Утренний сбор В ежедневном распорядке дня предусматривается утренний сбор, который занимает важное место. Это дает возможность собраться всем вместе, обсудить новости, поприветствовать друг друга, задать вопросы. Круг – это гарантия защищенности. Утренний сбор определяет направления работы и атмосферу всего дня. Утренний сбор может начинаться с приветствия, спокойной музыки. При сборе воспитатель звенит в колокольчик или включает музыку, которая призывает детей собраться на ковре. После игры – приветствия можно провести психогимнастику. Утренний сбор – это разговор на «вольную» тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию. Считаем целесообразно разделить утренний сбор на 2 части, возможно, это потребуется только на начальном этапе перехода на общеобразовательную программу «Успех». В 1 часть проводится до завтрака и в нее входит:
• Приветствие,
• Психогимнастика,
• Распределение дежурных,
• Работа с календарем,
Во 2 часть входит:
• Счет,
• Обмен новостями.
• Планирование дня,
• Обсуждение темы,
• Презентация центров активности,
• Выбор центров активности, работа в них,
• Итог. Педагоги используют разные формы приветствия:
• Доброе утро (дети передают меховое сердце, мячик, игрушку и ласково желают товарищу доброго утра),
• Клубок (В руках я держу клубочек. Тот, кто его получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Я начинаю. Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкался, наш круг разрушится),
• Похвали соседа ( дети стоят или сидят, образуя круг. Педагог хвалит своего соседа – ребенка справа, каждый ребенок хвалит своего соседа справа, последний хвалит педагога. После игры воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, кто лучше всех хвалил своего соседа?» Выслушивают мнение каждого ребенка, выявляют кто каждый лучший «восхититель».
• Колечко (Встаньте в круг. Представьте, что вы передаете друг другу колечко. Передаете по кругу в одну сторону и рассказываете, что вы любите. После игры дети по команде воспитателя бегут по кругу, останавливаются и, меняясь местами, вновь образуют круг).
• Доброе животное (участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы одно большое и доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох- все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук-шаг вперед, стук – шаг назад. После приветствия можно предложить детям поприветствовать друг друга весело, грустно, удивленно, как робот, на узбекском языке (немецком, французском и т.д.)
Распределение дежурных осуществляется по выбору ребенка Работа с календарем осуществляется до завтрака. При обсуждении погоды, дежурные по погоде сообщают об изменениях в природе, о наблюдениях. Отмечают и называют всем:
• Какое время года,
• месяц,
• день недели,
• число.
При этом дети проговаривают, какой день был вчера, какой будет завтра. Какое число сегодня, какое завтра, какое было вчера. Обозначениями выкладывают погоду сегодняшнего дня и рассказывают детям свои наблюдения. Можно предложить детям сравнить погоду со вчерашним днем, с воскресеньем и т.д. Вторая часть утреннего сбора начинается в 9.00 часов Педагоги предлагают посчитать, сколько сегодня в группе девочек, сколько мальчиков, кого больше, кого меньше. Посчитать детей парами. Считаем детей по одежде: платьях, юбке. Можно предложить посчитать, какие - то предметы по теме дня. Рубрика «Новости» предоставляю возможность рассказать о том, что его заинтересовало. Ребенок учится строить высказывания, развивать у детей монологическую и диалогическую речь. Умение составлять рассказ по схеме (заранее нарисованной). Можно при высказывании ребенком, зарисовывать схему воспитателю, другому ребенку или схему можно предложить зарисовать дома с родителями накануне.
Регламент говорящих:
-рассказ только 2-3 человека,
-перед утренним сбором зарисовать на доске,
- один говорит - другой зарисовывает.
Планирование дня проводится дежурным группы. Дежурный сообщает, опираясь на схемы или картинки и проговаривает распорядок дня. Проговаривает какие дела дети уже выполнили, какие еще предстоит выполнить. Это дает возможность развивать связную речь, выстраивать рассказ последовательно и запоминать какие дела дети делают в детском саду. Обсуждение темы. После обсуждения темы воспитатель проводит презентацию центров активности. Необходимо задания в центрах подбирать не очень сложные и не легкие. Центры разнообразить. Выбор центра активности. Дети заранее выбирают свои карточки, кладут их под стул и ставят в тот кармашек, в котором будут заниматься. Воспитатель после презентации сообщает детям и обозначает цифрой, сколько детей могут пойти в тот или иной центр. Если ребенок желает в тот центр, где уже количество есть желаемое, то детям объясняют , что заняться в данном центре можно будет в другое свободное время. Когда дети работают в центрах, воспитатель оказывает помощь детям (если они ее просят). После окончания работы в центрах дети рассказывают, что получилось, что не получилось. Можно предложить дать название работе, если это продуктивная работа.
|