Духовно – нравственное воспитание является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый невосполнимый урон. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конечно учителя.
Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся является важной задачей образовательной системы и направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Духовно – нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно – смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству и миру в целом.
Духовно – нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей, освоение общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа. И одно из первых мест в духовно – нравственном воспитании занимают уроки физики.
Духовно – нравственное развитие учащихся на уроках физики включает в себя следующие аспекты:
- - нравственный – это разумное понимание использования достижений науки;
- - гражданский - формирование творческой личности, уважение к творцам науки и техники;
- - политехнический – использование полученных знаний для решения практических жизненных задач в повседневной жизни;
- - патриотический – изучение сведений о своем районе проживания, его богатстве, культурных традициях.
Формирование чувства патриотизма у учащихся происходит в процессе ознакомления с жизнью и творчеством ученых. Изучение биографий выдающихся физиков:
М.В. Ломоносов – создание молекулярно – кинетической теории строения вещества;
Д.И. Менделеев – создание периодической системы элементов;
Н.А. Умов – выяснение физического смысла понятия энергия;
А.С.Попов - изучение принципов радиосвязи;
П.Н. Лебедев – измерение световое давление на твердые тела и газы;
А.Г. Столетов – исследование фотоэффекта;
Н.Г. Басов и А.М. Прохоров – создание микроволнового генератора радиоизлучения;
К.Э. Циолковский и С.П. Королев – достижения в области познания и изучения космического пространства;
И.В. Курчатов – создание ядерного реактора и применение атомной энергии;
С. И. Вави́лов -создание научной школы физической оптики.
Необходимо учитывать, что сила биографического воздействия растет, если показать весь спектр творческих увлечений ученых (Ломоносов сочинял стихи, оды, занимался мозаикой; Циолковский — автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в других областях знаний: лингвистике, биологии и др.)
Биографический материал должен логично входить в излагаемый материал, подчеркивая яркий эмоциональный образ и устремленность ученого в достижении поставленной цели.
Целесообразно познакомить учащихся с последовательным стилем мышления – теория, поиск, научное открытие.
Отражение успехов в космосе нашей страны, основанных на достижениях современной физики, знакомство с Нобелевскими лауреатами – позволяет формировать чувство гордости за свою Родину.
Анализ ценностных аспектов современной физики: использование атомной энергии в военных и мирных целях, загрязнение атмосферы, экологические проблемы, все это способствует восприятию учащегося себя - как гражданина, гуманиста, борца за мир.
Практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания (бытовая техника, охрана труда, окружающей среды, техника безопасности).
Средства духовно – нравственного развития на уроках физики:
- - наглядные (портреты ученых, плакаты);
- - видео и аудиозаписи (фильмы, прослушивания);
- - презентации (биографии ученых, истории открытий)
- - ИКТ (модели и схемы опытов);
- - объяснения значимости физических теорий и законов.
Мощным орудием духовно – нравственного воспитания учащихся является внеклассная работа:
экскурсии –
« 50 лет полета в космос» - Политехнический музей;
« Оружие победы» - музей космонавтики;
внеклассные мероприятия –
« Наши соотечественники – лауреаты Нобелевской премии», « Атомная энергетика – за и против», « Автомобиль не роскошь – а средство передвижения»;
выставки-
фото- выставка- «Физика вокруг нас»,
выставка приборов, изготовленных учащимися.
Залог успеха работы по духовно – нравственному воспитанию – это прежде всего взаимосвязь процесса обучения и воспитания гармонично развитой личности.
|