Борщ Елена Александровна, учитель географии МБОУ СОШ № 73 г. Ульяновска
Введение.
Согласно ФГОС второго поколения внеурочная деятельность школьника является неотъемлемой частью системы учебно-воспитательной работы школы и важным средством всестороннего развития школьников. Разработка системы внеурочной деятельности по географии является актуальной проблемой, так как она не только повышает мотивацию, но и имеет практическое значение и воспитательную направленность. Внеурочная деятельность является одной из главных в процессепреподавания и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она расширяет мировоззрение, воспитывает уважение к людям своей страны и своего родного края, организует свободное времяшкольников с целью их общего развития,нравственного и эстетического воспитания.
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной работы, так как её содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не предоставляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы, насыщенную событиями жизнь своего народа и всей планеты, дать пищу уму и чувством детей - главная задача внеклассных занятий по географии. Внеурочная работа отличается от урочной целями, содержанием организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать обще учебные и специфические для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеурочные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки. Не ограниченный рамками учебного времени, учитель, во время проведения занятий, может широко привлекать дополнительный фактический материал, помогающий формировать новые представления о географических явлениях и процессах, вводить новые понятия, географические термины, раскрывать новые виды причинно-следственных связей. На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя проекты и исследовательские работы по дополнительной научно-популярной географической литературе, периодической печати, школьники совершенствуют умения работать с книгой и интернетом: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять коллекции горных пород и минералов, гербарии, образцы почвенных пород. Велика роль внеурочной работы по географии и в развитии познавательных способностей школьников, так как она помогает формированию самостоятельности, творчества, географического мышления, познавательного интереса, наблюдательности и т.д.Определенную роль внеурочная работа играет в профориентации школьников. На экскурсиях, посвященных изучению своего города, учащиеся знакомятся с различными профессиями.
Значительна роль внеурочной работы по географии в эстетическом воспитании школьников. На уроках географии, из-за недостатка времени, учитель не всегда может обеспечить эмоциональное восприятие красоты природы, а внеурочные занятия позволяют знакомить школьников с тематическими выставками художников, посвященными природе, говорить о прекрасном во время походов и экскурсий, устраивать творческие выставки работ учащихся (фотографий, рисунков, сочинений). Внеурочная работа связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеурочной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету’, подготовке их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Значение внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует воспитанию нового облика личности, развивает у учащихся диалектико-материалистичские взгляды на взаимодействие общества и природы: способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью с практикой. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразие формы внеурочной работы позволяет развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных способностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользовался различными источниками географической информации.
Из истории развития внеурочной (внеклассной) работы.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается толкование слова “внеклассная", как происходящая вне классных занятий, вне школы. Василий Иосифович Середа в книге "Система внеклассной работы но географии в средней школе" пишет: "Под внеклассной работой по географии- понимается организованная на добровольных началах целенаправленная образовательно-воспитательная работа учащихся под руководством учителя, проводимая в свободное от учебных занятий время".В 1979 году вышла Книга Н.К. Семакина “Внеклассная работа по географии, где Николай Кузьмич даст следующее определение внеклассной работе: “Применительно к географии внеклассная работа это прежде всего практическое изучение родного края, то есть географическое краеведение. В книге “Внеурочная работа по географии" под редакцией Ирина Ивановной Бариновой можно прочитать следующее: “Результаты творческих поисков учителей географии помогли накопить богатый опыт по внеурочной работе. По традиции, многие учителя и методисты пользуются термином “внеклассная работа по географии”. На наш взгляд более точен термин “внеурочная работа”. Далее Ирина Ивановна пишет: “Внеурочная работа это изучение географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы. Внеурочная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеурочное время”.Из всего выше сказанного следует, что к внеклассной работе можно отнести и наши уроки на местности, наши весенние и осенние экскурсии. Может, действительно, термин “внеурочная работа” более точен и более широк. Это работа вне урока, но она может проводиться в классной комнате, в школе (например, географические вечера, викторины, устные журналы, занятие кружка, конференции). На мой взгляд проводить резкую грань между этими терминами не следует. Действительно, внеклассная внеурочная работа — это прежде всего работа развивающая познавательные интересы ребят, расширяющая их кругозор, имеющая огромный воспитательный эффект, основывающаяся на добровольности и самостоятельности учащихся.
География относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеурочная работа. Внеурочные занятия по географии проводились в школах России и в дореволюционное время. Но в то время они не могли получить широкого распространения. Циркуляры Министерства просвещения запрещали учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей посещать общественные места. Во второй половине XIX века бурно развиваются географические науки. Выходят географические работы, записки путешественников. В 1864 году Д. Д. Семеновым, учеником К. Д. Ушинского, создана первая хрестоматия по географии * "Отечествоведение", в которой были подобраны рассказы и очерки путешественников, писателей, раскрывающих жизнь людей в разных частях России. Распространение географической литературы, хрестоматий дало возможность организовывать передовыми учителями географии внеклассное чтение, рекомендовать наиболее интересующимся из них для изучения географическую литературу, знакомил» с методикой сбора минералов и горных пород. Таким образом, в дореволюционное время наблюдались лишь первые ростки, зачатки внеурочной работы по географии.В советской школе внеурочная работа по географии развернулась с первых дней Советской власти. Организовывались кружки, издавались газеты, устраивались выставки. В положении о единой трудовой школе, принятом в 1918 году, на внеурочные мероприятия отводилось два дня в неделю, которые использовались на походы, экскурсии, кружки. В этот период в значительной части школ страны наблюдался большой подъем в ор1шшзации внеурочной работы по географии. Особенно активно развивалась краеведческая работа (походы по родному краю, экскурсии, сбор различных коллекций).В тридцатые годы принимаются постановления о школе в целом и о преподавании географии. Л в постановлениях от 25 апреле 1932 г. и от 15 мая 1934 г. было обращено особое внимание на внеурочную работу по географии. С 1934 года начал выходить журнал "География в школе", который стал печатать статьи о проведении различных видов внеурочной работы но предмету.Развитие внеклассной работы но географии происходит в соответствии с задачами, стоившими перед школой в тот или иной период.
В послевоенные годы внеклассная работа получает дальнейшее развитие. Особенностью 50-х годов является то, что в этот период наблюдается стремление сблизить внеклассную работу о жизнью. Обращается внимание на трудовую и политехническую направленность внеклассной работы по предмету. В это время учителя географии организуют встречи с ветеранами труда, совершают экскурсии на производство.В 60-е годы учителя географии обращаются в своей деятельности к раскрытию образа В. И. Ленина. В школах проводятся тематические вечера «Имя Ленина на карте Родины», «Ленин с нами». Возрастает интерес и к вопросам истории географических исследований, изучается вклад русских и советских ученых и путешественников в освоении Земли. Особое развитие в этот период приобретает природоохранительная деятельность (голубые патрули, зеленые патрули, школьные лесничества).Для выявления индивидуальных способностей учащихся начали проводиться олимпиады по географии в масштабе не только школ, но и областей, республик. Активизируется экскурсионно-туристическая работа.На современном этапе особо пристальное внимание обращено на экологическое и экономическое воспитание учащихся. Активизируется краеведческая работа по географии.Внеклассная работа по географии накопила богатый опыт и прочно ветла в систему подготовки подрастающего поколения и открывает широкий простор для творчества, как учителей географии, так и учащихся.
Особенности географического краеведения и его роль во внеурочной работе.
За последние годы резко возрос интерес в обществе к краеведению. Вряд ли такой позитивный поворот можно считать случайным. Только краеведение располагает богатейшими возможностями в формировании у учащихся патриотических чувств, любви к малой Родине, родной природе, людям, населяющим родной край, и стремление к милосердию, к непосредственному участию в охране природы, к традициям, культуре.
