Проект «Профессиональная компетентность учителя как условие успешной реализации ФГОС»
Размещено: Елена Вячеславовна Миронова - чт, 28/11/2013 - 21:57
Владимирский институт повышения квалификации работников образования
имени Л.И.Новиковой
Проект
«Профессиональная
компетентность учителя
как условие успешной
реализации ФГОС»
Разработала:
Миронова Е.В.
зам. директора по УВР
МКОУ Григорьевская СОШ
Гусь-Хрустальный район
февраль 2013 г.
Оглавление
Раздел
Страница
1
Введение………………………………………………………
3-5
2
Цель и задачи………………………………………………….
5
3
Содержание проектной деятельности……………………….
5-6
4
План реализации проекта……………………………………..
6-8
5
Ресурсы………………………………………………………….
9
6
Ожидаемые результаты ………………………………………..
9
7
Жизнеспособность проекта……………………………………..
9
8
Список литературы………………………………………………
10
Введение
Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.
Стандарты нового поколения отличаются от прежних своей ориентированностью на практику.
Новые стандарты будут основаны на компетентностном подходе к обучению специалистов, т. е. в них закрепляются требования к результатам подготовки выпускника в виде компетенций.
В связи с этим остается актуальной проблема повышения качества школьного образования, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.
Данныйпроект :
1. направлен на решение актуальных проблем повышения профессиональной педагогической компетентности учителя и качества образования в условиях возрастающего информационного потока через овладение способами инновационной организации учебного процесса.
2. предусматривает распространение профессионального опыта и развитие творческого потенциала педагогов, вовлеченных в деятельность по отработке приемов и стратегий активного обучения. Решение данной проблемы является приоритетной задачей для реализации в школе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», так как одним из ее ключевых параметров является развитие учительского потенциала.
3. В период 2012-2014гг. рекомендуется разработать и внедрить «практику сетевого взаимодействия, деятельность социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку».
4. предполагает знакомство с опытом работы лучших учителей и передачу эффективных способов организации учебного процесса, повышение их педагогической компетенции.
5. Также он отражает одно из положений инициативы «Наша новая школа»: стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты. Такое «обучение действием» должно войти в традицию при подготовке и профессиональном совершенствовании учителей».
Компетентный человек-
сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях.
Компетентность предполагает умения:
1. искать (опрашивать окружение, консультироваться, получать информацию)
2. думать (уметь отстаивать свою позицию, вырабатывать собственное мнение)
3. сотрудничать (работать в группе, договариваться, улаживать конфликты)
4. адаптироваться (стойко противостоять трудностям, находить новые решения)
Профессиональная компетентность–
интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.
Совместно с педагогом-психологом школы мы провели опрос будущих выпускников – учащихся 11-х классов, предложив им ответить на два вопроса:
1. Что такое профессионализм, в вашем понимании?
2. Какого учителя называют профессиональным?
Итак, собирательный портрет учителя-профессионала:
Профессиональный учитель– это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет.
Профессиональный учительсочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации.
Профессиональный учитель– это тот учитель, который доступно объясняет материал, заинтересован в своей работе, его цель – дать знания ученикам.
Профессиональный учитель– это компетентный учитель, желающий учить, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.
Профессиональный учитель– это грамотный педагог, знающий свой предмет до тонкостей, до мелочей, умеющий в доступной форме преподать его ученикам.
Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием и умением помочь ученику в трудную минуту.
Профессиональный учитель– это учитель, умеющий вести урок нестандартно.
Профессиональный учитель– это учитель, знающий свое дело не только в рамках школьной программы, но и на более высоком уровне; человек, который постоянно стремиться к получению новых знаний в своей области, а не останавливается на достигнутом. Это учитель, который осознает свою роль в судьбах детей и несет ответственность за их знания, а не ограничивается сухим объяснением параграфа.
Профессиональный учитель– это учитель, обучающий не только своему предмету, но и жизни, духовный наставник.
Согласитесь, что этот собирательный портрет учителя-профессионала глазами выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».
Цель проекта:
создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях введения и реализации ФГОС.
Задачи:
1. Изучить нормативно-правовые и научно-методические материалы ФГОС.
2. Выявить профессиональные затруднения педагогов при переходе на ФГОС.
3. Разработать и реализовать программы индивидуального методического сопровождения педагогов.
4. Разработать критерии оценки профессиональной деятельности педагога.
Содержание проектной деятельности
Подготовительный этап (сентябрь-январь 2012-2013 г г.)
