Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе: 1. Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (ред. от 02.02.2011 г.) 2. Приказа министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312». 3. Примерной образовательной программы основного общего образования по литературе, рекомендованной к использованию Министерством образования и науки РФ, с учетом авторской программы основного общего образования по литературе под редакцией В.Я Коровиной, Збарского И.С., Коровина В.И., помещенной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2011. 4. Базисного учебного плана для образовательных учреждений, 5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе. 6. Устава МБОУ СОШ №32 от 13.12.11 г. 7. Протокола №1 заседания МО от 27.08.13 г. 8. Протокола №1 заседания педагогического совета от 30.08.13 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: -воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; -освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности). Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые: - Литература как искусство слова. - Слово как жанр древнерусской литературы. - Ода как жанр лирической поэзии. - Романтизм. Сентиментализм. - Баллада, роман в стихах. - Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. - Трагедия, комедия как жанр драматургии. - Реализм в художественной литературе. - Философско-драматическая поэма. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Поскольку 9 класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, с целью закрепления в сознании ребят представления о лучших произведениях родной литературы программа содержит наряду с традиционными типами уроков уроки-практикумы, семинары, уроки-размышления, творческие мастерские, литературно-музыкальные композиции, проекты, способствующие развитию творческой активности учеников. В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников в программе предлагаются проверочные работы разного уровня и назначения. Программой предусмотрены уроки, содержащие региональный компонент. В конце XX в. - начале XX! в. возрастает роль регионов в развитии политической, эконо¬мической и культурной жизни России, происходит осмысление своих национальных корней, соз¬дание перспективных моделей социально-экономического и политического развития, возрождение традиций российской культуры. Донская земля всегда была многонациональной. В настоящее время здесь проживают на¬роды более 120 национальностей и этносов, исторически сложилось донское казачество, которое определило особый менталитет жителей Дона. На протяжении веков усилиями многих поколений взаимодействовали, обогащая друг друга, культуры многих народов, сохранялись традиции меж¬национального согласия, веротерпимости, взаимоуважения, толерантности. Идеи свободы, демо¬кратизма, личной независимости, межнационального согласия, умение «постоять за эти идеи», любовь к земле, трудолюбие, чувство ответственности за семью, судьбу Дона и России, тонкое понимание красоты родной природы - вот то, что всегда отличало духовный мир жителей Дона. Современная система образования в России защищает и стремится развивать националь¬ные культуры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационально¬го государства. Это нашло своё отражение в таких нормативных документах, как Базисный учеб¬ный план общеобразовательной школы и государственный стандарт образования. В пояснитель¬ной записке ЬУП дается разъяснение о том, что «в каждой инвариантной части образовательной области, кроме образовательной области «Математика» и предметов физики и химии, может быть выделено 10-15% времени на региональный компонент содержания образования». Региональный компонент стандарта литературного образования представляет собой опти¬мальный минимум материала, дающий целостное представление о словесном искусстве Дона и его роли в становлении и духовном развитии донского многонационального населения. Природа и функции литературы как формы общественного сознания определили цели ре¬гионального компонента литературного образования: через познание лучших образцов искусства слова Дона и о Доне, через организацию нравственно-эстетического сопереживания помочь школьнику ориентироваться в изменяющемся мире, обогатив его духовно-нравственный опыт об¬разцами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, отраженных в регионально-национальной литературе, расширить эстетический кругозор, способствовать стремлению к само¬совершенствованию. Задачи регионального компонента литературного образования: - дать достаточно полную информацию о художественной литературе Дона и о Доне в её внут¬ренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России и её литературы; - ввести школьников в мир образов, выразительного и меткого языка донской литературы, пробу¬ждая интерес к народно-поэтическому наследию Дона, открывая связь авторской литературы с донским фольклором; - формировать умения соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произве¬дений региональной и русской литературы, выявлять их сходство и своеобразие художествен¬ных решений. Наряду с традиционными уроками в программе предусмотрены уроки- практикумы, размышления. Часть уроков включает в себя не только индивидуальные формы работы, но и коллективные способы обучения: работа в парах, группах переменного состава позволяет проявить себя учащимся, испытывающим затруднения в восприятии новых знаний. Программный материал включает элементы следующих технологий: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава) При разработке программы предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Из них: Региональный компонент-11 уроков Внеклассное чтение-7 уроков Развитие речи-8 уроков Содержание тем учебного курса. Введение Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребно¬сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений). Из древнерусской литературы Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак¬тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве¬дения. Значение «Слова...» для русской литературы после¬дующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. Из литературы ХVIII века Характеристика русской литературы XVIII века. Граж¬данский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при слу¬чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им¬ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле¬ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической по¬эзии. Гавриил Романович Державин Жизнь и творчество. (Об¬зор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости силь¬ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци¬онные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен¬ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Александр Николаевич Радищев Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри¬тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно¬сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель¬ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия. Николай Михайлович Карамзин Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти¬ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус¬ской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч. Василий Андреевич Жуковский Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по¬этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред-сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта¬стической баллады. Нравственный мир героини как средо¬точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представ¬лений). Александр Сергеевич Грибоедов Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. Александр Сергеевич Пушкин Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне¬гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав¬ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от-ступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне-гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при¬жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро¬восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред¬ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Михаил Юрьевич Лермонтов Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на¬шего времени» — первый психологический роман в рус¬ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт¬ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз¬ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше¬го времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про¬рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп¬ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на-чальные представления). Николай Васильевич Гоголь Жизнь и творчество. (Обзор) «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи¬ков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер¬шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи¬чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин¬ского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко-мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Александр Николаевич Островский . Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Федор Михайлович Достоевский Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад¬ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст¬ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь¬ности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Лев Николаевич Толстой Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической три¬логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф¬ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз¬мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут¬ренний монолог как форма раскрытия психологии героя. (Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.) Антон Павлович Чехов Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело¬века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жан¬ровых особенностях рассказа. Из поэзии XIX века-1ч. Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра¬зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Богатство и разнообразие жанров и направлений рус¬ской литературы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Михаил Афанасьевич Булгаков Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти¬ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фан¬тастика, сатира (развитие понятий). Михаил Александрович Шолохов Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру-женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро¬ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной ли¬тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Александр Исаевич Солженицын Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия). Из русской поэзии XX века Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много¬образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам Александр Александрович Блок Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Сергей Александрович Есенин Слово о поэте. «Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по¬эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Владимир Владимирович Маяковский Слово о поэте «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учи¬теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб¬разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина Ивановна Цветаева Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра¬вится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Николай Алексеевич Заболоцкий Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о че-ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. Анна Андреевна Ахматова Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Трост¬ник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Борис Леонидович Пастернак Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет¬ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Александр Трифонович Твардовский Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес¬кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов¬ки (углубление представлений). Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до¬рогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис¬кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Античная лирика Гай Валерий Катулл Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу¬гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради¬ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте Алигьери Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский харак¬тер поэмы. Уильям Шекспир Краткие сведения о жизни и творче¬стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож¬дения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо¬ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя¬той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). Иоганн Вольфганг Гете- Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про¬свещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). Теория литературы. Философско-драматическая по¬эма. Произведения регионального компонента 3. Песни 3. Песни казаков Дона: "Историческая тема в песенном творчестве A.M. Листопадов «Былинно-песенное творчество Дона». -Ростов н/Д., 1948. Хрестоматия по истории донско¬го казачества. Состав. М.П. Аста¬пенко. - Ростов н/Д.. 1994. донского казачества. "Строевая казачья песня. ■Лирические песни казаков Дона. (По выбору 2-3 песни) III. Русская литература 18 века III. Донская тематика в русской литера¬туре 18 века. - Г.Р. Державин. «Атаману и войску Дон¬скому». (Фрагментарно) IV. Русская литература XIX века. Про¬за А.П. Чехов IV. Донские страницы русской прозы XIX века. - Н.А. Дурова. «Записки кавалерист-девицы». (Фрагменты). - Л.Н. Толстой. «Метель». Донские страницы в рассказах А.П. Чехова: «Наивный леший» (сказка). «Письмо к ученому соседу». «Радость». «Случай с классиком». «Умный дворник». «Репетитор». «Экзамен на чин». «Свадьба». «Моя жизнь». «Казак». «Красавицы». «Дорогая собака». «Печенег». «В родном углу». «Учитель словесности». (По 2-3 произведения в каждом классе по выбору). Собрание сочинений А.П. Чехова в 12-ти томах. - М., ХЛ. 1960-1963, т.т. 1,2,4,5,7,8,9. V. Русские по¬эты XIX века V. Донские страницы в творчестве рус¬ских поэтов-классиков XIX века - В.А. Жуковский «Ты видел Дона берега». («Певец во стане русских воинов», «Край ты мой, родной край» - по выбору). - К.Ф. Рылеев «Дмитрий Донской» (обзор). -11.С. Никитин «Донцам». - А.В. Кольцов «По-над Доном». - А.С. Пушкин «Дон». («Был и я среди дон¬цов», «Калмычке» - по выбору). - М.К). Лермонтов «О чем ты думаешь, ка¬зак?». («Два сокола», «Колыбельная» - по выбору). - Н.Г. Огарев «Дон». - А.Н. Майков «Емшан», (стихотворения поэтов XIX века в каждом классе по выбору 1-2). VI. Русская литература XX века 1. Авторская сказка VI. Литература XX века 1. Сказка донских писателей XX века. П.В. Лебеденко. «Сказки Тихого Дона». ("Ю.А. Дьяконов «Восемь волшебных же¬лудей», П.Г. Аматуни «Королевство Восе¬мью Восемь», Н.А. Суханова «Многоэтаж¬ная планета», Н. Суханова «Сказка о 1()п-пи» - по выбору). 2. Мир детства в литературе XX века 2. Мир детства в литературе Дона XX века. - А.С. Серафимович. «Маленький шахтер». - М.А. Шолохов. «Федотка» (фрагмент из романа «Поднятая целина». - Г.Ф. Шолохов-Синявский. «Казачья бур¬са» (обзор). - Д.И. Петров-Бирюк. «История моей юно¬сти» (фрагментарно). - П. Яковлев. «Первый ученик». - И.Д. Василенко. «Жизнь и приключения Заморыша». - Ю. Дьяконов. «Приказ самому себе». - Б.В. Изюмский. «Алые погоны». (2-3 произведения по выбору) А.С. Серафимович. «В родных местах». Роман, повесть, расска¬зы. - Ростов н/Д„, 1986. в) Поэзия первой половины XX века о До- Хрестоматия по истории донско¬го казачества (с древнейших вре¬мен до 1920 года). Сост. М. Аста¬пенко. - Ростов н/Д., 1994. не. - Ф.И. Анисимов. «Гимн Всероссийского Войска Донского». (А. Рогачёв. «Любимый Ростов». А.В. Софрбнов. Сб. стихов: «Над Доном -рекой», «Мы с тобою из Ростова», «Посвя¬щение Дону». 11.K. Доризо. «Дон». Ю.В. Друнина. «В степи». Е.А. Долматовский. «Сенокос». А.Г. Гарнакерьян. «Весна идет». И. Фролов. «У Дона-реки». (2-3 стихотворения по выбору). 3. Литература первой полови¬ны XX века 3. Региональная литература первой поло- А.С. Серафимович. «В родных местах». вины XX века а) Прошлое донского казачества: - А.С. Серафимович. «Чибис». (Картины степной жизни до октября 1917г.) - М.А. Шолохов. «Донские рассказы». (1-2 - рассказа по выбору. Например: «Жеребе¬нок», «Родинка», «Алешкино сердце»). б) Великая Отечественная война в литера- «С кровавых не пришедшие по¬лей». - Ростов н/Д., 1979. туре о Доне. Проза и поэзия: Проза - М.А. Шолохов. «Судьба человека». «Нау¬ка ненависти». - А.С. Серафимович. «На хуторе» (быль). - В.А. Закруткин. «Матерь человеческая». - А.В. Калинин. «Суровое поле». «Цыган» - по выбору. Поэзия - А.Т. Твардовский. «Бойцу Южного Фрон¬та». - Н.К. Доризо. «Сегодня вспоминаем ско¬ва». «Бинокль». -Н. Ушаков. «Лето 1941 года». - В. Гусев. «Казак уходил на войну». - А.В. Софронов. «Бессмертник». - А.И. Недогонов. «Пулеметчик», «Солда¬там большого мужества», «22 июня 1941 г.». «Под Выборгом», «Я, гвардии сержант Петров». (2-3 стихотворения по выбору). Стихи поэтов Дона, «С кровавых не при¬шедшие полей»: Б. Рябцева, Г. Гридова, Г. Каца, Е. Ширмана, П. Хромова, А. Огане¬сяна. (По 1-2 стихотворения по выбору), в) Поэзия Дона второй половины XX века - Д. Долинский. «Моя любовь - родная Дон-река». - В. Калмыков. «Хороши на До ну вечера». - Н. Скребов. «Горжусь тобою, Дон». (1-2 стихотворения по выбору) б) Путешествия, приключения, фантастика в литературе Дона (проза) - П. Шестаков. «Через лабиринт». - 11. Оганесов. «Спринт». «Мальчик на ка-челях». - И. Бондаренко. «Приговор обжалованию не подлежит». «Астрид». - П.Г. Аматуни. Трилогия: «Тайна Пито-Као», «Гаяна», «Парадокс Глебова». - Н.А. Суханова. «В пещерах Мурозавра». (2-3 произведения по выбору). г) Поэты казачьего зарубежья - Н.А. Келин (1896-1976 г.г.), стихи: «У Дона», «Верба», «Сын степей и рав¬нин». - П.