Значительное место во внеклассной работе по географии занимает экскурсии, походы, экспедиции по родному краю, позволяющие сочетать познавательную деятельность со здоровым отдыхом учащихся.Экскурсии организованное, коллективное посещение природных, промышленных объектов, достопримечательных мест под руководством учителя с целью изучения и сбора краеведческого материала .Если это экскурсия в природу, то надо продумать остановки, если на хозяйственный объект, встретиться с экскурсоводом, который будет проводить ее. Экскурсоводу необходимо сказать об особенностях возраста учащихся, их интересах, обратить внимание на те проблемы, на которых следует боле подробно остановиться. Перед проведением экскурсии необходимо решить организационные вопросы (договориться с администрацией посещаемого объекта, уточнить время и место встречи).
Экскурсия на ТЭЦ-2.
Цели экскурсии:
-Знакомство учащихся с работой ТЭЦ-2. Дело в том, что учащиеся уже изучили тему « Топливно-энергетический комплекс» и на этой экскурсии им предоставлялась возможность познакомиться с работой ТЭЦ.
-Знакомство с профессиями. Ведь здесь работают люди двухсот восьмидесяти профессий. Но наиболее распространенные – машинисты турбин, котлов. Ребята получили о них представление.
-Сбор краеведческого материала.
Экскурсия началась сразу за проходной. Экскурсовод пояснила, что на территории ТЭЦ-2 находятся: основное здание, где расположены котельные, операторная, есть административный корпус, дымовая труба, градирни. Затем мы перешли в административное здание, где с нами провели инструктаж по технике безопасности и выдали каски. Здесь ребята узнали об истории строительства ТЭЦ-2, о специализации этого предприятия, о его производственных связях, о стадиях производственного процесса, об основных рабочих и инженерно-технических профессиях. Затем началась осмотр ТЭЦ-2. результаты экскурсии учащиеся отразили в своем отчете.
Экскурсия на «Корч»
Мы с учениками посетили Симбирский кузнечный двор «Корч». Корч – кузнец со старославянского языка. Мастерская художественной ковки находятся в центре г. Ульяновска А началось все просто: приехали ребята кузнецы в Ульяновск за квартирами на УАПК. В РСУ мастерскую открыли. Это было в 1987 году. Первая работа – детский город «Айболит», что по проспекту Ленинского Комсомола (Заволжский район). Оформляли базы отдыха в «Лесной были» с 1988 года стали ездить на Всесоюзный конкурс кузнецов. Там участвовали в показательной ковке. Занимали призовые места. Таких мастерских, таких масштабов и объемов больше нет.
Работа начинается с эскиза, дважды работу не делают, нет повторений. Металл привозят из Челябинска и других городов Урала. Сами кузнецы говорят, что главное в работе скорость, чтоб металл не остыл. Изделия выполняются в стиле барокко, классицизм, авангард. Иностранцы поражались мастерству наших кузнецов.
На этих экскурсиях учащиеся знакомились с творческими людьми, трудолюбивыми, нашедшими свое место в современной сложной жизни. Ребятам даже разрешили посидеть за гончарным кругом и попробовать что-то сделать из глины своими руками. С каким восторгом горели глаза детей, наблюдая за работой гончаров, кузнецов. Разве они не становились добрее, лучше, мудрее. Такие встречи ребята запомнят на всю жизнь.
Экскурсия на «Керамос»
Были мы в гостях (на экскурсии) у коллектива творческого объединения «Керамос». «Уже никто не знает и не помнит, когда человек открыл для себя глину. Он взял в руки комок и сделал из нее сосуд. Может это была первая чашка или тарелка, или горшочек. Высохла глина и сохранила эту форму, которую придал человек. Это было очень удобно. Глина оказалась незаменимой в хозяйстве. Второе открытие человек сделал тогда, когда погрел кусок глины в огне и увидел, что обожженная глина неожиданно стала более твердой, прочной, а главное – она больше «не боялась» воды, не размокала в ней. Это было замечательное открытие! С этого дня началась эпоха гончаров. Творческое объединение «Керамос» занимает небольшое здание на улице Гая. Там мы познакомились с творческими людьми, каждый художник-гончар создает свои произведения. Как же всю эту красоту создают? Привозят глину из Сухого Карсуна, потом ее смачивают водой, доводят до вязкого состояния и на гончарный круг. Готовые изделия ставят сушить, затем в печь для обжига. Покрывают глазурью с помощью пульверизатора, а потом закалка в печи».