1. создание рабочей группы по организации введения ФГОС;
2. разработка нормативно- правовой базы для педагогов при введении ФГОС;
3. проведение стартовой диагностики: Диагностическая карта: «Критерии готовности к ФГОС», Анкета: «Готовность к введению ФГОС»;
4. разработка и планирование программы научно-методического сопровождения образовательного процесса в условиях ФГОС; плана работы МО на период подготовки к введению ФГОС; плана и программы саморазвития педагогов; проектирование рабочих программ учебных предметов в соответствии с ФГОС;
5. работа методических объединений:
6. разработка и утверждение критериев готовности педагогов к введению ФГОС;
7. знакомство с новой системой оценивания деятельности учителя.
Основной этап (январь-декабрь 2013 г.)
1. реализация планов МО и саморазвития педагогов;
2. проведение обучающих и проблемных семинаров, мастер классов, круглых столов;
ØЕ) Мастер-класс «Современный урок . Формирование УУД»
Ø
Опытные педагоги
Сентябрь-декабрь 2013 г.
Зам. директора по УВР
Учителя нач. классов, перешедшие на ФГОС
3.
Итоговый этап.
Подведение итогов реализации проекта.
а) Конкурс методических разработок «Современный урок»
б) Итоговая диагностика готовности педагогов к введению ФГОС
в) Круглый стол «Анализ уровня профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС»
г) Проведение районного семинара руководителей школ
Педагоги
Педагоги
Психолог
Анкеты
Педагоги
Результаты итоговой диагности-
ки
Педагоги
ИКТ-технологии
Январь
–
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Руководите-
ль МО
Учителя
Зам. директора по УВР
Зам. директора по УВР
Руководите-
ли МО
Администра-ция школы
Учителя
Ресурсы:
Для реализации проекта ОУ необходимо иметь:
1.материально-техническую базу:учебные кабинеты, учебные лаборатории, компьютеры, фонд библиотеки, доступ к сети Интернет и возможность пользоваться ЭОР и ЦОР, интерактивные доски, оборудованные актовый и спортивный залы;
2.кадровый потенциалв лице учителей предметников, психолога;
3.методическую базу: методическая литература, ресурсы электронной библиотеки ОУ и ВИПКРО;
4.социальные связи: сетевые сообщества;
5.финансовый потенциалза счет фонда стимулирования педагогических работников и спонсоров ОУ.
Ожидаемые результаты:
Качественная работа учителя -
- выстроена и апробирована новая система оценивания работы учителя;
- обновлена структура методической работы в школе;
-разработан и проведен мониторинг эффективности деятельности учителя;
- повышение творческой активности педагогов;
- повышение профессиональной компетентности педагога.
Качественные условия обучения –
- повышение качества знаний учащихся, результатов сдачи ЕГЭ и ГИА;
-увеличение количества участников школьной и региональной конференций, числа победителей районных, городских и региональных олимпиад, конкурсов, смотров;
- осознанный выбор учащимися старших классов будущей профессии;
- успешная социализация личности выпускника школы.
Качественное образование –
- повышение качества образовательных услуг;
- обеспечение готовности педагогического коллектива к принятию и реализации целей и задач стратегии развития Российского образования;
- конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.
Жизнеспособность проекта:
Данный проект является стартовым для реализации программы индивидуального сопровождения педагога при переходе на ФГОС второго поколения и способствует росту его профессиональной компетентности.
Реализация ФГОС подразумевает не только использование педагогических технологий в деятельности учителя, но и повышение общей методологической культуры. Для этого необходимо расширять возможности методической службы ОУ. Разработанные методические материалы могут быть использованы в работе МО на муниципальном уровне различных типов ОУ.
Список литературы:
1. Афонин С.И. О проблемах повышения квалификации учителя и возможных решениях. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. - №6.
2. «Вестник образования», 2007 №7
3. Горбунова С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27
4. Губанова Е. В. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта: формулируем заказ /Е.В. Губанова //Педагогическая диагностика.- 2011.-№2.-С.76-87
6. Поташник М.М. «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе». Серия: Образование XXI века. М.: Центр педагогического образования.- 2009. – 448с.
7. Рабочая тетрадь слушателя курсов повышения квалификации руководителей образовательных учреждений «Управление процессами введения и реализации ФГОС в ОУ», Владимир,2013
8. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №4.
9. Феденко Л.Н. «Формирование условий введения и реализации ФГОС»