития речи, урок-квн в 5 классе по теме "Весна-красна"

Submitted by Любовь Георгиевна Афонькина on Wed, 04/12/2013 - 21:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Афонькина Любовь Георгиевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Гимназия №1"г.Ядрин
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Русский язык
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 

1) познакомить учащихся с картинами художников-пейзажистов;

2) воспитать у учащихся  чуткость и восприимчивость к красоте и богатству природы, бережного отношения к ней, любви к Родине;

 3)прививать учащимся навыки выразительного чтения

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Сборники стихов, рассказы К.Паустовского, М.Пришвина, Астафьева, А.Платонова.

Пословицы и поговорки

Загадки

Народные приметы

Используемая методическая литература: 

Чувашско-русский словарь

Толковый словарь русского языка

Используемое оборудование: 

П.И.Чайковский "Времена года, компьютер, проектор, презентация "Родная природа", альбом "Весна"

Используемые ЦОР: 

Интернет-ресурсы (картины, портреты художников)

Краткое описание: 
Урок развития речи проходит в форме КВН.Две команды соревнуются в таких областях знаний, как конкурс чтецов, художественное описание картин, загадки,пословицы и поговорки на русском и чувашском языке, народные приметы.

                                                                                              Весна,  Весна!

                                                                                              Как воздух чист.

                                                                                              Как ясен небосклон

                                                                                             Своей  лазурию живой

                                                                                             Слепит мне очи он

                                                                                                Е. Баратынский

1 Вступительное слово учителя (На фоне музыки Чайковского «Времена года»)

В народе говорят: « Весна – красна цветами, лето – солнцем и грибами, осень- житом и снопами, зима – белыми снегами». Каждое время года желанно и любимо народом. Но есть особая пора, когда пробуждается природа и вместе с ней расцветает человеческая душа, - это весна. Весне посвящали стих поэты, весну восхваляли композиторы, весной восхищались художники.

Мы сегодня поговорим о весне. Весна – красна цветами, а осень – плодами, снопами. У всех настроение хорошее, весеннее, веселое.  Солнце ласковое, небо голубое, безоблачное.

Ветер прохладный, свежий. Сегодня у нас встречаются две команды.

1. Многие писатели воспевали красоту родной природы. Вспомним рассказы Пришвина, Астафьева, Бианки, Ушинского, Платонова, Паустовского (Художественный пересказ).

Рассказы учат видеть красоту родной природы, беречь и охранять её. Нужно сажать деревья, очищать участки.

И поэты восхищались красавицей весной. Конкурс стихов.(слайды (Фет. Верба. Тютчев. Весенние воды. Зима недаром злится. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист. Бунин. Догорел апрельский вечер.

2. И художники в своих полотнах отражали красоту родного края (Левитан «Март», «Весна. Большая вода», Саврасов «Грачи прилетели», Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща». Куинджи «Березовая роща», К. Ф. Юон «Мартовское солнце» (слайды с картинами И.И.Шишкина и других).

Описание картины (любой, свою)

Константин Федорович Юон – замечательный живописец, художник-пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные сельские пейзажи. В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.

овенный будничный день.

И.Шишкин – певец русского леса. Им созданы шедевры: «Утро в сосновом бору», «Рубка леса», «Родник в лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Старые липы», «Сосновый бор», «Корабельная роща».

Любимые герои Шишкина – это коренастые дубы, стройные сосны. В деревьях он находил близкие ему характеры – мощные, жизнерадостные, надёжные.

3 Пословицы и поговорки

1) И март на нос садится. 2) Март похоронит, август схоронит. 3) В марте курица из лужицы напьется. 4) Евдокия(14 марта) красна - и весна красна. 5) Какова Евдокия, таково и лето. 6) Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна. 7) Апрель с водою, май с травою. Май обманет, в лес уйдет. 8) Месяц май—коню сено дай, а сам на печь полезай.

9)Март сухой да мокрый май- будет каша и каравай. 10) Коли в мае дождь, будет и рожь. 11) Майская трава и голодного кормит. 12) Май холодный—год хлебородный. 13) В мае родиться - весь век маяться. 14) Март-с водой, апрель - с травой, а май - с цветами.

15) Птица рада весне, а младенец матери. 16) Много снега - много хлеба, много воды - много травы.17) Ласточка весну начинает, соловей лето кончает. 18) Весна красна цветами, а осень пирогами. 19) Увидел грача – весну встречай. 20) Весна красна, да холодна. 21) Весной ведро воды – ложка грязи, осенью ложка воды – ведро грязи. 22) Весна красная, а лето страдное.

