Выполняют словарную работу, двое – у доски, правописание слов объясняют по очереди, исправляют ошибки товарищей, один обучающийся работает у интерактивной доски индивидуально, актуализируя знания о правописании о-ё после шипящих в корне слова
5
2
Подготовка к изучению нового материала
активизирует мыслительную деятельность учащихся на дальнейшее усвоение нового материала
Прочитайте стихотворные строки.
Лес тянет ветви тонкие к рассвету,
Восход весны приветствуя душой,
И колокольца ландышей приветом
Звенят над зеленеющей межой!*
Я нарисую март карандашом.
Прозрачным, призрачным пейзажем.
Он ляжет на листок в альбом
Весенним светлым вернисажем*.
Что в них общего? Какое настроение они создают? светлое, весеннее.
Найдите имена существительные с орфограммой после шипящего. Работа с интерактивной доской. Двумя чертами подчеркиваем шипящую, одной – последующую гласную.
Выделите морфему, в которой встречается эта орфограмма.
работают по предложенным стихотворениям, находят существительные с орфограммой после шипящей
2-3
3
Ознакомление с новым материалом
создает проблемную ситуацию, помогает (по мере необходимости) сформулировать правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных
- Почему в одних словах после шипящей пишется Е, а в других – о?
Сформулируйте правило правописания о-е после шипящих в окончаниях имен существительных.
Откройте §101. Сравните свои выводы с правилом на с221. Прочитаем его.
отмечают особенности в написании окончаний существительных после шипящих и ц, формулируют правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, сравнивают свои выводами с правилом, данным в учебнике §101
3-4
4
Первичное осмысление и закрепление
ЭОР №1 сцена3
организует первичное осмысление материала
-Выпишите из стихотворения слова с пропущенными буквами, обозначьте условия орфограммы
Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м,
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м,
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.
Из скольких слов составилась наша змейка?
Творческое задание (устно). Змейкаползает быстро, вам тоже придется быстро соображать. Закончите предложение подходящим по смыслу словом, объяснив его правописание.
Дверь открывалась огромным… ключом.
Бабушка потчевала нас украинским… борщом.
Большое белое облако плывет над березовой…рощей
На уроке я рисовал простым… карандашом.
Я закончу медицинский институт и стану хорошим… врачом
Выборочно-распределительный диктант.Из пословиц выпишите только слова с изучаемой орфограммой. Распределите слова в два столбика.
Сорвалось словцо – не схватишь за кольцо.
Не чванься отцом, хвались сыном-молодцом. (Чванься – важничай, кичись)
Под каждой крышей свои мыши.
Не рад и блину, как кирпичом в спину.
Долг платежом красен.
Не ломай каравай, а ножом режь да ешь.
Красна речь пословицей.
Всякое дело концом хорошо.
Где горшок с кашей, там и мы ваши.
выписывают из предложенного стихотворения слова с пропущенными буквами, обозначают условия орфограммы, выполняют устное творческое задание ( продолжи предложение подходящим по смыслу словом, объяснив его правописание.) Выполняют выборочно-распределительный диктант, в это время один обучающийся индивидуально выполняет задание возле интерактивной доски
Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадками, правильный ответ – плюс, ошибка – минус. Ни одного минуса - 5, 1-2 минуса -4, 3-4 минуса – 3, больше -2.
Следит за правильностью объяснения орфограмм самостоятельно выполненного учащимися упр556
выполняют буквенный диктант с последующей взаимопроверкой, самостоятельную работу по упражнению 556
12
подведение итогов
выявляет осознанность и уровень освоения нового материала
чему научились на сегодняшнем уроке?
Как вы думаете, довольна змейка вашими знаниями? Хорошо ли вы сегодня поработали на уроке? Интересно ли вам было на уроке?
отвечают на вопросы учителя
3
домашнее задание
задает домашнее задание:
§101, словарь, упр. 560 (для слабых учащихся задание упрощается: списать словосочетания и объяснить орфограммы), для желающих: придумайте электронное тестовое задание для одноклассников по изученной орфограмме