Здравствуйте, ребята! сядет на своё место тот, кто назовёт первый звук в словах: пух, кот, сок, мох, мак, сын, тут, сук и т.д.
2. основная часть.
2.1 постановка цели занятия:
-Сегодня на занятии мы отправимся в увлекательное путешествие, познакомимся с новым звуком и с новой буквой. будьте внимательны! давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем).
2.2 знакомство с новым звуком:
А).Выделение звука з из слов;
Отгадайте загадки:(по мере отгадывания выставляются картинки)
Косолапый, маленький,
В белой шубке, в валенках. (заяц)
Брат с братом, через дорожку живут,
А один другого не видят (глаза).
Из-под крыши крыша
Под дождик вышла (зонт)
Когда мы едим -они работают
Когда мы не едим -они отдыхают (зубы).
-какой звук чаще других встречается в этих словах?(З).
б)Уточнение правильной артикуляции звука [З], его характеристика и обозначение.
Возьмите в руки зеркало и произнесите ещё раз этот звук [З-З-З].
Что делает ваш язык, губы, зубы при произнесении этого звука.
-губки улыбаются;
-зубки сближены; между ними узенькая щёлочка.
-язык выгибается; “горькой” (кончик за нижними зубами).
Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта - это согласный звук. (кто так говорит?) Так поёт комар (выставляется картинка “комарик”).
-Дайте характеристику звука “З” (согласный, твёрдый, звонкий) Дети объясняют почему.
в)Повторение слоговых рядов: Игра “Повтори ка”.
За-зо-зу-зы аз-оз-уз-ыз
За (3раза)- закрываем мы глаза.
Зо (3раза)- забыли взять мы дома зонт.
Зу (3раза)- все стоим внизу.
Зы (3раза)- больше нет грозы.
За(3раза)-открываем мы глаза.
Появляется герой “комарик”(Далее задания даёт герой).
г). Определение места звука “З” в словах.
-А теперь мы отправляемся на поезде в путешествие;
Чух-чух ,чух-чух
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз бежит,
Тороплюсь!-гудит.
-Чтобы определить, в каком вагоне каждый из вас поедет, нужно определить место звука [ З] в словах и расставить картинки в соответствующие вагончики.
-Посмотрите, вокруг нас много погремушек шумилок (пустые коробочки из под киндер сюрприза с разными наполнителями; горох, пшено, яичная скорлупа, семечки).
-Погремушки зашумят если услышат звук [З] среди других звуков, слогов, слов.
-а, м, п, з, б, р, з.
-за, ма, ау, зы
-зоопарк, небо, мох, заря, берёза,…..
Молодцы. У всех погремушки звучали правильно.
2-я станция: “Игровая”(с мячом).
(“Один-много”) “Чего не стало?”
Мороз-морозы-морозов
Арбуз-арбузы-арбузов
Карниз-карнизы-карнизов
Паровоз-паровозы-паровозов
Водолаз-водолазы-водолазов
Рассказ-рассказы-рассказов
Груз-грузы-грузов
Газ-газыы-газов
3-я станция:“Смекалочная”
Нужно изменить любой 1-й звук на [ З].
Губы-зубы набор-забор
Гнать-знать намок-замок
Двери-звери смей-змей
Кефир-зефир пелёнка-зелёнка
Вал-зал дуб-зуб
Логопед: Физ. минутка.
Может отдохнём? Мы столько много трудных заданий выполнили.
Сделаем зарядку:
Каждый день по утрам
Делаем зарядку
Очень нравится нам
Делать по порядку
Весело шагать(2раза)
Руки поднимать
Руки опускать
Приседать и вставать(2раза)
Прыгать и скакать
4-я станция: запутанная(слуховая память).
Зина, беседка, цветы, посадить, за.
Зоя, беседка, выглянуть, из-за.
Зонт, спина, за, спрятать, Лиза.
Коза, куст, выглядывать, из-за.
Коза, за, пастись, лес, свою.
Комар: Я Вам хочу подарить самую любимою букву [З], а мне пора домой, мама ждёт.
3) Знакомство с буквой [З]. Чтение слогов и слов с новой буквой.
5-я станция чтение и письмо
Логопед: Что мы должны знать, чтобы читать и писать? (Буквы).
-Звук [З] обозначается буквой.
На что похожа буква [З] (на изогнутого червяка, на цифру 3 и т. д).
Напишем в воздухе (указательным пальцем).
Массаж пальцев рук с кольцами су-джо.
Изготовление буквы [З] из пластилина.
Печатания в тетради.
-Смотрит буква в левую сторону. Пишем сверху вниз.
Печатание слогов: за, зо, зу, зы.
Игра “Перевёртыши” аз, оз, уз, ыз.
Чтение слогов и слов с новой буквой.
Комарик ещё оставил для вас подарок-это конверт с буквами. Соберите из букв слово(а, з, а, к) слово “коза” (звукослоговой анализ слово коза).
Составить предложения со словом коза.
В огороде стоит коза
Коза ест капусту
Коза-это домашнее животное
Мне нравится коза и т д
-Нам пора возвращаться домой. Занимаем места в поезде.
Чух-чух чух-чух
Мчится поезд во весь дух
Паровоз бежит
Тороплюсь! –гудит.
4). Итог.
-Наш поезд прибыл на конечную станцию в детский сад.
Спасибо, Елена Николаевна! Качественное занятие, классический вариант. Здесь бы еще побольше над пространственными представлениями поработать для профилактики нарушений письма и чтения. Именно эта буква требует особого внимания. И уточнения представлений до написания, и проговаривания.
На: Звук и буква "З"
Спасибо, Елена Николаевна! Качественное занятие, классический вариант. Здесь бы еще побольше над пространственными представлениями поработать для профилактики нарушений письма и чтения. Именно эта буква требует особого внимания. И уточнения представлений до написания, и проговаривания.