Экскурсии в музеи
Формировать познавательный интерес к географии можно и при посещении музеев. Музеи обладают спецификой педагогического воздействия на возрастные группы посетителей. Поскольку дают возможность осуществить дифференцированный подход к ним. Особенно они интересны для посещения детьми младшего и среднего возраста, у которых свежесть восприятия окружающего мира максимально развита. Дети погружаются в новый для них, во многом таинственный мир природы, который им предстоит познать. Местом для проведения внеклассных занятий по географии были Краеведческий музей, музей «Метеорологическая станция Симбирска». В Краеведческом музее ребята знакомятся с природой родного края, историей Симбирска – Ульяновска, в Художественном музее с шедеврами живописи, скульптуры. Для того, чтобы усилить эффект восприятия, разрабатывается специальный маршрут следования по музейным залам. Осмотр экспонатов строится так, чтобы можно было хорошо рассмотреть их с разных точек обзора и на определенных и наиболее выгодных расстояниях. Подлинность музейных экспонатов, достоверность воспроизведения событий на картинах, макетах, диорамах предопределяли высокую эмоциональность восприятия, способствовали появлению у ребят чувств сопереживания. Важную роль в пробуждении интереса к предмету, формирование эмоционального настроя учащихся играет словесный комментарий экскурсовода. В музее «Метеорологическая станция Симбирска» ребята узнали историю метеорологических наблюдении в России и в Симбирске» о роли метеорологии в жизни человека, могли сравнить погоду сегодняшнего дня и погоду 100 лет тому назад. Учащиеся знакомились с уникальной коллекцией метеорологических приборов 19 века и современными приборами, даже заглянули в метеорологическую будку и сняли показания термометров. Экскурсия в этот музей очень важна для учащихся 5, 6 классов, т.к. в пятом классе в курсе географии учащиеся знакомились с наукой метеорологией, сами ведут наблюдения за погодой, а в 6 классе изучают целую тему «Атмосфера», где учатся обрабатывать наблюдения: вычерчивать графики температуры, осадков, «розу ветров». Интересна и познавательна экскурсия в центр гидрометеорологии(ул. Гончарова). Эта экскурсия важна для учащихся 8 класса. Здесь учащихся знакомят с синоптической картой, с фотографиями из космоса, а в химической лаборатории рассказывают ребятам, как определять степень загрязнения воздуха.
В краеведческом музееучащиеся познакомились с уникальной коллекцией млекопитающих. Может быть, впервые в жизни они увидели китовый ус и медведя во весь рост. Эта экспозиция помогла сформировать у ребят представление о приспособлении животных к различным средам обитания.В залах художественного музеяможно познакомиться с культурным наследием не только России, но и Германии, Франции. А в последние годы этот музей знакомит нас с культурой и искусством Японии, Китая, Индии. Полученную в музее информацию учащиеся и учитель могут использован, на уроках в курсе «Географии материков и океанов» в 7 классе «Экономическая и социальная география мира» в 10 классе.
Походы — это более длительное по времени и расстоянию пешие переходы. Часто походами называют пешеходные экскурсии. Походы являются любимым видом отдыха учащихся. Они знакомят школьников с богатствами природы, родного края, историческими и природными памятниками, с жизнью и национальной культурой людей. Походы воспитывают любовь к родному краю, выносливость, чувство коллективизма, поэтому велико их образовательно-воспитательное значение.Краеведческие походы по длительности делятся на однодневные и многодневные. Однодневные походы чаще всего проводятся по выходным дням и с учащимися младших классов, Эти походы расширяю! географические знания учащихся, способствуют накоплению краеведческих знании для использования их в учебном процессе.Многодневные походы организовываются в каникулы. Подготовка к ним должна быть более тщательной. При проведении походов выделяют 3этапа: подготовка, проведение похода и оформление собранного материала. Цели похода могут быть познавательными, общественно - полезными и оздоровительными. Познавательная цель включает знакомство с достопримечательностями по маршруту следования и комплексные физико-географические наблюдения. Общественно-полезное — сбор краеведческого материала или выполнения задания других организаций. Оздоровительная цель важна, т.к. поход проводится в каникулярное время, поэтому учащиеся должны вернуться отдохнувшими. Готовясь к походу, учитель составляет списки желающих принять в нем участие.
