Использование технологии развития критического мышления на уроках искусства.
Шуба М.М. учитель музыки
МБОУ «Средняя школа №11 им. В.Д. Бубенина»
г. Петропавловск - Камчатский
В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность музыкального воспитания детей, его значение для развития общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания музыки характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение.
Именно технология «Критическое мышление», как элемент развивающего обучения, заинтересовала меня три года назад. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.
В известном смысле, критическое мышление предвосхищает творческое, дает для него импульс, обеспечивает общественную значимость творческого продукта. Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.
Важнейшим условием для развития критического мышления является создание проблемных ситуаций в процессе обучения. Потребность в критическом мышлении возникает тогда, когда мы сталкиваемся со сложными ситуациями выбора, которые требуют тщательного обдумывания и оценки. Характерной особенностью этого типа мышления является то, что процесс рассуждения нестандартный, нешаблонный, отсутствует готовый образец решения. Проблемность обеспечивает внутреннюю мотивацию учебной деятельности учащихся, побуждает преподавателя ознакомить учащихся с правилами критического мышления; требует использования проблемных методов обучения и интерактивных занятий, а также ориентирует на письменное изложение решений задач и организацию осмысления этих решений. А это значит, что результатом обучения через критическое мышление выступают личностные изменения учащихся, то есть их развитие: они перестраивают свой опыт, получают новые знания и способы решения проблемных задач.
Течение процесса критического мышления при решении проблемной задачи происходит следующим образом:
I этап — порождение или столкновение с проблемой (требует рефлексивного и личностного уровней мышления), результативным завершением этого этапа является осознание задачи;
II этап — происходит попытка преодолеть затруднения с помощью имеющихся предметных способов действий и знаний, которых не хватает (мыслительный процесс разворачивается на операционном и предметном уровнях);
III этап — переструктурирование способов действий и знаний, выработка нового взгляда, новых диспозиций, завершается озарением (процесс мышления осуществляется на рефлексивном и личностном уровнях);
IV этап — обоснование найденного решения и представление результатов исследования, требует развертывания мысли на всех уровнях.
Решающим этапом в процессе критического мышления является третий этап, когда происходит переструктурирование знаний, способов действий, собственных установок и опыта и, в конце концов, находится идея правильного решения. Завершается этот этап озарением, то есть выходом из блокады на правильный путь.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Стадия вызова: пробуждение интереса к предмету. Задачи:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла: осмысление материала во время работы над ним. Задачи:
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии: обобщение материала, подведение итогов. Задачи:
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
- Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя. Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках музыки, начиная уже с младшего школьного возраста.
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее (см. рис.№1).
Рисунок № 1 Прием «Составление кластера»
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Приведу пример кластера по теме «Песня – верный спутник человека» в 5 классе (рис. №2).
Рисунок №2
SHAPE \* MERGEFORMAT
Данный кластер дополняется категориями на стадии осмысления и расширяется на стадии рефлексии.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Тонкие вопросы
|
Толстые вопросы
|
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали... было ли... согласны ли вы... верно...
|
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
|
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы.
Приведу пример использования этого приема на уроке музыки в 5 классе по теме «Хоровая музыка». Прием использовался на стадии вызова, учащиеся работали в малых группах.
Тонкие вопросы
|
Толстые вопросы
|
Сколько человек в хоре?
На сколько голосов делится женский хор?
Можно ли песню исполнять хором?
Можно ли романс исполнять хором?
|
Почему появилась хоровая музыка?
В чем особенность хоровой музыки?
Предположите, что будет, если люди перестанут петь хором?
|
Приём «Синквейн»
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
Приведу пример синквейна на уроке в 7 классе по теме «Музыкальный образ».
Образ
лирический пленительный
завораживает восхищает вдохновляет
мне нравятся лирические образы
любовь
Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)
В колонку «Знаю» вносится известная информация по изучаемой теме. В колонку «Хочу узнать» необходимо внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Колонка «Узнал» заполняется после изучения нового материала. Необходимо расположить ответы напротив поставленных вопросов. Далее предлагается сравнить, что знали раньше, с новой информацией. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами.
Ниже представлен пример таблицы «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У) на уроке в 8 классе по теме «Современна ли музыка И.С.Баха». По этой таблице учащиеся работали на протяжении всех стадий урока.
Знаю
|
Хочу узнать
|
Узнал
|
И.С.Бах – немецкий композитор.
Годы жизни Баха.
Сочинял музыку для органа.
Мастер полифонии…
|
Семейное положение Баха (сколько было жен, детей…)
Имел ли популярность при жизни.
Много ли зарабатывал денег.
Долго ли Бах учился играть на органе.
Почему до сих пор слушают музыку Баха…
|
|
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках музыки:
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться.
Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
|