И. Туроверов, стихи: «Мне белая си¬рень сегодня снилась», «Мать». - П.С. Поляков, стихи: «Казачке», «Господь послал мне в дар любовь». (2-3 стихотворения каждого поэта по выбо- ру)- «Родине покинутой молюсь». Сборник стихов. Сост. Хохуль-ников. — Ростов н/Д., 1995. 4. Литература второй полови¬ны XX века 4. Региональная литература второй полови- ны XX века а) Донская проза: - М.А. Никулин. «Погожая очень». - П.В. Лебеденко. «Льды уходят в океан» (фрагменты). - А.В. Калинин. «Гремите, колокола». - В.А. Закруткин. «Подсолнух» (рассказ). --А.И. Солженицын. «Крохотки». (2-3 произведения по выбору) VII. Литера¬турная крити¬ка Донские критики, писатели о А.С. Пуш¬кине, Л.Н. Толстом, АЛ. Чехове, М.А. Шолохове. - В.Л. Моложавенко. «Донские были». -Ростов, 1964. - В.П. Гнутов. «Поэт в краю степей необо-зримых» (о А.С. Пушкине). - И. Балашова. «Пушкин в Ростове». - Л.П. Громов. «Этюды о Чехове». Ростов, 1951. - А.А. Айрумян. «Лев Толстой», донские страницы. - В.Д. Седегов. «Родной край в произведе¬ниях Чехова». - И.М. Бондаренко. «Следы его жизни» (о Чехове). Г. Сивоволов. «Михаил Шолохов: страни¬цы биографии». (1-2 статьи (фрагментарно) по выбору) Требования к уровню подготовки девятиклассников В результате изучения литературы ученик должен знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; историко-культурный контекст изучаемых произведений; основные теоретико-литературные понятия; уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части); определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять литературные произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. Информационно-методическое обеспечение 1. Учебники Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009. 2. Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2004 3. Н.В.Беляева, О.Е.Еремина.Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009. 4. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента.Сост.:Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. ИРО РТ, Казань, 2008. 5. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990. 6. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007. 7. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006. 8. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986. 9. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989. 10. CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008 11. «Первое сентября» http://festival.1 september.ru. Календарно-тематическое планирование учебного материала № Наименование разделов и тем уроков Кол-во час Дата проведения Тип урока Виды учебной деятельности; планируемые результаты Виды контроля, измерители Планируемые результаты освоения материала план факт 1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. 1 Изучение нового материала. Комбинированный Лекция с элементами беседы Тестирование Знать: основные темы, затронутые писателями ХУ111,Х1Х, ХХ в.в 2. Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного).Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…». 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Конспектирование сообщения учителя, беседа. Комментированное чтение Фрагменты). Ответы на вопросы, стр.34 Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…» 3. Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Рег. комп. Древнерусская литература и Дон. «Азовское осадное сидение 1637-1641 г.» по летописным источникам. (Фраг-ментарно) 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Работа над текстом. Эвристическая беседа Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34. Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова» 4. Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя; Ответ на вопрос 8, стр41 Знать: особенности классицизма как литературного направления 5. М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Аналитическое чтение произведения. Фронтальный опрос класса Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях» 6. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Беседа Подбор цитат Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией? Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях 7. Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Урок внеклассного чтения Комментированное чтение. Наблюдение над использованием Державиным цвета. 1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67 Знать: характеристику литературы ХVIII века ( третий и четвертый периоды) 8. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина Рег. Комп. Донская тематика в русской литера¬туре 18 века. - Г.Р. Державин. «Атаману и войску Дон¬скому». (Фрагментарно) 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Наблюдение над «высоким»слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения 4-е задание, стр.67 Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности 9. А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Обучение конспектированию. Работа над содержанием произведения Ответить на вопрос 8, стр74 Знать: жанр путешествия 10. Особенности повествования в «Путешествии…».Жанр путешествия и его содержательное наполнение. 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Практикум Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева Знать: замысел книги, понятие «подтекст» 11. Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя: черты сентиментализма; основные жанры сентиментализма; образ автора-рассказчика в сентиментальном произведении Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина Знать: понятие сентиментализм и его особенности 12. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Работа над текстом. Комментированное чтение Задания по груп- пам-проанализи- ровать:описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы Знать: новые черты русской литературы; знание текста; умение анализировать и делать выводы 13. Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) 1 Урок развития речи Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения Подбор цитат, составление плана Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века 14. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией Составить тезисы лекции по плану Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений 15. Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. Рег.комп. Донские страницы в творчестве рус¬ских поэтов-классиков XIX века - В.А. Жуковский «Ты видел Дона берега». («Певец во стане русских воинов») 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Практикум. Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия 16. В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Беседа. Практикум. Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана» Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка; жанр баллада 17. А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция, видеофильм . Составление тезисов по плану. Знать: жизненный путь и творчество писателя 18. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен Расставить основ- ные события пьесы в хроноло- гическом поряд- ке. Выписать выражения, став- шие крылатыми Знать: сюжет и композицию пьесы 19. 20. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». 2 Урок сообщения и усвоения новых знаний Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10). Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора. Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы- явить отношение главных героев к Москве, само оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу Знать: оценка Москвы главными персонажами комедии 21. 22. Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. 2 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого. Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками. Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче- ский персонаж? Цитатный план-характеристика Знать: роль личности автора 23. Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Урок развития речи. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии важны читателю ХХ1 века?» Знать: черты классицизма и реализма в комедии 24. Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Урок развития речи Составление плана на тему: "Барская Москва". План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья. Комментирование основных положений статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным 25. А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Аналитическая беседа. Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества поэта Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова» Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта 26. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар». 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение Составить лекси ческий словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2) Знать: смыслообразующие изобразитель но-выразительные средства 27. Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « а холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви 28. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»Обучение анализу одного стихотворения. Рег.комп. Донские страницы в творчестве рус¬ских поэтов-классиков XIX века А.С. Пушкин «Дон». («Был и я среди дон¬цов», «Калмычке» 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений Проанализировать лексику стихотворения «Пророк».Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия» Знать: понятие реализм, реализм в русской литературе 29. Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина 1 Урок контроля Ответы на вопросы Читать «Цыганы» 30. А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Урок внеклассного чтения. Фронтальная беседа. Анализ эпизодов. Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности 31. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий. Ответить на 1-2 вопросы, стр.247 Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа 32. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина. Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт 33. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов. Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев) 34. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским Знать: сюжет романа 35. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Беседа. Работа с текстом. Ответы на вопросы Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни 36. Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Семинар. Обсуждение проблемных вопросов Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени Знать: реализм романа; художественные особенности романа 37. Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман А..Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы «Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики» Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях Знать: язык и стиль романа в оценке критиков 38. Вн.чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. 1 Урок внеклассного чтения Беседа по вопросам. Комментирование отдельных эпизодов Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты 39. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений 40. Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений. Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушки- на и Лермонтова Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии 41. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Практикум. Выразительное чтение Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…» Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка 42. Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина» «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии. Рег.комп. Донские страницы в творчестве рус¬ских поэтов-классиков XIX века М.Ю. Лермонтов «О чем ты думаешь, ка¬зак?». («Два сокола», «Колыбельная» ) 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Семинар. Анализ стихотворений. Сопоставить ритм «Думы» со стих. А.С.Пушкина «Памятник» Знать: основной пафос стихов Лермонтова 43. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Чтение и анализ предисловия Тесты на знание содержания романа Знать: особенности композиции романа 44. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Беседа. Анализ эпизодов Определить роль пейзажа в главе «Бэла». Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку. Знать: концепция личности 45. 46. «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» 2 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина» Пересказ эпизода, работа по карточкам Знать: психологический портрет героя 47. Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Практикум. Анализ эпизодов Составление плана Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике 48. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Практикум. Пересказ и анализ эпизодов. Запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения Проанализиро- вать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы Знать: композиционная функция женских образов 49. Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Семинар. Сопоставление мнение критиков по роману. Рассмотрение проблемных вопросов. Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями 50. Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» 1 Урок контроля Самостоятельная работа Ответы на вопросы Написать сочинение по роману «Герой нашего времени» 51. Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы Викторина по произведениям Гоголя Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы 52. 53. Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. 2 Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану Параллель между помещиками, положительные черты в их характере Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках 54. Образ города в поэме «Мертвые души» 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Беседа Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов. Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме. Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций 55. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (урок-размышление) Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина. Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре» Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое 56. 57. Р.Р.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению 2 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Семинар: рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.) Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским Знать: единство комического и лирического начал 58. А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Комедия как жанр драматургии 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов. Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения) Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок» 59. Рег. комп., вн. чт. Поэзия XX века о Доне Ф.И. Анисимов. «Гимн Всероссийского Войска Донского» Ю.В. Друнина. «В степи», Доризо. «Дон». 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний выразительное чтение Ответить на вопросы Знать: особенности стиля поэтов ,их творчества 60. Ф.М.Достоевский «Белые ночи» 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести Беседа по поставленным вопросам Знать: традиции изображения «маленького» человека 61. Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести 1 Работа с текстом; комментированное чтение, аналитическая беседа Сообщения учеников. Составление плана. Чем интересна повесть современному читателю? Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение) Знать: проблемы повести; психологизм повести 62. Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего моно- лога в раскрытии души героя 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав. Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности» более всего привлек мое внимание Знать: осознание героем собственной нравственной позиции 63. А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Выразительное чтение рассказа и анализ. Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа 64. А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Беседа. Анализ рассказа. Ответить на вопросы Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ 65. Рег. комп., р.р. В.Д. Седегов. «Родной край в произведе¬ниях Чехова». Урок-экскурсия в музей Чехова А.П. в г.Таганроге (презентации) 1 Урок развития речи Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат Составление плана сочинения Уметь составлять связное высказывание на тему 66. Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений 1 Урок внеклассного чтения Сравнение тематики стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева, выявление особен- ностей стихотворений Н.Некрасова. Составление таблицы «Основные даты жизни поэтов» Выразительное чтение стихотворений Знать: особенности стиля поэтов ,их творчества 67. Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция, конспектирование Основные положения лекции Знать: жанровое и тематическое многообразие произведений 68. И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Чтение и анализ рассказа. Ответы на вопросы викторины Знать: биография писателя, текст произведения 69. Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Анализ рассказа, характеристика героев Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» Знать: композиция рассказа 70. М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце». Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (про фессора Преобра женского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика и Шарикова)на выбор Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика 71. Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118 Знать: проблематика повести 72. М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рас- сказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Чтение рассказа Ответы на вопросы по теме Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ) 73. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа Роль пейзажей и портретных зарисовок Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя 74. Рег.комп., вн.чт. Поэзия Дона второй половины XX век а: Д. Долинский. «Моя любовь - родная Дон-река»,В. Калмыков. «Хороши на До ну вечера», Н. Скребов. «Горжусь тобою, Дон». (1-2 стихотворения по выбору) 1 Внеклассное чтение Самостоятельная работа, работа в группах. Составление презентации Творческое сообщение Знать о жизни и творчестве советских писателей в годы ВОВ в эвакуации 75. Солженицын А «Матренин двор» 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция и заполнение таблицы о жизни и творчестве писателя. Знать: жизненный путь и основные произведения писателя 76. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы Раскрыть Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи 77. Контрольная работа ( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века 1 Урок контроля Ответы на вопросы ЗУН по теме 78. Рег.комп., вн.чт. Региональная литература второй полов ны XX века В.А. Закруткин. «Матерь человеческая». 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Урок- концерт Составление тезисов лекции Умение составлять конспект лекции 79. Русская поэзия «серебряного века».А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами Знать: поэт-символист, тематика стихотворений; образ и ритмы поэта 80. С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Сообщение учителя. Практикум: выразительное чтение и анализ стихотворений. Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль 81. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина. 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Практикум. Анализ стихотворения Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений) Знать: сквозные образы в лирике поэта 82. 83. В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии. Маяковский о труде поэта 2 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений. Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии 84. М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики Цветаевой 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Чтение и анализ стихотворений Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы Знать: традиции и новаторство в творческих поисках поэта 85. «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Елабужский период 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Практикум. Определение основных мотивов, стиль поэзии 7-е задание, стр129 Знать: особенности поэзии Цветаевой 86. Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Сообщение учителя о поэте. Выразительное чтение Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого 87. А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике. 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Комментированное чтение ст. о жизни поэтессы (стр.130-133), чтение и анализ стихотворений Отметить характерные черты ранней лирики Знать: А.Ахматова – представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы 88. А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики. 1 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений 4-е задание учебника, стр146 Знать: судьбу поэта и стихи 89. Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи (стр.206-207) Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака» Знать: философская глубина лирики поэта 90. Рег.комп., вн. чт. А.В. Калинин. «Гремите, колокола». 1 Урок-экскурсия в музей Экскурсия, лекция с элементами беседы Сочинение-миниатюра по впечатлениям от экскурсии Знать о жизни и творчестве писателя в г. Чистополе 91. А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом…». Проблемы интонации стихов о войне 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228) Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры Знать: основные мотивы творчества 92. Рег.комп. Великая Отечественная война в литера туре о Доне. А.Т. Твардовский. «Бойцу Южного Фрон-та». 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Чтение и анализ заявленных стихотворений Составление хронологической таблицы по сообщению учителя Знать: основные мотивы, особенности стиля поэзии М.Джалиля 93. Внеклассное чтение. «Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков 1 Уроки внеклассного чтения Эвристическая беседа. Лекция. Прослушивание и анализ романсов Краткая информация о жизни и творчестве поэтов Знать: отличительные признаки жанра романс 94. Зачетное занятие по русской лирике ХХ века 1 Урок контроля Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка)на одну и ту же тему. ЗУН по теме 95. Рег.ком., вн. чт. Поэты казачьего зарубежья - Н.А. Келин стихи: «У Дона», «Верба», «Сын степей и рав-нин». - П.И. Туроверов, стихи: «Мне белая си¬рень сегодня снилась», «Мать». - П.С. Поляков, стихи: «Казачке», «Господь послал мне в дар любовь». 1 Урок внеклассного чтения Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений. Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене», с какими стихотворениями русских поэтов оно перекликается Знать: тематика и особенности произведений; Знать: тема поэта и поэзии в русской литературе 96. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы Знать: множественность смыслов поэмы 97. У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2). Фронтальный опрос Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения 98. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы? Знать: трагедия как драматический жанр 99. И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (стр.338-339).Обзор содержания Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения 100. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы 1 Урок сообщения и усвоения новых знаний Выразительное чтение отрывков Раскрыть итоговый смысл трагедии Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература 101. Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся. 1 Урок контроля Зачет Рекомендации для летнего чтения Ответы на вопросы 102. Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения 1 Урок систематизации ЗУН Зачет Рекомендации для летнего чтения Ответы на вопросы