Введение
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Поэтому возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Вот некоторые из них:
· происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;
· тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;
· резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;
· современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;
· для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;
· категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.
Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей, то есть формировать у учащихся универсальные учебные действия.
1. Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Что значит человек умеет учиться?
- очень точно и конкретно знает свои возможности;
- знает свою ограниченность – недостаток знаний, неспособность справиться с той или иной ситуацией, неумелость;
- сталкиваясь с задачей, для решения которой ему не хватает определенных знаний, способностей, умений, он не уклоняется от нее, объявляя ее глупой и не интересной, а ищет средства расширить свои возможности;
- изучает чужой опыт (в том числе и книжный);
- изобретает то, чего в опыте других людей еще не было;
- умеет и любит сам искать такие задачи, для которых у него нет средств решения;
- умеет сомневаться, спрашивать, проверять полноту и правильность понимания, указывать взрослому на свои трудности
Умеющий учиться – это не обязательно тип ученого или изобретатель, который решает чисто интеллектуальные, познавательные задачи. Это относится и к хорошей хозяйке, которая постоянно расширяет свой кулинарный репертуар, ставя самые смелые эксперименты. Это относится и к тем, кто занят трудом самовоспитания не абстрактно – в мечтаниях, а реально – выискивает, к примеру, способы сдерживать раздражение, встречаясь с хамством, не унывать, терпя неудачи. Умением учиться обладает любой настоящий педагог, который ежечасно решает новые нестандартные задачи обучения и воспитания. Он, прежде всего, фиксирует свои ошибки, не списывая их на чужой счет, и анализирует трудную ситуацию до тех пор, пока не поймет, чем она отличается от прочих стандартных ситуаций, для которых у него есть готовые рецепты, и вот тогда он может обогатить себя новыми педагогическими приемами.
В любой деятельности может возникнуть нестандартная ситуация. Человек должен ее проанализировать, понять и сформулировать суть проблемы, в чем конкретно состоит отличие данной ситуации от стандартной. Он должен понять ограниченность своего багажа знаний и умений. Далее ставится цель получения недостающих знаний для решения проблемы. Ищутся средства получения этих знаний и умений и решения проблемы. При необходимости человек прибегает к помощи других людей, работает в команде.
При этом человек должен проводить непрерывный рефлексивный контроль действий на их соответствие поставленной цели. После открытия способа решения проблемы неплохо бы его обобщить для дальнейшего использования. Так появляется новый элемент знания и автоматически умение. Такой подход позволит человеку применить новый способ для решения проблем в других, может быть не похожих на данную, ситуациях.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
2. Функции универсальных учебных действий
Основными функциями УУД являются:
· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
3. Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока.
1. Личностные:
- самоопределение(мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности);
смыслообразование ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него);
нравственно-этическое оценивание(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
2. Коммуникативные:
планирование(определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
постановка вопросов( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);
разрешение конфликтов( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);
управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли(контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
3. Познавательные:
общеучебные:
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- моделирование
логические:
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование
действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4. Регулятивные:
целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися);
планирование(определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
контроль(в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
коррекция(внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
оценка(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
волевая саморегуляция(способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
4. Альтернативные технологии развития УУД
Как сформировать Универсальные учебные действия?
Формирование УУД у учащихся зависит от того, на сколько умело учитель применяет в своей работе педагогические технологии.
А что же понимается под понятием «педагогическая технология»?
Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Предметом педагогической технологии являются конкретные педагогические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации и стандартизации способов и приемов обучения и воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств.
Применение педагогических технологий способствует:
- формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;
- развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;
- раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;
- развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы;
- развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.
Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы ориентирует педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты); усвоение содержания учебных предметов (предметные результаты); формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты).
В результате достигается устойчивое позитивное усвоение детьми предметных умений, формирование социально ценных форм и привычек поведения.
