Занятие «Математические ступеньки»
по математике и логике, проведённое в группе кратковременного пребывания "Росточек" (предшкольная подготовка)
Дата:26 ноября 2013
Тема занятия: «В гостях у сказок»
Учитель начальных классов: Лесина Ольга Михайловна
Задачи занятия:
Создать условия для повторения порядкового счёта. Учить отвечать на вопросы: Сколько? Который по счёту? На котором месте? Учить решать логические задачи на основе зрительно и на слух воспринимаемой информации. Развивать мелкую моторику: рисовать круг по шаблону и выполнять штриховку. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Создать условия для работы в группе.
Наглядность:
Иллюстрации к сказкам: «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Лиса и Волк», пеналы с цифрами, знаками, геометрическими фигурами (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, трапеция), цветные карандаши, лист заданий для каждого ребёнка, книга Н.Ф.Виноградовой «Рассказы-загадки о природе», чупа-чупс, треугольник «Треугоша».
Ход занятия
Организационный момент. (В кругу)
-Вечером в круг мы соберёмся.
Дружно за руки возьмёмся.
Ты мой друг и я твой друг,
Стало весело вокруг!
Педагог:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок.
-В мире много сказок-
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: «Заходи!»
-А поможет нам совершить путешествие в сказку ковёр-самолёт, который прилетел за нами. Вставайте все на ковёр-самолёт, закройте глаза, и повторяйте за мной:
«Мы летим над горами, над морями, над лесами. Всё ближе и ближе сказочная страна»
Ковёр-самолёт медленно опускается на землю. Мы прилетели.
- Послушайте загадку и отгадайте, кто же нас встречает.
1) Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
-Ох, никак не вытянуть!
-Ох, засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу
Дружный общий труд!
Кто засел так крепко?
Может это….
Дети: Репка!
Педагог: Молодцы! Нас встречают герои сказки «Репка».
(На магнитной доске прикрепляем героев сказки «Репка»)
1-Дедка
2-Бабка
3-Внучка
4-Жучка
5-Кошка
6-Мышка
Задания от героев сказки:
-Сколько работников тянуло репку? (6)
-Убедимся, что их было 6, посчитаем. (Счёт порядковый и количественный)
- Кто был третьим по счёту? (внучка)
-Кто был пятым по счёту? (кошка)
-Кто был седьмым по счёту? (никто)
-Кто пришёл после деда? (бабка)
-Кто пришёл перед Жучкой? (внучка)
-Кто пришёл после кошки? (мышка)
Педагог:Весело и быстро справились с заданием! Быстрее занимайте свои места на ковре-самолёте. Итак, пока наш ковёр-самолёт набирает высоту, выбирает нужный курс, мы с вами разомнёмся и подготовимся к выполнению следующего задания.
Возле дома огород.
Бабка с внучкой у ворот.
Жучка – хвост колечком,
Дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед.
Он в большой тулуп одет,
Из открытого окна
Деду музыка слышна:
«На зарядку, На зарядку,
На зарядку становись!»
Физкультминутка
Мы становимся всё выше,
достаём руками крыши,
1,2 – поднялись,
3,4 – руки вниз.
5,6 – тихо сесть,
7,8 – лень отбросим.
2) Педагог:
-Вот, мы приближаемся к полянке. Кто же нас встречает?
Загадка: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался….
Дети: Колобок!
Педагог:Правильно, это колобок. Нас встречает колобок.
Задания от Колобка:
-На какую геометрическую фигуру похож Колобок? Покажите, используя математические наборы (круг)
-Чем отличается круг от треугольника «Треугоши», с которым мы познакомились на предыдущих занятиях? (у треугольника есть углы, а у круга нет углов)
-Что общего у круга и овала? (фигуры, у которых нет углов)
(Педагог раздаёт листы с нарисованными деревьями)
-Что изображено на листах? (по 1 дереву).
-Как вы думаете, зачем на рабочих листах я изобразила по 1 дереву? Сделайте предположения. (Ответы детей)
-Неизвестно? (Неизвестно). Интересно? (Интересно)Об этом узнаете чуть позднее.
Пальчиковая гимнастика « Пошли пальчики гулять».
( дети хором повторяют стихотворение за педагогом и по ходу выполняют действия)
- Подготовим наши пальчики к работе, проведём пальчиковую гимнастику.
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики – пешком,
А четвёртые – бегом,
Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал.
-На столе у вас лежат геометрические фигуры.
-Найдите и возьмите круг, положите его на рабочий лист в верхний левый угол.
- Обведите круг, а затем выполните штриховку вертикальными линиями сверху вниз.
Педагог:Молодцы! Справились с заданием. Итак, в путь!
3) Педагог:
Отгадайте, в какую сказку мы с вами попали на этот раз?
-Ох, хитра кума-лиса да смекалиста!
Деда с бабой без рыбки оставила.
Глупый волк её послушал – хвост потерял,
Да ещё повёз, битый небитую!
Дети: Это сказка «Лиса и Волк».
Задания от лисы:
-Ребята, какое сейчас время года? (осень)
-Что осенью в лесу можно собрать и чем запастись на зиму?
-Ребята, где растут грибы?
-Ребята, как вы думаете, почему на кусте могут вырасти грибы?
-Неизвестно? (Неизвестно). Интересно? (Интересно)
(Чтение рассказа «Почему на кусте выросли грибы?» из книги Н.Ф.Виноградовой «Рассказы-загадки о природе»)
-Кто сушит грибы на кустах и зачем? (белка), (рассматривание картинки)
Задание от Волка:
-Нарисуйте на рабочих листах 3 гриба на деревце и 2 гриба под деревом.
-Сколько всего грибов нарисовали?
-Составьте решение внизу листа, используя цифры и знаки из математических наборов. (3+2=5)
Проверка выполнения задания.
4) Педагог:
Кто это?
-Возле леса, на опушке, трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
Дети: Три медведя.
Задания от трёх медведей:
Педагог:
- Нарисуйте простым карандашом над деревом в верхнем правом углу облако.
- Слева от дерева - куст.
-Справа от дерева - цветок.
- Внизу, под деревом – лужицу.
-Нарисуйте на дереве 1 красный листочек, 1 жёлтый листочек, 1 зелёный листик.
Педагог:
-Как вы думаете, в какую игру мы с вами поиграем? (3 листочка: 1-хлопаем в ладоши, 2-подпрыгиваем, 1-садимся на корточки)
Игра «3 листочка»
5) Рефлексия и самооценка
-Ребята, что было трудно выполнять на занятии?
-Что интересно?
-Что не получилось?
-Что получилось на занятии лучше всего?
-Нарисуйте на листе смайлик «Настроение»
  
Итог занятия в кругу:
-Я уверена, что вы все будете хорошо учиться в школе! А сейчас герои сказок приготовили вам сладкий сюрприз. Он вас ждёт в волшебной коробочке.
-Потрудились вы не зря, вам СПАСИБО от меня! (Белочка раздаёт сладкие призы)
Литература:
Журналы «Начальная школа».
Журналы «Дошкольное образование».
Е.В.Колесникова «Математика для детей 5-6 лет», Творческий центр «Сфера», Москва 2006г.
Н.Г.Салмина «Учимся думать (Что с чем объединяют?)», 1 часть, Москва Издательский центр «Вента-Граф», 2006г.
О.В.Узорова, Е.А. Нефедова «350 упражнений для подготовки детей к школе ( игры, задачи, основы письма и рисования)», Москва «АСТ*АСТРЕЛЬ», 2002г
Н.Ф.Виноградова «Рассказы-загадки о природе», Изд. М.: «Вентана-Граф», 2008
|