Размещено: александр анатольевич трусов - пт, 29/11/2013 - 12:31
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ:
«Механическая работа»
Разработал: Трусов Александр Анатольевич
учитель физики
2013 г.
Цели урока:
· познакомить учащихся с понятием «механическая работа», выяснить физический смысл данной величины;
· закрепить полученные знания на решении различного вида задач;
· воспитывать самостоятельность у учащихся через индивидуальную работу.
Оборудование:
Øдинамометр, брусок с грузами, линейка.
Урок проводится в кабинете физики.
Оснащение урока:
üкарточки для индивидуальной работы:
§ формулы,
§ рисунок «Движение лыжника»,
§ задачи;
Демонстрации:
Определение работы при равномерном перемещении бруска на некоторое расстояние (обратить внимание учащихся на равенство сил тяги и трения при равномерном движении).
План урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение материала по теме «Силы»:
· индивидуальная работа;
· фронтальная работа (кроссворд).
3. Изучение нового материала (в форме беседы):
· введение понятия «механическая работа», формулы для расчёта работы, единиц измерения;
· демонстрация опыта.
4. Закрепление изученного материала.
· решение качественных и расчётных задач;
· с/р в форме теста.
5. Итог урока и д/з.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, помните ли вы стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строки: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?
… Работа всякого нужна одинаково.
… Все работы хороши, выбирай на вкус!»
А что такое работа? Об этом мы сегодня поговорим с точки зрения физики.
Учитель: Мы вспомнили все силы, которые изучались ранее. Эти знания нам помогут сегодня для введения новой физической величины, которая неразрывно связана с понятием действующей силы.
И эта физическая величина – механическая работа.
3. Новый материал.
Учитель:Как вы думаете, что такое работа? (Ответы учеников)
Приведите примеры работы! (Ответы учеников)
Учитель:Начиная с 1826 года, когда французский ученый Ж. Понселе ввёл понятие работы, под этим словом стали понимать ещё и определённую физическую величину.
ВВЕДЁМ ОБОЗНАЧЕНИЕ: А – работа
Учитель: Как вы думаете, когда совершается работа, с точки зрения физики?
Предполагаемый ответ учащихся:Прежде всего, к телу должна быть приложена сила.
Учитель: Что будет происходить под действием этой силы?
Предполагаемый ответ учащихся: Тело будет перемещаться.
ВЫВОД: Первое условие совершения работы – наличие силы, действующей на тело. Второе условие - тело должно двигаться (перемещаться), только тогда совершается работа в обычном понимании.
Учитель:Как же рассчитать работу?! Понселе сформулировал правила для расчёта работы (мы рассматриваем частные случаи – когда сила приложена горизонтально или вертикально):
· Пусть к телу приложена сила, направленная вправо, тело тоже движется вправо, тогда работу этой силы можно найти по формуле: А=F*S(положительная работа)
Учитель: Подумайте, какая сила может совершать положительную работу?
Предполагаемый ответ учащихся: Сила тяги, сила тяжести при падении тела и т.д.
· Пусть тело движется вправо, а сила, приложенная к телу, направлена влево, тогда работа этой силы равна: А= - F*S(сила совершает отрицательную работу)
Учитель:Как вы думаете, какая сила совершает отрицательную работу?
Предполагаемый ответ учащихся: Сила трения, сила тяжести при подъёме тела и т.д.
· Если на тело действует сила, направленная перпендикулярно перемещению, то эта сила никакой работы не совершает. А=0
Учитель:Как вы думаете, в каком случае работа силы будет равна нулю?
Предполагаемый ответ учащихся: Сила тяжести при движении тела по горизонтали и т.д.
Учитель: Посмотрите на формулы для расчёта силы, и скажите, от чего зависит работа?
ВЫВОД: Чем больше сила и путь, пройденный в направлении действия силы, тем больше работа, совершаемая данной силой.
Учитель: Физическую величину ввели! Обозначение! Формулу! Что ещё необходимо знать у физической величины?
Предполагаемый ответ учащихся: Единицу измерения.
Учитель: Единица измерения работы – Джоуль, в честь английского физика – Дж. Джоуля.
Определение: 1 Дж– эта работа, совершаемая силой в 1Н при перемещении тела на 1м в направлении действия силы.
Учитель: механическая работа в физическом понимании.
Учитель: А теперь вам задание: «Рассчитайте, какую работу совершаетсила тяги и сила трения при равномерном движении».
Учитель демонстрирует опыт. Брусок с несколькими грузами тянется равномерно по горизонтальной поверхности с помощью динамометра на расстояние 50 см.
Ответы учеников.
4. Закрепление нового материала.
Учитель: Попробуем применить наши знания на практике.
Ø Решение задач (все вместе):
ЗАДАЧА 1:На рисунке изображены три бруска, первый – покоится, второй - движется по инерции без трения, третий – движется под действием силы F(трение отсутствует). В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
ЗАДАЧА 2:Какую работу совершает сила тяжести при движении шарика по гладкой горизонтальной опоре?
ЗАДАЧА 3:Посмотрите на рисунок. Какая сила совершает положительную работу, отрицательную и равную нулю?
ЗАДАЧА 4:
ДАНО: СИ Решение:
S=3 м А = - FS
m=50 г 0,05 кг F= mg
F= 0,05 кг* 10 Н/кг = 0,5 Н
А= - 0,5Н*3 м = 1,5 Дж
А=?
Ответ: А= - 1,5 Дж
УЧИТЕЛЬ:А теперь давайте проверим, как вы усвоили понятие механической работы. Вам предлагается решить тест на компьютере и увидеть результат усвоения материала.
Ø Самостоятельная работа – тест.
После его выполнения они сразу же получают оценку. Если есть ошибки, то можно вернуться обратно в тест и найти их. На данном уроке выставляются только положительные оценки.)
Вопрос - 1
Какая из перечисленных единиц является единицей измерения работы?
Ответы:
1.
Метр
2.
Ньютон
3.
Джоуль
4.
Килограмм
Вопрос - 2
Сила натяжения каната при подъёме лифта равна 4000 Н.
Какую полезную работу совершает двигатель при равномерном подъёме лифта на высоту 20 м?
Ответы:
1.
200 Дж
2.
80000 Н
3.
0 Дж
4.
80000 Дж
Вопрос - 3
Под действием силы 100 Н тело переместилось в направлении действия силы на 10 м за 20 с. Какую работу совершила сила?
Ответы:
1.
10 Дж
2.
1000 Дж
3.
20000 Дж
4.
2000 Дж
Вопрос - 4
В каком случае сила тяжести совершает положительную работу?
Ответы:
1.
Мальчик прыгает с дерева
2.
Штангист поднимает вверх штангу с грузами
3.
Человек держит на плечах мешок с картофелем
4.
Мяч летит вверх
Вопрос - 5
Как рассчитать работу силы трения при движении санок с горки?