5.Технологии формирования УУД
1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- Гуманно-личностныеШ.А. Амонашвили
Используются в работе с целью создания условий, в которых дети получают расширенные и углубленные знания. Служат для развития способностей ребенка, учитывают его психологические и физические возможности и особенности. В процессе использования раскрываются личностные качества ребенка для воспитания благородного человека.
- Личностно-ориентированные
Это система работы учителя и школы в целом, нацеленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающие условия для полноценного проявления и развития личностных качеств. Это признание учителем приоритета личности перед коллективом. Создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других.
- Технология педагогики сотрудничества
Партнерство и сотрудничество в отношениях педагога и ребенка. Учитель и ребята совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- Игровые технологии
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Большими обучающими возможностями обладает ролевая игра, которая:
· предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему;
· способствует расширению ассоциативной базы;
· способствует формированию учебного сотрудничества;
· имеет образовательное значение.
Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях.
Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх формируются нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Игра усиливает интерес к предмету, познанию окружающего мира.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Большими обучающими возможностями обладает ролевая игра, которая:
· предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему;
· способствует расширению ассоциативной базы;
· способствует формированию учебного сотрудничества;
· имеет образовательное значение.
Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях.
- Технология проектно - исследовательского обучения
Применяется с целью развития у ребят самостоятельности, развитию умений находить знания в различных источниках. Учащиеся учатся пользоваться приобретенными знаниями, происходит развитие исследовательских умений и системного мышления. Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов.
- Проблемно-диалогическая технология
Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных. Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
-Технология уровневой дифференциации обучения.
Технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
-Групповые технологии, или педагогические мастерские.
Основаны на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.
Очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
Организация групповой работы в начальной школе начинается с первого школьного дня. В процессе ведения выделяю следующие элементы:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- раздача дидактического материала;
- планирование работы в группе;
- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
- обсуждение общего задания группы;
- сообщения о результатах работы группы;
- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
- Индивидуальный подход к творческой личности
Особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика. Осуществляя дифференцированный подход, каждый учитель руководствуется следующими требованиями:
-создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
-активное общение с учащимся, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован, чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям, чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
-уровень усвоения программы должен соответствовать возможностям ученика.
- Информационно-компьютерные технологии
ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.
Компьютерные технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения, развивают творческие способности, помогают создать благополучный эмоциональный фон.
Информационно-коммуникационные технологии– инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) – важные элементы формирования универсальных учебных действий.
Широкое применение ИКТ необходимо как при оценке сформированности универсальных учебных действий, так и во время учебных и внеучебных занятий для решения различных задач.
4. Технологии развивающего обучения:
- система развивающего обучения Л. В. Занкова;
- общие основы технологий развивающего обучения
5. Здоровьсберегающие технологии
Применяются с целью сохранения здоровья школьникам за период обучения в школе, формированию у ребят необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни. С целью правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей; использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой). Сохранение высокой работоспособности на уроке, исключение переутомления учащихся.
Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни начинается с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. Главное внимание должно уделяться рационально составленному расписанию учебных занятий.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время уроков: доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют воспитательные мероприятия: классные часы, уроки здоровья, беседы, экскурсии.
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах, сохранению и укреплению физического здоровья детей.
6. Психосберегающие технологии
Применяются с целью развития психических механизмов, на которых основаны творческие способности учащихся (память, мышление, воображение), а также для развития познавательных интересов и наблюдательности.
7.Технология оценки образовательных достижений.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
Одним из самых эффективных приёмов является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений».
«Карта достижений» может помочь учащимся:
Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач.
Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете.
Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.
«Карта знаний и достижений» может стать средством:
Планирования
Удержания предметной логики в течение учебного года
Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
8.Технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
9.Технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения вместо быстрого чтения вслух учит вычитывать смыслы и глубоко понимать текст. И если мы сравним 2 урока, то увидим, что на традиционном уроке большинство действий опять совершает учитель. До чтения: учитель готовит к восприятию текста («Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о…»). Во время чтения: учитель сам читает текст, а дети слушают. После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя.
