Прищепа Т.А., доцент Томского государственного педагогического университета
Авторский материал (ссылка обязательна)
ЛЕКЦИЯ
Некоторые аспекты проблемно-эвристической дидактики и методики
Основоположником эвристического обучения можно считать Сократа, который использовал в обучении метод наводящих вопросов, с помощью которых вел учеников от одного «открытия истины» к другому. В своих беседах Сократ признает уникальность каждого человека и истинность каждого мнения: «Мера существующего или несуществующего есть каждый из нас. И здесь-то тысячу раз отличается один от другого, потому что для одного существует и кажется одно, а для другого - другое. … Ничье мнение не бывает ложным …» [2]Данное утверждение можно назвать принципом относительности знаний, который не просто подтверждает право ученика на ошибку, но и право на знание, считаемое ошибочным с чьей-либо точки зрения.
Эвристические методы обучения на современном этапе развития образования присутствуют практически в каждой классификации методов обучения в качестве отдельной группы. Еще Я.А.Коменский призывал учителей обучать учеников так, «чтобы они исследовали и познавали сами предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения». Классик отечественной педагогики П.Ф.Каптерев выделял три формы передачи знаний подрастающему поколению: догматический, аналитический и генетический. Последняя форма подразделена им на два вида – сократический и эвристический. В.И.Андреев называет эвристические методы основой учебно-творческой деятельности: «Эвристические методы – это система эвристических правил деятельности педагога и деятельности ученика, разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития процедур деятельности учащихся в решении творческих задач» [3]
Отличие этого типа обучения от традиционного состоит в изменении соотношения между знанием и незнанием. Традиционный ориентир обучения - перевод незнания в знание: «дать знания», «получить знания» - эти фразы отражают привычный смысл взаимодействия ученика и учителя. Результативность обучения ученик может выражать в форме: «Я знаю, что у меня есть следующие знания …». В эвристическом подходе, переводя незнаемое в знание, ученик сталкивается с парадоксальной ситуацией увеличения незнания: «Я знаю, что у меня еще нет следующих знаний …». Образование становится механизмом самодвижения, поскольку ученик ориентируется не на получение ответов (т.е. знаний), а на отыскание вопросов (т.е. незнаний).
Центром такого обучения является сам ученик, решающий задачу, его представления о том, как лучше, правильнее поступить, какой вариант, способ решения подойдет. Наиболее эвристичны задачи, которые «в данный момент» не имеют точного, одного ответа, а предполагают множество различных вариантов решения, что сразу расширяет поле «незнания», «включает» желание творить [1] Следует обратить внимание на то, что наиболее интересными получаются задачи, созданные на основе понятий: система, системный анализ, функционирование и развитие системы. Система- это объект, состоящий из множества взаимосвязанных частей и существующий как единое целое.
Главным системообразующим фактором в эвристической деятельности является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения различных способов деятельности для решения поставленных образовательных задач. Меняется позиция ученика: от объекта научения, получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Меняется и позиция учителя: из транслятора содержания обучения он превращается в организатора информационных коммуникаций и эксперта.
При организации эвристической деятельности учащихся лучшей формой является групповая форма работы. Групповая форма дает возможность каждому учащемуся включиться в систематический процесс обсуждения решений, гипотез с другими учащимися, формирует межличностные отношения, развивает самоуправление в коллективе.
Несомненно, что организация совместной деятельности учащихся должна учитывать разнообразие и индивидуальных и групповых мотивов, и должна быть ориентирована на позитивные мотивы общения и деятельности.
Работа учащихся в режиме эвристической деятельности, построенной на принципах группового обучения и активных методах обучения, ориентировано на формирование и развитие очень важных коммуникативных умений учащихся, таких как:
- усиление компонента осознанногоотношения к жизненным ситуациям, к собственной точке зрения;
- развитие навыков конструктивного, упорядоченного,структурированного мышления;
- воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивнойнапористости;
- развитие способности видеть эмоции, чувства (не только свои, но и других людей) и понимать их роль в процессе мышления;
- формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности возможных решений.
