Порядок подготовки дипломной работы
Изучение источников и литературы
Изучение темы следует начинать со знакомства с общей литературой, с монографиями и статьями, которые помогут слушателю выяснить степень её изученности. В процессе работы над источниками и литературой рекомендуется делать выписки и заметки по фактам, событиям, относящимся к избранной теме, а также давать краткие оценки (резюме) о наличии собственной концепции автора книги по исследуемому вопросу. Выписки целесообразно делать на одной стороне листа: это облегчит группировку и обработку материалов. При этом следует точно указывать названия источников и литературы с выходными данными, откуда сделаны выписки.
В своей работе обучающийся должен проверять достоверность документов и собранных материалов, учитывать, чьи взгляды выражали их составители, в каких целях они использованы и подлинность их авторства.
Выбор темысовершается с соблюдением нескольких общих правил.
Правило первое:тема выбирается строго с учетом профиля подготовки исполнителя.
Правило второе:тема выбирается с учетом и на основе личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя.
Личные познавательные и исследовательские возможности - это особенности мышления, характера и накопленного практического опыта. Склонность к абстрагированию, систематике или образность, эмоциональность потребуют разных средств реализации. Характер исполнителя влияет на темп выполнения работы, ритмичность и отношение к ней. Личный практический опыт может ограничить или расширить возможности выбора темы, к тому же опыт сделает исследование более убедительным и доказательным.
Правило третье:тема выбирается с учетом ее актуальности, то есть востребованности наукой или практикой конкретного образовательного учреждения или лично самим исполнителем.
Это значит, что тема кому-нибудь должна быть нужна, а ее разрешение принесет пользу. Возможно, что на нее существует государственный или региональный заказ, возможно, что массовая практика обозначила эту проблему, а способов ее решения не знает, возможно также, что сам студент желает более глубоко изучить данную тему. По востребованности определяется Актуальность исследования.
Правило четвертое:тема выбирается с учетом времени, отводимого на ее исследование.
Это правило заставляет заранее просчитывать время, необходимое для полного выполнения работы. Надо оценить имеющиеся материалы, умения ими пользоваться, рассчитать, сколько дней и недель потребует поиск и чтение литературы, ее анализ, подготовка и проведение эксперимента и т. д. Предстоит также оценить доступность источников исследования, количество времени, специально отводимое на данную работу в течение дня, недели, месяца.
Работа над формулировкой темы
После того как вы оценили свою тему на возможность ее качественного выполнения, следует обратиться к ее формулировке на соответствие некоторым общим требованиям, которым равно должны отвечать темы и рефератов, и курсовых, и дипломных работ:
· предельная краткость;
· проблемность;
· ясность смыслов, то есть понятность;
· благозвучность.
Краткость темы- важнейшее ее качество. Из формулировки темы, то есть из заголовка следует убрать лишние слова, общее их количество довести по возможности до 6-7 слов. Если тема кратко не формулируется, часть ее лучше перевести в подзаголовок и дать его в круглых скобках.
В заглавии темы не должно быть придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Каждое слово в теме должно быть понятно исполнителю. В целом она должна читаться, как говорят, на одном дыхании, легко и свободно, что означает ее лексическую грамотность.
Проблемность темыозначает направленность ее на совершение каких-либо действий, то есть на изменение, или установление зависимостей. Например, тема «Нравственное воспитание подростков» не является проблемной, поскольку она лишь констатирует присутствие такого воспитания, и только. Темы же «Формирование нравственных представлений у младших подростков» или «Влияние труда на нравственное становление подростков» являются проблемными. В первом случае заложена идея педагогического действия над чем-то, во втором - обозначены связи и зависимости компонентов темы.
Тема и заглавиеработы как ее эквивалент - это своего рода рамочное соглашение, определяющее границы предполагаемого исследования. Ключевые слова в заголовке представляют собой те понятия, которым посвящается вся работа. В тему входят ограничительные условия, определяющие поле исследования. Тема может формулироваться слишком широко или узко, что зависит от этих ограничительных условий.
НАПИСАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
После изучения основной литературы по теме исследования необходимо составить подробный план дипломной работы и согласовать его с руководителем или консультантом. План может уточняться в процессе работы. Его окончательный вариант составляется после обработки и систематизации основных материалов, собранных для работы.
Требования к структуре и содержанию дипломной работы
· Основными элементами дипломного сочинения являются следующие:
· Титульный лист
· Оглавление
· Введение
· Главы основной части
· Заключение
· Список использованных источников и литературы
· Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Во введенииопределяется актуальность темы, её научное и практическое значение.
Затем формулируется цель и задачи работы, методы исследования, даётся обзор источников и материалов по теме.
