· формировать у учащихся пунктуационный навык «Знаки препинания в сложном предложении»; научить отличать простые предложения от сложного, уметь их пунктуационно оформлять на письме.
· Совершенствовать орфографические навыки.
· Развитие мышления, воображения, познавательных умений (умение наблюдать, выделять главное),прививать любовь к родному языку, родному краю; развивать умения работать в коллективе.
4.4. Р.Р. Составить связный текст по данной картине - 5ОЦЕНКА.
5. Физминутка.- 3
6.Самостоятельная работа с учебником – упр. 331 – 5 ОЦЕНКА.
7. Домашнее задание - 2
8 . Рефлексия -2
9. Итог урока, оценки за урок - 2
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют уважаемые гости, и мы, как радушные хозяева, должны порадовать наших гостей своими знаниями. Итак, сегодня мы продолжаем работу, начатую на прошлом уроке по теме «Сложное предложение». Запишите в тетрадь дату сегодняшнего урока, классная работа, тему урока «Сложное предложение».
Все вы, ребята, знаете, что в этом году наша Ростовская область отметила знаменательный юбилей – 75 –летие со дня своего основания. И сегодня на уроке, рассматривая сложные предложения, мы будем вновь и вновь вспоминать этот юбилей и гордиться этим краем, где мы родились, живём, работаем, учимся.
2. Проверка домашнего задания.
Дома вы выполняли упр. 340, готовили сообщение на тему «Сложное предложение». Кто желает выступить?
Ответы учеников. Оценки
Хорошо, ребята! Мы не только проверили домашнее задание, но повторили, что знаем о сложных предложениях.
3.Формулирование целей урока.
Итак, тема нам известна, каковы же будут цели урока? Что необходимо достичь на уроке?
Учащиеся формулируют цели урока.
4. Закрепление изученного материала.
4.1. Синтаксический разбор предложения, схема, характеристика.
В родной степи шумят моряи реки, цветут сады, волнуются поля. (повеств, сложное, невосклиц., распр.) Оценка.
Дополнительное задание: подчеркнуть слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
4.2. Работа по группам.
Конструирование предложений.
Перед вами простые предложения. Ваша задача – составить из данных предложений сложные. Запишите получившиеся предложения.
I ряд
II ряд
1. Взошло солнце. Ожил каждый кустик.
1. Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом.
2. Небо заволокло тучами. Началась гроза.
2. Утром шёл дождь. Трава ещё была мокрая
4.3. Синтаксический турнир.
Перед вами предложения, ваша задача - определить сложное предложение или простое, начертив в тетрадях схемы этих предложений.
1.Зацветут весною берега Дона пёстрыми цветами, дивным запахом наполнится степь.
2.Летомот солнца выгорит и почернеет степь.
3.Понесётся над степью знойный ветер, и придёт осень.
4. Наступит зима, замёрзнут реки.
Ученик чертит на доске.
- Какой темой объединены эти предложения?
- Чем отличаются первое, четвёртое от третьего?
Дополнительное задание - на какие 2 группы делятся сложные предложения?
Проверка, оценка
4.4. Развитие речи
Составить связный текст по данной картине.
5. Физминутка.
А теперь проведём физминутку, чтобы вы смогли немного отдохнуть, набраться новых сил.
Встаньте, выйдете из-за парт.
Я буду читать предложения, а вы будьте внимательны: если предложение союзное, поднимаем руки вверх, 2 раза хлопаем в ладоши и киваем головой. Если бессоюзное - руки в стороны, качаем головой и вращаем кистями рук.
1. Ночь ясна, и дремлет тёмный сад.
2.Он коня толкнул ногою, в руки взял кисет.
3. Небо посерело, появились облака.
4. Волна ласкается с волною, и ветром пенится ковыль.
5. Заблистали яровые всходы, подняли голову подсолнухи.
6. На Дону цветут черешни, ходит гоголем апрель.
7.Трава начала буреть, и степь потускнела.
8.Казачата переплывали Дон, и метко стреляли.
9. Ветер усилился, степь заволновалась.
10. От пруда до Дона перекинулась радуга, и погромыхивал гром.
А теперь сделайте вздох- выдох. Молодцы, садитесь.
6.Самостоятельная работа с учебником – упр.331
В данном упражнении представлены предложения из известного вам рассказа нашего замечательного земляка- Антона Павловича Чехова «Каштанка». Запишите предложения, расставьте пропущенные буквы.
Проверка, оценки.
7. Домашнее задание.
"Вы учитель": составить на карточке 6 сложных предложений без знаков препинания – задание для твоего соседа по парте.
8. Рефлексия.
-Как вы думаете, важно ли для человека помнить историю своего края, знать свои «корни»?
- Что может каждый из нас сделать, чтобы родной край стал ещё краше, лучше?
-Удалось ли нам достичь цели урока?
Закончить урок мне хотелось бы словами нашего Губернатора Голубева Василия Юрьевича:
"Прославленная донскими казаками и атаманом Матвеем Платовым, известная во всем мире как родина писателя А.П.Чехова, нобелевских лауреатов Михаила Шолохова и Александра Солженицына, Ростовская область входит в число ведущих индустриальных регионов России, является подлинной деловой столицей на юге страны. Мы гордимся тем, что родились и выросли на этой благодатной земле",- подарить вам на память об этом знаменательном юбилее, об этом уроке – открытку.