Наглядныеметоды: использование наглядных материалов,
Практическиеметоды: упражнение, наблюдение.
2.2. Логические методы: анализ и синтез, аналогии.
Характер управления учебно-познавательной деятельностью учащихся:
· Личностно - полноправная позиция педагога и ученика
· Индивидуальный подход к ученику
· Поощрение творческой инициативы
· Создание эмоционально – творческой атмосферы на уроке.
Ожидаемый результат
В ходе занятияу обучающихся формируются следующие компетенции:
· Познавательные: продуктивное и репродуктивное познание.
· Ценностно – смысловые: ценности народного искусства.
· Коммуникативные: способность организовать своё поведение адекватно задачам общения.
· Социальная компетентность: способность действовать с учётом позиций других людей, сотрудничество.
· Компетенции деятельности: обучение, закрепление, творческая деятельность.
В основу моей работы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология.
Ход урока:
1. Актуализация:
Учитель: Здравствуйте, ребята! В этом учебном году мы с вами приобщимся к тайнам декоративно-прикладного искусства. Это особый мир. Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями этого искусства. Значит, важно его знать и понимать. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Человек познает мир не только умом, но и руками. И главное – сердцем! Сегодня на уроке вы научитесь понимать, что выражают древние образы и символы.
2.Изучение новых понятий и способа действия:
Учитель: Что такое декоративно – прикладное искусство? Это искусство, у которого два назначения – утилитарное и художественное. Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило свое название от латинского decoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, но и красивыми. Давайте назовем предметы декоративно - прикладного искусства:
Учитель:Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну в себе хранят древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаяния, своё понимание устроения мира и его красоты. Давайте рассмотрим эти орнаменты, они представлены на таблице. Это древние изображения, встречающиеся в народном искусстве. Но их вышивали, вырезали из дерева и рисовали не просто так, они были наполнены смыслом, несли определенную информацию. Хотите ли вы приобщиться к тайнам народного искусства?
Учащиеся:Да, конечно.
Учитель:На что похожи знаки первой строки таблицы?
Учащиеся:Это круги, они похожи на солнце.
Учитель:Правильно, это символы солнца – солярные знаки. Кружок, кружок, разделённый крестом на четыре части – это тоже знак солнца. Почему? Потому что четыре времени года. Солнце изображали и в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники солнца.
Учитель:Именно такими изображениями наши далекие предки украшали свои изделия. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Как вы думаете, что могла обозначать волнистая горизонтальная линия?
Учащиеся:Воду.
Учитель:О чем рассказывала волнистая или пунктирная вертикальная линия?
Учащиеся:О дожде.
Учитель:А прямая горизонтальная линия?
Учащиеся:О земле.
Учитель:Теперь посмотрите на эти изображения (показывает знаки семян в таблице). Как бы вы графически обозначили семя, зёрнышко?
Учащиеся:Точкой.
Учитель:Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.(в таблице). Семена смочила вода, и они проросли. Найдите в таблице знаки ростков.
Так о чем же рассказывал древний земледелец, рисуя различные линии, круги и крестики?
Учащиеся:Он хотел рассказать о том, что видит каждый день: о солнце, о воде, о земле – о природных явлениях.
Учитель:Совершенно верно. Такими изображениями, например, на полотенце, человек как бы просил о чем-то природу: о дожде, о теплом солнышке, чтобы оно согрело землю и помогло собрать хороший урожай. Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Поэтому образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток можно найти в разных видах народного творчества (учитель указывает, на изображения причелин, полотенца на фотографии). Но не только эти символы обозначают солнце. Какое животное было необходимо древнему земледельцу, чтобы вспахать землю?
Учащиеся:Лошадь. Конь.
Учитель:Да, конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Образы солнца и коня в народном искусстве сливаются воедино. В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права
Как вы считаете, цвет в народном искусстве имел символическое значение?
Учащиеся:Конечно (предположения детей).
Учитель:Черный – символизировал землю, желтый – солнце, красный – жизнь, белый – чистоту. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.
Как вы считаете, похожи ли изображения коней, птиц в народном искусстве на своих природных собратьев?
Учащиеся: Нет. Они сказочные, фантастические, с узорами, украшениями и очень условные.
Учитель:Мастер преобразует реальные, природные формы. Он декоративно обобщает, упрощает форму, опускает малозначительные детали. Такой прием называется – стилизация.
Ну как, понравились вам тайны древних образов народного искусства? Сможете вы теперь их понять? Давайте рассмотрим некоторые иллюстрации в книгах. Например, здесь изображены резные прялки. Какими знаками- символами они украшены? Правильно, это символы солнца - круги – солярные знаки. А здесь на юбках дымковских барышень - те же древние образы солнца. И этот каргопольский полкан украшен всё теми же знаками.
Учитель:Что интересного вы сможете рассказать родителям и друзьям после этого урока?
Учащиеся:Что древние образы в народном искусстве несут информацию, смысловую нагрузку. Все изображения в народном декоративном искусстве выглядят иначе, чем в действительности: формы условные, обобщенные, стилизованные.
Учитель: А теперь перейдём к постановке художественной задачи, к практической части нашего урока. Вы сейчас придумаете силуэт сосуда, вазы и украсите его орнаментом на тему древних образов. Попробуйте поимпровизировать, поиграть с изученным орнаментом. Орнамент можно наносить построчно, а можно выбрать для себя и центральную композицию. Не забывайте о компоновке предмета в листе. Снизу оставляйте больше места, чем сверху. Сначала выполните задание в карандаше, а потом подключайте маркер.
3.Формирование умений и навыков
Работа маркерами воспитывает аккуратность, внимание и ответственность. Возможность импровизации по заданной теме развивает воображение, творческий подход к работе. Изучая новый материал, расширяется словарный запас профессиональных терминов.
3. Итоги урока
Преподавателем был предложен урок типа «Урок-практикум», на котором совершенствовались знания и умения, полученные в процессе изучения предмета Изобразительное искусство, а так же графических приёмов с обсуждением и анализом иллюстративного и исторического материала. В ходе урока применены как групповая, так и индивидуальная форма работы.
Осуществлялось развитие навыков грамотно формулировать и высказывать своё мнение, переносить и применять ранее полученные знания на новом задании, Анализировать иллюстративный материал. Воспитывалось внимание, аккуратность и терпение. Эстетическое отношение к окружающей действительности, явлениям культуры, общественной жизни.
Воспитание культурно-конструктивного мышления, положительной мотивации к обучению.
В течении всего урока прослеживалась чёткая связь «Учитель-ученик- учитель», а так же взаимосотрудничество, взаимопомощь и взаимоконтроль. Дети активно помогали друг другу, делились опытом и материалами, участвовали в диалоге с преподавателем.
Оценка знаний и умений
Оценка результативности занятия проходит по следующим критериям:
1. Соблюдение законов композиции
А) Масштаб изображения относительно выбранного формата
Б) Расположение элементов изображения на листе.
2. Уровень креативности мышления ученика
А) Повтор заданного изображения
Б) Вариации на тему заданного изображения
В) Импровизация на основе заданного изображения
3. Аккуратность выполнения работы
4. Усвоение учениками значения славянской орнаментальнойсимволики и ее истории (ряд вопросов по ходу работы учащихся)
Литература, использованная преподавателем для подготовки к уроку: