3.Воспитывающая: воспитание нравственной личности посредством приобщения к духовному богатству русской классики.
Ход урока
Слово учителя: Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем работу над рассказом Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел» ./слайд/ На предыдущем уроке мы с вами подробно познакомились с сюжетом рассказа и сформулировали вопросы, требующие решения. (вопросы на доске)
1 группа вопросов (на уровне эмпатии):
1). Нравится ли мне герой? Близок ли он мне? С какими поступками героя я согласен, а какие поступки героя я не принимаю? Почему?
– Кто попробует в 2х – 3х предложениях передать основное содержание сюжета. / Ответы детей: В рассказе Пушкина «Выстрел» говорится о дуэли, которая затянулась на 6 лет. А еще о том, как эта дуэль повлияла на жизнь героев./
- Каково же ваше мнение о главном герое рассказа Сильвио?/ответы детей с опорой на эмпатийные вопросы. Одни считают Сильвио героем, другие – злодеем, злостным завистником, третьи говорят, что понимают, что Сильвио был не всегда прав, но его жалко./
Учитель: Как видим, наши мнения разошлись, так же, как и мнения критиков. Невозможно не сказать о том, что рассказ А,С.Пушкина «Выстрел» собрал большую критику. Причем мнения критиков были абсолютно противоположные. Для одних главный персонаж - Сильвио – был
«… романтический герой, готовый вступить в борьбу за освобождение Греции, …» Благой Д.Д
. ; для других, как и для Узина В.С.. «Сильвио одержим … страстью мести, продиктованной уязвленным самолюбием, в конечном счете завистью к своему счастливому сопернику... .»
- Но у нас с вами имеется и другое мнение. Каково оно?/ответ: нам жалко Сильвио, а значит (кого нам жалко? Можно подсказать правильный термин) жертву
Итак, налицо противоречие, заключенное в рассказе Пушкина:
Кто жеСильвио: герой – злодей или жертва?
- Какую же гипотезу мы будем сегодня отрабатывать на уроке?
(Можно проголосовать. Обычно жалко всем или почти всем, а вот мнение о том, герой – злодей обычно разделяются)
Ну, а раз нам всем жалко Сильвио, мы будем пытаться понять почему, не так ли?
во –вторых, доказать, что Сильвио является жертвой, в-третьих, выяснить жертвой кого или чего является Сильвио. Теперь, когда мы выдвинули гипотезу и сформулировали задачи необходимо приступить к сбору доказательств. С чего же начнем? Предлагаю начать с определения временных рамок. (на доске вопросы, опять же сформулированные ребятами, но на уровне фактов). 2). В каком времени живет герой? Что я знаю об этом времени? Какие приметы времени я могу заметить на страницах рассказа? (предварительное домашнее задание: восстановить прямой порядок описываемых в рассказе событий, подобрать цитаты) - В какой последовательности происходили события, описанные в повести? /ответы учеников/ слайд 4й/
1/Ссора Сильвио с графом.
2/ Отъезд Сильвио в отдаленное местечко, где он прожил 6лет«Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив»..Вторая дуэль Сильвио с графом.
4.Встреча повествователя с графом («Прошло несколько лет…») - -Граф:«Пять лет тому назад я женился…»
5. Гибель Сильвио .
Итак,о каком временном отрезке идет речь в рассказе?(ответ: в рассказе идет речь более чем об 11 годах) . Учитель: Согласитесь, что для человеческой жизни это срок немалый.
- Ребята, как же складывалась жизнь наших героев в этот достаточно большой отрезок времени?
Мы с вами помним, что для того, чтобы рассказать о жизни своего героя, оценить его поступки , писатель может использовать много различных приемов. /слайд № /
Герой, его жизнь, его характер, оценка его поступков могут быть показаны автором через:
Сейчас ребята, работавшие над данной проблемой, познакомят нас с результатами своего исследования (работа детей) /слайды с 9 – 14/ Перед учащимися были поставлены следующие задачи:
1.Сравнить описание местности, в которой живут герои и описание жилища.
2.Сравнить данные Пушкиным описания характеров, поведения, возраста героев.
3.Сравнить судьбы героев
Работа детей, в которых они дают полную сравнительную характеристику героя ( в презентции.)
Учитель: Вот откуда у нас с вами появляется непреодолимое желание причислить Сильвио к жертвам. Ведь Сильвио несчастен, да еще в конце рассказа мы узнаем о его гибели.
Давайте более внимательно проанализируем эпизод гибели героя. (работа с эпизодом) Пушкин сообщает о ней скупой фразой: «С героем оной повести я больше не встречался. Сказывают, что Сильвио во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами.»
Писатель не указывает, при каких обстоятельствах погиб Сильвио, но сообщает, что это произошло в отряде Ипсиланти. По этой причине многие критики причисляли Сильвио к героям. Что нам с вами не понятно в этом эпизоде?( ответы: ничего не понятно. Мы не знаем, кто такие этеристы, кто такой Александр Ипсиланти, что за сражение было под скулянами)
- Кто же такой Александр Ипсиланти и о каком восстании идет речь? Небольшое исследование на данную тему подготовил…
Давайте послушаем / Задачи, стоящие перед учеником: 1). Выяснить, кто такой Александр Ипсиланти. 2) Кто такие этеристы и за что они сражались? 3). Прояснить отношение А.С.Пушкина к данным событиям.
Второй ученик кратко пересказывает рассказ Пушкина «Кирджали», зачитывает 2-3 цитаты.
Итак, исследования, проведенные нашими ребятами , несомненно, доказывает, что Пушкин вовсе не стремился причислить Сильвио к героям.
- Почему же все – таки Пушкин приводит своего героя к гибели? Ведь рассказ мог закончиться историей графа.
Вопрос к классу. Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаю назвать основные ценности человеческой жизни( Ученики, как правило называют любовь, друзья, семья, деньги, карьера, власть)/слайд/ . . Были ли такие ценности у Сильвио? /ответы/
А чем же он жил? О чем мечтал? (ответы детей: он жил и мечтал о мести.)
- Ребята, а за что же Сильвио хотел отомстить?( ответы могут иметь варианты: 1.Сильвио ведь имел право на выстрел,2. граф струсил, 3. Сильвио завидовал графу. Здесь важна роль учителя, если ответ1 – дополнительный вопрос, почему Сильвио ждал 6 лет; если 2 – разве во время первой дуэли граф вел себя трусливо? Т.е учитель подводит учеников к третьему выводу, правильному: Сильвио завидовал графу, он хотел почувствовать себя выше, чем граф, унизить его. Учитель: Давайте подытожим, какими же ценностями, а, вернее, страстями жил Сильвио? (ответы: месть, гордыня, зависть.) Учитель: мы прояснили, за что мстил Сильвио, чему он завидовал. Давайте поподробнее поговорим о гордыне
Что мы понимаем под словом гордыня? Есть два слова, очень близких по звучанию, но совершенно разных по значению: Гордость - гордыня.
- Чем можно гордиться?/ответ/
- Когда же гордость перерастает в гордыню? /ответ/
А знаете ли вы, друзья мои, что зависть и гордыня – смертные грехи? /слайд / рассказ учителя
Давайте подумаем, почему зависть и гордыня являются смертными грехами? Дать ребятам поразмышлять ,затем можно задать вопрос – подсказку: К чему они приводят человеческую жизнь? Например, жизнь Сильвио?) / /ответы детей/
Учитель: Т.е они разрушают человеческую жизнь.
Вставка сцена из фильма слайд//(Несколько слов о фильме) Посмотрите, ребята. Режиссер фильма задает вопрос, как вы думаете, у Сильвио есть на него ответ? ( обратить внимание на выражение лица актера) /ответы детей /
- Почему же Пушкин приводит своего героя к гибели?(Ответы детей: потому что Сильвио давно не живет, как обычный человек( можно уточнить: его жизнь вряд ли можно назвать жизнью))
- Жертвой кого или чего является Сильвио?(ответы детей: Сильвио жертва самого себя, своих страстей)
Учитель: Теперь пришло время проверить свои выводы, сравнить их с позицией автора:
- Какие сравнения использует Пушкин ,по отношению к Сильвио?(задания на дом на предыдущем уроке) ( ответы: Сильвио Пушкин сравнивает с тигром, с дьяволом. )
- О чем говорят эти сравнения? Какие ассоциации у вас они вызывают? ( тигр – хищник, т.е. подчеркивается в характере Сильвио хищническая натура.
- Друзья мои, а кто такой дьявол? /слайд/
Учитель /По иудейским и позднее по христианским понятиям дьявол является падшим ангелом, возгордившимся и низверженным за это из Рая. - Какие параллели мы можем провести между Сильвио и дьяволом? Дьявол за гордыню изгнан из рая, Сильвио разрушает собственную жизнь, и это наказание за гордыню, за зависть.
Теперь поработаем с определениями, содержащимися в нашем противоречии. Правильный ли выбор мы сделали? Работу со словами провела … /слайд /
/«ГЕРОЙ м. … - , храбрый воин, доблестный воитель, || доблестныйсподвижниквообще, в войне и в мире,самоотверженец. …»
«Злодейм.- кто творит зло; предавшийся злу, ожесточенный преступник, закоснелый противник божеских и людских законов. ….»
«ЖЕРТВАж.пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; Один бывает невинною жертвою злонамеренности, другой же необузданности своей. ...»
Работа со словами: Можем ли мы назвать Сильвио героем? /ответ: Он, скорее, храбрец.
- Можем ли мы назвать Сильвио злодеем? Кому он принес зло?
- Можем ли мы назвать Сильвио жертвой?Кому он принес несчастье?/ответ: он принес несчастье самому себе, он разрушил собственную жизнь/
То есть мы еще раз подтвердили что?
Сильвио – жертва собственных страстей. Больше всего несчастий он принес самом себе. Он разрушил собственную жизнь.
– Что же хотел сказать Пушкин своим рассказом? От чего он хотел нас предостеречь?/ ответ: Пушкин говорит, что нельзя быть гордецом. Нельзя посвящать свою жизнь мести, нельзя завидовать, нельзя стремиться быть лучше всех/.
А теперь домашнее задание. Если вы были внимательны, а вы были внимательны, то нашу с вами работу можно легко разделить на несколько частей./слайд/
Дома вы должны подготовить исследовательский проект на тему: «Сильвио – жертва собственных страстей»
Макет проекта
1.Обнаружение противоречия/В рассказе А.С. Пушкина «Выстрел» я обнаружил следующее противоречие…./ 2.Формулирование вопросов/задач 3.Выдвижение гипотезы: /Я считаю, … , По моему мнению, … / 4.Подбор аргументов, доказательств / Ваше мнения, подкрепленные цитатами из предыдущего домашнего задания. 5.Вывод. Ваше маленькое открытие. / Можно сделать вывод, что…/