· Расширить представления пятиклассников о волшебной сказке, проследить степень усвоения прочитанных сказок;
· Развивать образно-эмоциональную сферу личности обучающихся, культуру монологической речи учащихся, навыки выразительного чтения, логическое мышление, память, творческие способности детей;
· Воспитывать уважение к русской народной и литературной сказке, прививать любовь к национальным истокам русского народа.
Форма проведения:
конкурс творческих групп и индивидуальные состязания болельщиков.
Оформление:
üПлакаты со словами:
« Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок...»
«Что за прелесть эти сказки...»
«Сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души.( И.А. Ильин)
üРисунки учащихся к сказкам.
üИллюстрации В.М. Васнецова к сказкам.
üСборники народных сказок.
üЗвукозаписи песен, написанных к сказкам.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель (ведущий):
«Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь,- посетит ли тревога о судьбе России, придут ли вам «мысли чёрные о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к её тихому, древнему, мудрому голосу... Она ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. «Не любо - не слушай...» Она – как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл её – как тонкий благоуханный мёд: попробуешь и слышишь на языке всё неизречённое естество родной природы - запах родной земли , и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что –то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее....» Так говорит о сказке замечательный русский философ И.А. Ильин. Действительно, тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нём и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую взращивала её, воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла.
О чём-то скрипят половицы,
И ветер повеял чудесный,
И тайна стучится в окна,
И в чудо поверишь вдруг,
И дрогнут чьи-то ресницы,
И сразу меняются лица...
Тихонько скрипят половицы –
И сказка к нам в гости идёт.
Сегодня к нам на урок пришёл кот Баюн.
- Как вы можете объяснить имя этого сказочного персонажа?
( Баюн – от «баять», рассказывать; бахарь – рассказчик сказок). Я думаю, что все, кто присутствует на этом уроке, не уступят коту Баюну в знании сказок и умении их рассказывать. Назовите сказки, которые вы прочитали на уроках литературы и самостоятельно?
2. Представление команд.
Название – обоснование, эмблема, девиз.
3. Конкурс знатоков сказочных зачинов.
- Русская сказка имеет своё начало. Я предлагаю вспомнить традиционные сказочные зачины.
/ «В некотором царстве, в некотором государстве...», «В стародавние годы в некоем царстве, в не нашем государстве...», За тридесять земель, в тридесятом государстве.../
4. Защита костюма сказочного героя.
Команды представляют сказочного героя, объясняют, почему выбрали именно этого героя.
5. Разминка для команд.
v Подобрать постоянные эпитеты к словам (поочерёдно каждой команде):
Дороженька– столбовая
Девица– красная
Молодец- красный
Море – синее
Поле – чистое
Тучи-чёрные
Лес –дремучий
Трава – шелковая
Луга – зелёные
Горе– горькое
v Объяснить подбором синонимов значения устаревших слов:
Балакать– говорить
Гой еси– будьте здоровы
Чеботарь– сапожник
Живот – жизнь
Горазд- умел, ловок
6. Конкурс сказителей.
Подготовленный ученик из каждой команды демонстрирует выразительное чтение русской сказки.
7. Конкурс «В хранилище волшебных предметов».
На столе разложены предметы. Представитель от команды вытягивает номер экспоната и называет соответствующий пронумерованный предмет (что это, чьё, где и для чего используется.
«На том пиру и я был, мёд- пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»
«Погостили они попировали и поехали в своё царство , приехали и стали жить-поживать, да добра наживать.
« Сказке конец, а кто слушал – молодец».
Сказочные загадки для команд.
- Что на свете всех сильнее? (ветер)
- Что на свете всех быстрее? (мысль)
- Что на свете всех милее? (сон)
- Что на свете всех жирнее? (земля)
- Что всего мягче? (рука)
12. Подведение итогов. Релаксация.
- Итак, наши сказочные конкурсы подошли к концу. Мне кажется, нашему коту Баюну ваши ответы понравились. Не думайте, что сказка – это детская забава, несерьёзное дело для взрослого человека. Сколько поколений наших неведомых и ныне забвенных предков жило и томилось, вздыхало и плакало, пело и мечтало – до нас, до нашей памяти, ставя всё те же вечные вопросы, слагая философские ответы на них. Мы учимся у сказки, радуемся вместе с её героями. Как много вопросов задала нам сказка, как интересно было искать ответы на них. Поблагодарим сказку за добрые уроки, и никогда не забудем эти волшебные и неповторимые мгновения, когда мы окунулись в мир сказки. Спасибо, кот Баюн! Спасибо, ребята!