Введение- это пролог всего исследования, оно представляет его модель. Здесь излагается весь научный аппарат, которым руководствуется исследователь, выполняя поисковую работу. На его основе анализируется качество выполнение дипломной работы и оценивается: насколько глубоко осознана и понята актуальность темы, достигнута ли поставленная цель, правильно ли подобраны методы исследования и грамотно ли они использованы и т. д.
Объем Введения- примерно 1/10 часть всего объема работы, то есть конкретного текста реферата, курсовой или дипломной работ. Место Введения - оно располагается сразу за Оглавлением перед Основной частью.
Текст Введения обязательно должен содержать актуальность: цель исследования, объект исследования, предмет исследования.
Объект исследования - это явление или процесс, на которые направлено социологическое исследование. В конкретных социологических исследованиях в качестве объектов может выступать область социальной действительности, деятельность людей и сами люди. При этом необходимо, чтобы объект содержал проблему, т.е. объект должен быть носителем противоречия.
Предметом исследования является та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет социологического исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.
Например:
Актуальность исследования определяется тем, что ...;
Цель исследования - разработать комплекс методов ...;
Предмет исследования - методы воспитания наблюдательности...
При написании Введения особое внимание рекомендуем уделить Актуальности темы исследования.
Будьте бдительны- с чтения Введения начинается оценка вашей работы. Введение читают все. По его качеству судят обо всей работе, об уровне профессиональной подготовки, об ответственности, об умении проектировать свою работу и продуманно ее выполнять и многих других качествах специалиста.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Каждая глава дипломной работы должна раскрывать один из главных вопросов изучаемой темы. Главы могут делиться на разделы или параграфы. Главы и разделы (параграфы) должны иметь заголовки и обозначаться арабскими цифрами.
Например:
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО СЕТЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
1.1. Задачи и функции сетевого профессионального сообщества
1.2. Структура организации деятельности в сетевом профессиональном сообществе
«Основная часть»- это условное название описания всего исследования, то есть содержательной части дипломной работы. Это то, что строится на основе спроектированного научного аппарата. Здесь все должно быть подчинено достижению поставленной цели по преобразованию предмета исследования выбранными вами методами. Все, что проектировали и описали во Введении, здесь начинает «работать».
Для написания Основной части составляется план текста как перечень основных положений, которые предстоит раскрывать. Любой план письменного текста состоит из глав, параграфов и подпараграфов. Их количество зависит от объема материала и характера текста, особенностей учебной дисциплины, в рамках и на основе которой выполняется работа. Общее требование состоит в соразмерности их между собой по объему и степени сложности содержания. К тому же число параграфов в главах и подпараграфов в параграфах непременно должно быть не менее двух. Не может глава состоять из одного параграфа, а параграф из одного подпараграфа.
Названия (заглавия) глав, параграфов и подпараграфовне могут совпадать ни друг с другом, ни с темой. Слова «Основная часть» не вносится ни в один заголовок, поскольку это условное название всего текста по его назначению в работе. Названия всех глав, параграфов и подпараграфов строятся содержательно, отражая идеи, раскрываемые в них. Их назначение - направлять внимание и пишущего, и читающего на конкретную идею, конкретный материал.
Дипломная работа может состоять из большего количества глав, например из четырех. Первая глава, как правило, посвящается теоретическим вопросам, вторая - описанию программы эксперимента, третья - проведению эксперимента и обсуждению его результатов, четвертая - разработке методических рекомендаций. Возможно соединение второй и третьей глав. Возможно отсутствие четвертой главы. Все зависит опять же от особенностей темы, целей и задач, выбранных методов и рекомендаций научного руководителя.
В дипломной работе каждая глава заканчивается особым разделом, не имеющим своей нумерации, а именно - Выводы по главе. В этих выводах обобщается материал, изложенный в параграфах главы и позволяющий получить новые умозаключения, отличные от уже известных в науке, или подтвердить их на новом исследовательском материале. Выводы по главе - это последовательность высказываний, состоящих из посылок и ранее доказанных высказываний. Этим соблюдается логический закон достаточных оснований, согласно которому всякое суждение должно быть обосновано другими, истина которых доказана вами или кем-то другим. Выводы по главам могут строиться индуктивно и дедуктивно. Требования к выводам по главам: логичность, соответствие содержанию главы и новизна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Заключениик дипломной работе слушатель должен подвести итоги изучения темы, обоснованно изложить свои взгляды по главным вопросам, рассмотренным в работе. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов и т.п., его выводы должны логически вытекать из основного текста работы.
Каждое исследование имеет Заключение как эпилог работы, как ее завершающая часть. Назначение Заключения - показать, что цель, поставленная перед исследованием, достигнута, а гипотеза доказана.