Одной из важных форм внеурочной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии является олимпиада. Школьная олимпиада по географии - это массовый вид соревнований учащихся, цель проведения которых - вовлечение большего числа учеников во внеурочную работу по данному предмету, повышение интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности и специфических для географии умений учащихся.
Одной из наиболее распространенных массовых форм внеурочной работы являются географические вечера. Они могут проводиться и как самостоятельные мероприятия, и как составная часть школьной недели географии. Чаще всего тематика географических вечеров» связана, с какими — либо юбилейными датами родного города, села.Общие методические рекомендации по подготовке географических вечеров можно сформулировать таким образом:
-определение тематики вечера;
-подбор необходимой литературы по теме;
-подбор и подготовка оформления;
-написание сценария,
Проведение устных журналовпо географии призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеурочной работы он отличается широкой информации. Устный журнал включает в себя элементы занимательности, наглядности. Устные журналы по географии делятся на 2 типа: тематические, если они раскрывают одну тему, и обзорные, если в них затрагиваются различные вопросы. Обычно устный журнал имеет название «За страницами учебника географии», «Краевед» и т.д.Выпуск одного устного журнала состоит из 5 - 6 страниц. Разнообразие тематики дает возможность раскрыть различные аспекты географической науки. Проведение устного журнала требует от учащихся большой работы. Следует выделить ответственного за каждую страничку, помочь подобрать необходимую литературу, оформить ее в виде сообщения, сценки, монтажа, найти выразительные, яркие иллюстрации. Обычно устный журнал проводит ведущий, который открывает каждую страницу небольшими выступлениями или музыкальной вставкой. Устные журналы - эффективная форма внеурочной работы, способствующая популяризации географии.
Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины.Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеурочной работы, т.к. они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т.д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников. Викторина это, прежде всего, игра, которая перестает быть игрой, если она лишается занимательности. В последнее время мы с учениками участвуем в интернет-викторинах на сайте РГО Ульяновской области, на сайте Методисты . Очень нравятся детям интернет-проекты. Представляю Вам блоги, в которых дети делали свои сетевые проекты «На сетевой волне», «Крестьянская воина Пугачёва и мой взгляд на неё (Пугачёв в Симбирске)», «Маршрутами географических открытий» ,Блог об ульяновцах-героях «Этих дней не смолкнет Слава!» Проекты моих учеников на карте Googl«Достопримечательности городов России», «Заповедники России» ,Храмы Ульяновска , Районы туризма и др.
Географическая игра является одной из увлекательных форм внеклассной работы. В игре можно выявить индивидуальные особенности учащихся, пронаблюдать, насколько каждый из них способен преодолевать трудности, насколько эрудирован, к чему имеет склонности.
Заключение.
Итак, внеурочная работа по географии имеет широкое море деятельности. Трудно подводить итоги. Должны пройти годы, чтобы полностью проявились результаты работы. Но все же отдельные конкретные выводы можно сделать: растет уровень познавательного интереса учащихся к предмету. Мои ученики, став уже взрослыми людьми (закончив вузы), продолжают дружить, встречаться, ходить в походы.Внеурочная работа - это работа в свободное от уроков время, а зачастую в выходные и каникулярные дни. Поэтому чаще всего ее выполняют учителя энтузиасты
При подготовке статьи ипользован интернет
http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=504&Itemid=124
http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/109-geography/2675-2013-04-08-07-43-08.html
http://clck.ru/8uB64
http://festival.1september.ru/articles/635492/
|