Весной час упустишь – неделю не наверстаешь.

4 Приметы, суеверия.

Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки. Кошка лежит на полу – к теплу.

Куры дерутся - к гостям. Гусь на одной ноге – к холоду.

 Журавль высоко летает – к ненастью.

Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

Снег быстро тает – к мокрому лету.

5. Команды выступают с домашними  заданиями.

ВИКТОРИНА

1 С какого дня по календарю считается начало весны?

2 Кто ранее появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые?

3.Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватает  скворечников?

4 Какие птицы страдают от весеннего разлива?

5 Какие  певчие птицы прилетают самыми последними? ( Соловьи, ласточки)

6 Весной или летом цветет сирень?

7 Кто строит себе дом  под  водой из воздуха? ( Рыбы колюшки)

8. Почему собака, когда  ей  жарко, высовывает язык, а лошадь нет?  (Регулирует температуру тела)

9. Зачем куры перед дождем перебирают клювом перья?   (Смазывают)

10 Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник?

11 Вьют ли гнезда  перелетные птицы зимой на юге? (нет)

12 Каким зверям холоднее – большим или маленьким? ( Одинаково)

13 Почему тушка  мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается (Пропитана смолой)

6.Прослушивание музыки Чайковского «Времена года» ч. «Апрель»

А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас я поставлю пластинку, и зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. ( Слушаем Э. Грига и П. Чайковского.)

-      Что вы услышали?

-                  Капель, журчат ручьи, весело, хочется пустить кораблики, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда.

7. Конкурс песен о весне.

8. Сценки.

9. Народные приметы на чувашском языке. (Сутсанталакри пуламсем)

1. Сур варамми –кер инкеке, тессе. (Затяжная весна, бедовая осень.)

2. Сур ырхан та, кер мантар. (Весна голодная, осень сытая.)

3. Сур лайах пулсан, тырпул лайах пулать, тессе. (Если весна дружная, то урожай хороший.)

4. Суркунне-  сески, керкунне – курланки. ( Весной – цветы, осенью –плоды.)

5. Сурпа шана та черелет. (Весной и муха оживает.)

6.Сурхи кун кер тарантарать, тессе. (Весенний день год кормит)

7. Суран хыраме шатак, тет. (У весны живот пустой.)

8. Суркунне кун варамланать те ал ситмест, тессе. (Весенний день длинный, но руки не доходят.)

9. Сурта парама керекен пурла пулман, тет. (Кто весной взаймы берет, то осенью не будет богатым.)

10. Сурти вай султалака тессе. (Весенняя сила на весь год.)

10.            Домашнее задание.

Написать сочинение о весне или сочинить стишок, сказку, нарисовать (на выбор)

11. Заключительное слово учителя.

·    Весна   – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май.

·    Весна—это победа солнца, света.

·     Весна – это  победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю.

·    Весна – это победа зелени. Благодаря солнцу появятся почки, из них – зеленые листочки.

Весна – это жизнь!

Слово жюри.

Приложение.

1.Презентация «Родная природа в музыке, стихах и картинах»

2.. Чтение учителем фельетона В.Суслова «Покладистый Ложкин».

Любить природу - значит беречь и охранять её красоту.

Весна - красна

Что значит красна? Кого и что в народе говорят красный?

Красна - красива; красно солнышко, красна девица, красный молодец.

Самый красивый цвет у русского народа –красный.

А у чувашей любимый цвет- жёлтый. Отсюда: Сара хер; сар качча; сар хевел –«желтая» девушка; «желтый» юноша, «желтое» солнышко…

У каждого из нас свое представление о весне. К этому уроку некоторые ребята приготовили рисунки «Весенний пейзаж». Хотелось бы послушать, какой они видят весну.

(Рассказы ребят, теперь уж словесное рисование)

Загадки о весне.1.     Одно бросил, целую горсть взял (зерно).

2. Ходит с края на край, режет черный каравай. Сзади ходит другой сыплет солью золотой (трактор и сеялка).

3.Ищи меня в начале апреля, в середине мая, есть я в парке, роще и в саду, но нет меня в огороде и лесу (буква А)

Домашнее задание. Описание картины (на выбор) И.Левитана «Март», И.Шишкина «Утро в сосновом бору» или сочинить стих о весне, сказку.

 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн