Данные об авторе
Автор(ы):
Ивченко Бэлла Вадимовна
Место работы, должность:
МКОУ СОШ № 2 Лодейное Поле учитель химии
Регион:
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
Расширить и углубить знания о циклоалканах, как о предельных углеводородах циклического строения
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
10
Используемые учебники и учебные пособия:
О.С Габриелян Органическая химия . 10класс профильный уровень
Используемая методическая литература:
О.С Габриелян И.Г Остроумов Химия. Настольная книга учителя химии
О.С Габриелян И.Г Остроумов Е.Е Остроумова Органическая химия в тестах , задачах упражнениях
Используемое оборудование:
Мультимедийный проектор, интерактивная приставка Мимио
Используемые ЦОР:
план конспект урока
презентация к уроку
Краткое описание:
Урок изучения химических свойств циклоалканов, основан на различном строении малых и больших циклов. Блочное закрепление материала в виде заданий ЕГЭ различного уровня А В С
Ресурс для профильной школы:
Ресурс для профильной школы
Конспект урока «Химические свойства циклоалканов »
10 класс профильная группа. Программа О.С.Габриелян
Цель урока ׃
· расширить и углубить знания о циклоалканах, как о предельных углеводородах циклического строения
Задачи урока ׃
Обучающие
· познакомить учащихся с различным строением циклоалканов, сделать акцент на сравнении строения больших и малых циклов
· применять, полученные ранее знания о номенклатуре изомерии, к классу циклоалканов
· познакомить учащихся с химическими свойствами циклопарафинов, а также сравнить химические свойства малых и больших циклов
· подвести учащихся к сравнению свойств циклопарафинов с алканами и алкенами
· закрепить навыки составления уравнений реакций с органическими веществами
Развиваюшие
· развивать мыслительную деятельность в аспекте сравнить, сделать вывод, проанализировать
· опираться на внутрипредметные связи между классами углеводородов
Воспитывающие
· воспитывать чувство гордости за Россию, как державу, богатую полезными ископаемыми
· воспитывать интерес к развитию химической промышленности, проблеме переработки нефтепродуктов
· эстетическое оформление схем
Оборудование: таблицы и слайды, отражающие строение циклоалканов, мультимедиа, интерактивная приставка МИМИО
Ход урока
1. Организационный момент ( постановка цели)
2. Актуализация знаний ( введение в материал , фронтальное повторение)
3. Изучение нового материала
4. Обобщение выводы ( контроль за усвоением знаний)
5. решение заданий ЕГЭ
Этап урока
Учебный материал
Деятельность учащихся
Актуализация знаний
Фронтальное повторение
_- Назовите общую формулу циклоалканов
-Назовите по систематической номенклатуре следующие циклоалканы
- Назовите возможные виды изомерии у циклоалканов
-ответы на вопросы по изомерию блок А
Устные ответы на вопросы, работа с
презентацией
Изучение нового материала
1. Строение циклоалканов
- определите тип гибридизации атомов углерода в циклобутане( SP3, вал угол 109°28´)
- циклоалканы по составу на малые и большие циклы, их строение сильно отличается
- в малых циклах углы отличаются от тетраэдрических и стремятся к 90°, от этого возникает угловое напряжение , что приводит к неустойчивости цикла
- в больших циклах вал угол остается109°28´, цикл обладает устойчивостью
2. Химические свойства циклоалканов
1.Горение
-циклопропана
-циклопентана
2.Гидрирование с раскрытием цикла
Малые циклы(100°) большие циклы(370°)
Гидрирование циклобутана
циклопропана
метилциклобутана
циклогексана
3.Галогениерование с
Раскрытие цикла( малые), сохранение(большие)
Хлорирование метилциклопропана
Метилциклопентана
Бромирование циклобутана
Хлорирование циклогексана
4.гидрогалогениерование(только малые циклы)
Гидрохлорирование циклопропана
Гидрохлорирование циклобутана
Гидробромирование метилциклобутана
Устные ответы на вопросы,
Запись классификации циклоалканов и различий в строении
Заполнение таблицы
Сравнение свойств циклоалканов различного строения
Индивидуальное тестирование
Фронтальные вопросы по обобщающей таблицеБлок А 1 .В каком из циклоалканов угловое напряжение максимально
1.циклопентан 2.1,2-диметилциклопропан 3.циклогексан
4.циклобутан
2. Наиболее характерными реакциями циклогексана являются
1.реакции замещения 2.реакции присоединения 3.реакции разложения 3 .Продуктом взаимодействия циклопропана с бромом является
1.бромциклопропан 2.1,3-дибромпропан
3.1,2дибромциклопропан 4 .Продуктом взаимодействия циклопентана с хлором
1.хлорциклопентан
2.1,5дихлорпентан 3.1,2-дихлорпентан
5 .Продуктом гидрирования циклопентана является
1.циклогексан 2.пентан 3.изопентан
В.
Продукт хлорирования
1
1,3-дихлорпропан
2
хлорциклогексан
3
хлорпропан
4
1,4-дихлорбутан
5
хлорциклобутан
Установите соответствие междуциклоалканом и продуктом хлорирования его
циклоалкан
А
циклогексан
Б
циклобутан
В
циклопропан
Формулировка выводов
Выполнение теста по изученному материалу
Фронтальная проверка
Решение вопросов С2, С5
С2Мысленный эксперимент
Циклоалкан подвергли гидрированию, полученный продукт взаимодействия вступил в реакцию с хлором при кванте света , продукт обработали спиртовым раствором гидроксида натрия. Итог эксперимента – бутен-2. Определите исходный циклоалкан
( ответ циклобутан)
Анализ
решение
д/з
Составить уравнения реакций, для метилциклопентана и циклобутана
На: Химические свойства циклоалканов
Спасибо, за разработку урока!
На: Химические свойства циклоалканов
Понравился мысленный эксперимент
На: Химические свойства циклоалканов
Согласна, такие задания очень развивают мышление.
На: Химические свойства циклоалканов
Хотелось бы отметить подобранные вопросы заданий ЕГЭ
На: Химические свойства циклоалканов
Спасибо, за разработку урока!