Урок развития речи, урок-квн в 5 классе по теме "Весна-красна"
Submitted by Любовь Георгиевна Афонькина on Wed, 04/12/2013 - 21:37
Весна, Весна!
Как воздух чист.
Как ясен небосклон
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он
Е. Баратынский
1 Вступительное слово учителя (На фоне музыки Чайковского «Времена года»)
В народе говорят: « Весна – красна цветами, лето – солнцем и грибами, осень- житом и снопами, зима – белыми снегами». Каждое время года желанно и любимо народом. Но есть особая пора, когда пробуждается природа и вместе с ней расцветает человеческая душа, - это весна. Весне посвящали стих поэты, весну восхваляли композиторы, весной восхищались художники.
Мы сегодня поговорим о весне. Весна – красна цветами, а осень – плодами, снопами. У всех настроение хорошее, весеннее, веселое. Солнце ласковое, небо голубое, безоблачное.
Ветер прохладный, свежий. Сегодня у нас встречаются две команды.
1. Многие писатели воспевали красоту родной природы. Вспомним рассказы Пришвина, Астафьева, Бианки, Ушинского, Платонова, Паустовского (Художественный пересказ).
Рассказы учат видеть красоту родной природы, беречь и охранять её. Нужно сажать деревья, очищать участки.
И поэты восхищались красавицей весной. Конкурс стихов.(слайды (Фет. Верба. Тютчев. Весенние воды. Зима недаром злится. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист. Бунин. Догорел апрельский вечер.
2. И художники в своих полотнах отражали красоту родного края (Левитан «Март», «Весна. Большая вода», Саврасов «Грачи прилетели», Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща». Куинджи «Березовая роща», К. Ф. Юон «Мартовское солнце» (слайды с картинами И.И.Шишкина и других).
Описание картины (любой, свою)
Константин Федорович Юон – замечательный живописец, художник-пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные сельские пейзажи. В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.
овенный будничный день.
И.Шишкин – певец русского леса. Им созданы шедевры: «Утро в сосновом бору», «Рубка леса», «Родник в лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Старые липы», «Сосновый бор», «Корабельная роща».
Любимые герои Шишкина – это коренастые дубы, стройные сосны. В деревьях он находил близкие ему характеры – мощные, жизнерадостные, надёжные.
3 Пословицы и поговорки
1) И март на нос садится. 2) Март похоронит, август схоронит. 3) В марте курица из лужицы напьется. 4) Евдокия(14 марта) красна - и весна красна. 5) Какова Евдокия, таково и лето. 6) Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна. 7) Апрель с водою, май с травою. Май обманет, в лес уйдет. 8) Месяц май—коню сено дай, а сам на печь полезай.
9)Март сухой да мокрый май- будет каша и каравай. 10) Коли в мае дождь, будет и рожь. 11) Майская трава и голодного кормит. 12) Май холодный—год хлебородный. 13) В мае родиться - весь век маяться. 14) Март-с водой, апрель - с травой, а май - с цветами.
15) Птица рада весне, а младенец матери. 16) Много снега - много хлеба, много воды - много травы.17) Ласточка весну начинает, соловей лето кончает. 18) Весна красна цветами, а осень пирогами. 19) Увидел грача – весну встречай. 20) Весна красна, да холодна. 21) Весной ведро воды – ложка грязи, осенью ложка воды – ведро грязи. 22) Весна красная, а лето страдное.
Весной час упустишь – неделю не наверстаешь.
4 Приметы, суеверия.
Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки. Кошка лежит на полу – к теплу.
Куры дерутся - к гостям. Гусь на одной ноге – к холоду.
Журавль высоко летает – к ненастью.
Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
Снег быстро тает – к мокрому лету.
5. Команды выступают с домашними заданиями.
ВИКТОРИНА
1 С какого дня по календарю считается начало весны?
2 Кто ранее появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые?
3.Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватает скворечников?
4 Какие птицы страдают от весеннего разлива?
5 Какие певчие птицы прилетают самыми последними? ( Соловьи, ласточки)
6 Весной или летом цветет сирень?
7 Кто строит себе дом под водой из воздуха? ( Рыбы колюшки)
8. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет? (Регулирует температуру тела)
9. Зачем куры перед дождем перебирают клювом перья? (Смазывают)
10 Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник?
11 Вьют ли гнезда перелетные птицы зимой на юге? (нет)
12 Каким зверям холоднее – большим или маленьким? ( Одинаково)
13 Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается (Пропитана смолой)
6.Прослушивание музыки Чайковского «Времена года» ч. «Апрель»
А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас я поставлю пластинку, и зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. ( Слушаем Э. Грига и П. Чайковского.)
2.. Чтение учителем фельетона В.Суслова «Покладистый Ложкин».
Любить природу - значит беречь и охранять её красоту.
Весна - красна
Что значит красна? Кого и что в народе говорят красный?
Красна - красива; красно солнышко, красна девица, красный молодец.
Самый красивый цвет у русского народа –красный.
А у чувашей любимый цвет- жёлтый. Отсюда: Сара хер; сар качча; сар хевел –«желтая» девушка; «желтый» юноша, «желтое» солнышко…
У каждого из нас свое представление о весне. К этому уроку некоторые ребята приготовили рисунки «Весенний пейзаж». Хотелось бы послушать, какой они видят весну.
(Рассказы ребят, теперь уж словесное рисование)
Загадки о весне.1. Одно бросил, целую горсть взял (зерно).
2. Ходит с края на край, режет черный каравай. Сзади ходит другой сыплет солью золотой (трактор и сеялка).
3.Ищи меня в начале апреля, в середине мая, есть я в парке, роще и в саду, но нет меня в огороде и лесу (буква А)
Домашнее задание. Описание картины (на выбор) И.Левитана «Март», И.Шишкина «Утро в сосновом бору» или сочинить стих о весне, сказку.