Понятие эвристической деятельности можно раскрыть через следующие основные признаки:
- использование педагогом преимущественно средств косвенного, перспективного контроля и управления;
- максимальное использование самоуправления личности;
- субъективная новизна и оригинальность продукта деятельности;
- личная значимость продукта деятельности;
- появление в результате ее осуществления субъективно-нового способа деятельности;
- доминирование продуктивных приемов деятельности;
- наличие проблемной ситуации.
Несколько слов о проблемной организации эвристического процесса. Она может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя учитель, в зависимости от характера выдвинутой проблемы. Но необходимо выделить три основных аспекта в организации такого процесса.
ПЕРВЫЙ АСПЕКТ
Во-первых, содержательную основу составляет проблемный вопрос (вопросы).
Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одного предметного направления. Например:
Пример (история): Русский историк В.О.Ключевский писал об Иване IV: "Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец... Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок". Согласны ли Вы с такой характеристикой Ивана IV? Свой ответ обоснуйте.
Пример (экономика): Если бы приватизация в России пошла по Китайскому варианту, то какие результаты в экономике России можно было ожидать сегодня?
Проблемный вопрос может носить междисциплинарный характер. Такой вопрос стимулирует процесс многоаспектного осмысления явлений. Можно привести пример проблемного вопроса, который даст возможность ученикам увидеть проблему с разных точек зрения и понять, что для решения необходимы знания из разных научных областей. Например, можно предложить такое задание: Как могла бы сложиться жизнь Маши Мироновой, если бы Государыня Императрица не простила Петра Гринева? Задача учеников заключается в том, чтобы предложить свой вариант решения и обосновать его. Для того, чтобы вариант был действительно обоснованным, ученикам понадобятся знания и по истории (например, каково было социальное положение женщины в России в те годы и т.п.) и по психологии (например, какие качества определяют волевой потенциал личности и т.п.), а главное, безукоризненное знание текста произведения.
Реализация педагогических целей через междисциплинарные связи способствует формированию целостной картины знаний о мире.
Пример (литература, история): Является ли роман Л.Н. Толстого «Война и мир» историческим романом?
Пример (экономическая география, история): Как может измениться естественный прирост населения Индии при условии быстрого повышении уровня ее экономического развития? Как может повлиять данный фактор на соседние государства? Изложите ход ваших рассуждений.
В качестве проблемной ситуации может выступить сюжетная задача, в основе которой лежит «сюжетная линия».Работая над таким заданием, необходимо, как правило, преодолеть препятствие (или препятствия) - разрешить непростые проблемные задачи.
Например: Ребята, сегодня мы все вместе совершим путешествие в солнечную и приветливую страну Здравию. Жители этой страны получили послание на непонятном языке от могущественного Императора. Посол, который привез данную бумагу, сказал, что если жители не разгадают, что написано в послании, то его могущественный господин всех обратит в рабство. Нам придется поломать голову над тайнами и секретами, которые ждут нас на каждом шагу нашего путешествия. Но если мы справимся, то найдем ключ к разгадке послания великого Императора и поможем жителям Здравии. Итак, путешествие начинается…
Сюжетная линия может иметь направленность на жизненные ситуации (в т.ч. и юмористического характера)
Пример(математика): (из задачника Григория Остена) В городе Званске в школе № 23 в третьем классе учится Вася. В каждом классе есть особый ученик, а то и несколько. Так вот наш Вася отличался отменным аппетитом. Голодный Вася съедает за 9 минут 3 булочки! Сытый Вася тратит на такое же количество булочек 15 минут. На сколько минут быстрее управляется с одной булочкой голодный Вася?
Пример (математика, информатика): Король Флатландии решил вырубить некоторые деревья, растущие перед его дворцом, чтобы в залах дворца стало светлее. Деревья перед дворцом короля посажены в ряд, всего там растет n деревьев, и расстояния между соседними деревьями одинаковы.
После вырубки перед дворцом должно остаться m деревьев, и расстояния между соседними также должны быть одинаковы. Помогите королю выяснить, сколько существует способов вырубки деревьев?
ВТОРОЙ АСПЕКТ
Итак, проблемный вопрос сформулирован. Каков дальнейший путь поиска решения? Можно «искать наугад» и, перебирая возможные явления, выяснять, влияют ли они - и если да, то насколько. Однако такой путь малопродуктивен. Как правило, предположительно определяется наиболее вероятный - с точки зрения имеющейся информации, теории - ответ на поставленный вопрос и проверяется правильность предположения. Такой предположительный ответ на вопрос представляет собой гипотезу. Основным требованием к гипотезе является требование ее обоснованности, доказательности, проверяемости. Вполне вероятно, что может возникнуть несколько гипотез; тогда их все необходимо обосновать.
Таким образом, проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.
Особо необходимо отметить, что Интернет-ресурсы могут помочь в процессе доказательности гипотезы, т.к. предоставляют практически всю необходимую информацию. При правильной организации запроса поиска (а также при наличии хорошей технической поддержки) можно практически сразу получить нужные факты, данные.
ТРЕТИЙ АСПЕКТ
В-третьих, в качестве организационной основы проблемно-эвристического процесса чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.
Познавательный интересявляется ведущим фактором активизации учения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения.
Творческий характер деятельностиявляется мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-эвристического характера деятельности позволяет пробудить у ребят творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.
Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.
Игровой характер деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития.
В рамках данного направления, так или иначе, работал практически каждый учитель.
В КАЧЕСТВЕ ВЫВОДОВ (выдержки из статьи П. Ю. Белкина, преподавателя Московского Центра Интернет-образования)
Не просто определенный объем знаний должен выносить ученик из школы, но умение учиться. Знать назубок закон Джоуля-Ленца иногда необходимо в быту, и валентность уметь расставить – тоже полезно. Но мир изменился. Давайте вспомним, что еще двадцать лет назад, зачастую достаточно было фундаментально изучить какое-то направление, например, в математике – и ты почетный специалист на всю жизнь. Это, конечно, утрированный пример, но все же. Сегодня для того, чтобы быть профессионалом в вопросах экономики, информатики и многих других направлений, надо ежедневно перечитывать журналы и газеты, смотреть передачи, знакомиться с ресурсами Интернета, посещать библиотеки. Скорость «прихода» информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками. Навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти навыки очень важны в жизни. Им можно и нужно обучать еще в школе. И не только с помощью компьютера, но и компьютер и ресурсы Интернета на данном этапе могут стать отличным тренажером для развития этих навыков.
Возвращаясь к навыкам, хочется вспомнить еще такое искусство – умение сравнивать, сопоставлять, выбирать и конструктивно критиковать. Именно для работы с вариативной информацией можно использовать ресурсы Интернет. Для того, чтобы меньше после школьного обучения у ребенка оставалось не всегда корректных стереотипов, преподнесенных «Марией Ивановной». Вы говорите это так? А посмотрю-ка я в «Энциклопедии Брокгауза и Эфрона». Это не недоверие учителю. Нет. Это любознательность и самообразование. Хорошее сомнение тоже полезно в информационном океане, который вокруг нас.
Это очень важно, когда не один человек, как бы он ни старался, но все же – субъективно, преподносит ученикам материал, а множество источников подтверждают и опровергают твои предположения, когда ты можешь пообщаться с профессионалами и со сверстниками. Тогда на смену пассивной позиции потребителя информации учащийся становится исследователем.
Литература:
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения.- М.: Издательство МГУ, 2003, 416 с.
- Платон Собрание сочинений в 4 т.: т.2.- М.: Мысль, 1993, 202 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е издание.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000, 126 с.
|