При использовании технологии продуктивного чтения на первом этапе урока (до чтения) ученики учатся сами прогнозировать содержание по названию произведения, иллюстрации, фамилии автора. На втором этапе (во время чтения) ученики учатся вести диалог с автором: задавать вопросы – прогнозировать ответы – проверять по тексту. На третьем этапе (после чтения) учатся не только вести беседу, дискуссию и уточнять позицию автора, но и выявлять и формулировать основную идею текста или совокупность его главных смыслов.
Эта технология направлена в первую очередь на формирование коммуникативных УУД , обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников. На втором месте –познавательные УУД , например, умения извлекать информацию из текста. Далее – личностный результат – если анализ текста порождает оценочные суждения, и на последнем месте – регулятивные УУД – умение работать по плану (алгоритму).
Из сказанного выше видно, что УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. И сегодня важно создать новые условия для такой деятельности. Для этого необходимо изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии , создать новую информационно-образовательную среду.
6. Памятка для учителя для формирования УУД
Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.
Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.
Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное –уметь учиться на ошибках.
Учитель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что–то делать.
Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.
Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.
Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.
Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учитель учит детей планировать свой досуг.
Учитель организует конструктивную совместную деятельность.
7. Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы
Личностные:
Развитие личности.
Понимает смысл понятия «семья».
Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловеческих норм.
Освоил роль ученика. Сформирован интерес (мотивация) к учению.
Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.
Коммуникативные:
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.
Имеет первоначальные навыки работы в группе.
Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.
Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).
Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений.
Умеет задавать учебные вопросы.
Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.
Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим.
Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.
Владеет способами разрешения конфликтов:
· выявляет, идентифицирует проблему,
· находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,
· принимает решение и реализует его;
Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.
Умеет договариваться.
Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия.
Поддержать разговор на интересную для него тему.
Строит простое речевое высказывание.
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные:
Общеучебные
Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя.
Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель.
Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя.
Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию.
Находит информацию в словаре.
Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Структурирует знания.
Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.
Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме.
Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления.
Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя;
Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты.
Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты.
Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное.
Осуществляет выбор вида чтения в зависимости от цели.
Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Определяет основную и второстепенную информацию.
Свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
Понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации.
Умеет работать по предложенному учителем плану.
Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Использует знаково-символические действия.
Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).
Умеет использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему.
Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Регулятивные
Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности.
Принимает и сохраняет учебную задачу.
Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила.
Умеет выбирать себе род занятий.
Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.
Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Умеет планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий.
Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности.
Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
Умеет прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
Осваивает правила планирования, контроля способа решения.
Умеет вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату.
Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном.
Из личного опыта
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Я работаю учителем 10 лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как: технологию продуктивного чтения, технологию проблемно-диалогического обучения, технологию оценивания учебных достижений.
Также в своей практике я использую и другие современные педагогические технологии:
- технологию критического мышления,
- здоровьесберегающие технологии,
- ИКТ,
- технология учебного взаимодействия,
- технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников,
- технология организованного общения младших школьников,
- технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности (по И.П. Иванову),
- технология проектно-исследовательской деятельности,
В настоящее время в образовательном процессе не обойтись без современных педагогических технологий, без использования электронных образовательных ресурсов. С этого года на многих уроках использую презентацию. Презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике».
С какой целью используются презентации?
Во -первых - это представление чего-либо нового. Она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Во-вторых, презентация - это новый вид работы, применяемый в школе на уроках, повышающий интерес к предмету, развивающий умственную активность. Ребёнок не только воспринимает информацию, но и лучше ее запоминает, когда видит на экране .
В-третьих, помогает учителю при проведении уроков, мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать о красоте, о любом авторе произведения, о памятниках архитектуры. Конечно, в этом помогают презентации. Учат детей грамотной научной речи, развивают кругозор, дают ясное и чёткое восприятие действительности».
В результате достигается устойчивое позитивное усвоение детьми предметных умений, формирование социально ценных форм и привычек поведения.
Компьютер использую не только для создания презентаций к урокам, но и для работы с ресурсами интернета, а также для использования готовых обучающих программ.