Виды Заключения:резюме, выводы и собственно заключение. Резюме - это краткое описание проделанной работы, выполняемое как перечень сделанного и выводов по главам. Выводы - это уже новые суждения, а точнее умозаключения, сделанные на материале теории или эмпирики. В выводах теоретический или эмпирический материал служат лишь основанием для новых идей, суждений, положений, рекомендаций. Чаще всего выводы делаются там, где авторы работ имеют свои суждения и применяют различные методы анализа научных работ и практики. Заключение - это комплексная форма завершения исследования, включающая в себя и резюме, и выводы. Кроме этого, Заключение включает в себя оценку теоретической и практической значимости работы, что может выходить за пределы темы.
Выбор вида Заключениязависит от:
1. сложности работы (для реферата бывает достаточно резюме, для курсовой - выводов, а для дипломной - заключения);
2. от характера содержания работы, то есть от того, какие методы работы с ним применялись: чем сложнее методы и менее компилятивная работа, тем целесообразнее выбирать выводы и даже заключение;
3. владения автором технологией выполнения этих видов завершения своего исследования.
Построение Заключениязависит от выбранного вида. В наиболее полном виде оно строится примерно по такому плану:
1. утверждение о достижении цели исследования и доказанности;
2. гипотезы с краткими подтверждениями;
3. резюме как кратчайший обзор проделанной работы;
4. новые положения (идеи, суждения, оценки), полученные в результате исследования;
5. определение научной новизны проделанной работы;
6. определение практической значимости проделанной работы.
По стилю написания Заключениедолжно быть лаконичным, четким, логичным, доказательным, убедительным. Надо помнить, что к нему, как и к Введению, наиболее внимательны все, читающие работу.
Объем Заключенияопределяется характером работы. Но существует условный норматив. Как и Введению, ему отводится не более 1/10 части всего текста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Списком литературызавершается описание исследования. Нередко его называют Библиографией, что не является корректным. Список литературы следует за Заключением и оформляется с новой страницы.
Количество литературы, внесенной в Список, зависит от формы исследовательской работы. Для дипломной работы - не менее 25 источников.
Вносимая в Список литература- это опубликованные теоретические источники, нормативно-правовые документы, а также архивные материалы. Сюда могут быть внесены рукописные материалы с указанием «Рукопись». Вносятся не только цитируемая литература, но и прочитанная, имеющая прямое отношение к исследуемой теме. Все указанные в тексте авторы и их работы должны быть занесены в этот список, тем более цитируемые работы.
В Список литературы следует вносить работы по исследованию вашей темы работающими в вашем вузе педагогами, психологами, социологами, историками, философами и другими специалистами. Вы призваны способствовать развитию науки вашей альма-матер.
Вся литература оформляется строго в алфавитном порядке, по первой букве фамилии автора работы или первой букве наименования документа или коллективной работы, не имеющей строгого авторства. Каждой работе присваивается свой порядковый номер, на который затем делаются ссылки в тексте работы при цитировании.
Каждый вносимый в Список литературы источник имеет определенное оформление. Кроме имени автора и названия работы указываются Выходные данные. В них входят: место издания, наименование издательства или организации, издавшей работу, и год издания. Кроме того, указывается количество страниц в тексте.
Литература оформляется строго с учетом требований ГОСТа.
Приложение
Приложение- это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения вашего исследования и не вошедший в текст Основной части. Оно имеет дополняющее значение. Приложение, как правило, используется в дипломных работах и редко в рефератах и курсовых, его состав определяется замыслом исследователя.
Виды Приложений:копии планов и программ, фотографии, тексты тестов и опросников, образцы детских рисунков и сочинений, отчеты, рапорты, документы или выписки из них, уставы, положения и т. п.
Как правило, Приложения делаются только в том случае, когда их не менее двух. Для одного Приложения оно не вводится. Каждое Приложение не может быть более чем на пяти страницах.
В Приложение выносятся только те материалы, на которые есть ссылки в Основном тексте. Связь основного текста и Приложения обязательна.
Каждое Приложение имеет свой номер (без указания знака №), помещается в конце работы с продолжением общей нумерации страниц. Приложения располагаются по порядку ссылки на них в тексте работы (см. любое Приложение данной книги).
Каждое Приложение оформляется отдельно. В правом углу первой страницы пишется: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.
В Приложение не выносятся статистические таблицы, диаграммы экспериментов, они входят непосредственно в текст.
Материал Приложения не учитывается в объеме работы. В Оглавление вносится каждое Приложение под своим номером и со своим названием.
Общий объем Приложения не должен превышать одной трети объема всего текста работы.
ОБЩИЙ ОБЪЕМ ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 120 СТРАНИЦ и НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ МЕНЬШЕ 70 СТРАНИЦ.
|