Одним из главных предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок математики. Я учу детей по учебнику М. И. Моро «Математика» образовательной системы «Школа России». По новому ФГОС одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, блицы, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. «Ожившие» картинки помогли ребятам класса лучше усвоить новый материал и повысили их интерес к предмету.
На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами.
Вывод:
- информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса,
- активизируют познавательную деятельность учеников;
- позволяет организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.
На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы использует каждый учитель при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. Использование таких схем приносит положительные результаты. Также в своей работе пименяю единый алгоритм решения задач, «круговые» схемы задач, комплекты карточек разрядных чисел.
На уроках русского языка применяю разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Использую единую памятку «Пишу грамотно». Кроме этого, пользуемся карточками – орфограммами. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме.
Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
На уроках чтения я использую справочные материалы, т. е. Энциклопедии. Часть презентаций можно предложить подготовить самим учащимся, составление рассказов и выборочное чтение, использование отрывков из фильмов с заданием (например: найдите сходство и различия между текстом и постановкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду фильма и т. д.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
- усиление интенсивности урока
- повышение мотивации учащихся
- мониторинг их достижений
С этого учебного года я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением: новый материал объясняю с применением видеосюжетов и иллюстраций с компьютера.
На уроках организую групповой и дифференцированный формы работы.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Во время групповой работы контролирую ход работы, отвечаю на вопросы, в случае необходимости оказываю помощь отдельным ученикам или группе целом.
При оценке работы группы подчеркиваю не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Считаю, что оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
Особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика. Осуществляя дифференцированный подход. Использую на уроках разноуровневые материалы по математике и по русскому языку.
Переход с одного уровня сложности заданий на другой, повышенный, обеспечивает развитие познавательного интереса учащихся к предмету. В свою очередь, развитие ОУУН и познавательного интереса учащихся является составляющими для развития навыков самостоятельной работы учащихся. Роль учитель в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Развивать творческие способности обучающихся стараюсь на каждом уроке. Большие возможности для этого имеют уроки технологии. Например, на первом уроке дети выполняют изделие по образцу и алгоритму. Дети справляются с заданием. На втором уроке подобное задание усложняю, изменяю. Вот тут – то не каждый ученик справляется с заданием. Им приходится добывать информацию из дополнительных источников (учебника, инструкционно – технологической карты или дополнительной литературы). На каждом уроке формирую культуру труда, развиваю творческое мышление, умение самостоятельно ориентироваться в задании, умение планировать свою работу, умение выбрать оптимальный способ деятельности. Учащиеся сами объясняют значимость выполняемой работы, осуществляют самоконтроль, самооценку.
На уроке использую метод проблемных вопросов, работу в малых группах, метод презентации, а также проектную деятельность. В этом году обучающиеся сделали два проекта «Городской парк», «Детская площадка».
Таким образом технология полностью даёт возможность для формирования УУД младших школьников, помогает адаптироваться в современных жизненных условиях для развития инициативности, изобретательноси, гибкости мышления.
В обучении русскому языку и литературному чтению использую так же игровые технологии.
Большое место в учебном процессе применение здоровьесберегающих технологий. Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах, сохранению и укреплению физического здоровья детей.
Считаю, что физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
Использование данных технологий способствует повышению мотивации учащихся к изучению русского языка, развитию личности школьника и его познавательных способностей, что в свою очередь позволяет мне достигать желаемых результатов в обучении.
Список литературы
1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.
1. Библиотека журнала «Вестник образования» № 4 (2003 год). Лучшие образовательные ресурсы сети Интернет.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
3. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. — № 2.
4. Педагогические Интернет-ресурсы.
5. Полат Е.С. Метод проектов.
6. Программа «Перспективная начальная школа». Москва, Академкнига/Учебник, 2007 год.
7. Педагогические Интернет-ресурсы.
8. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования».
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
1. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,230...
2. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/5/belonenko_sa_statya_s_ukazaniem_slaydov_kislovka._doc.docx
ped.tehnologii.docx
|