Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Эмековская основная общеобразовательная школа»
Доклад
общешкольного родительского собрания
на тему
«Мой ребёнок становится трудным»
Выполнил учитель
начальных классов:
Клыкова Е. В.
с. Эмеково
2013 год
Тема «Мой ребёнок становится трудным» ( Слайд 1)
Сколько человеческого счастья разбилось
вдребезги только потому, что кто-то не
сказал: «Извини»?
И.Д.Вильде ( Слайд 2 )
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.
2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка.
3. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Форма проведения:дискуссионный клуб
Участники родительского собрания: родители школы
Подготовительная работа к собранию:
1. Тестирование учащихся (Приложение 1)
2. Анкетирование родителей (Приложение 2)
3. Подготовка притчи для анализа родителями.
4. Подготовка листков SOS (Приложение 3)
5. Подготовка памяток для родителей (Приложение 4)
Вопросы для дискуссии:
- Какого ребёнка можно отнести к трудным детям?
- Причины трудности ребёнка – это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или?
- Как себя вести с трудным ребёнком – бороться с трудностями или ждать, что ребёнок перерастёт?
- О проблемах в общении с ребёнком говорить с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося сор из избы?
Ход собрания
1.Вступительное слово:
Уважаемые папы и мамы! Я рада встретится с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашей школы не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу: «Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами, трудно с ним». Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?
Период взросления - один из важных жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу. Сложность этого периода заключается ещё и в том, что ребенок переходит на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Ребенок начинает воспринимать и ощущать себя по-новому. И нередко мы начинаем наблюдать у ребенка следующие признаки:
· усталый внешний вид школьника;
· нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
· стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
· нежелание выполнять домашние задания;
· негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
· жалобы на события, связанные со школой;
· беспокойный сон;
· трудности утреннего пробуждения, вялость;
· постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В древности считалось, что период взросления на столько же важен для человека, как и рождение, вступление в брак и т.д. И сколь он важен, столь и труден, поэтому существовала тщательно разработанная система ритуалов для помощи подростку в прохождении этого периода. В наше время подросток остается со всеми проблемами, сопровождающими взросление, один на один. Помочь ему может только семья.
Очень часто в своём классе да и в школе я наблюдаю агрессию со стороны учеников. Поэтому давайте поговорим о детской агрессии.
Что собой представляет агрессия и как мы взрослые можем помочь нашим детям преодолеть её.
Что такое агрессия?
Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. ( Слайд 3) Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей, (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявления путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке? Настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства. Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретирую его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.
Так же как и учителю, педагогический такт нужен любому отцу, каждой матери, ибо он предполагает умение осторожно коснуться душевного состояния человека.
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. По отношению к детям педагогический такт должен быть более тонким, так как по силе эмоций, по тревожности впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений, как говорил А.С. Макаренко, детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых. В чем же он проявляется? (такт) 1. В умении говорить с ребёнком так, чтобы наше (взрослых) слово его не ранило, не оскорбило, не обижало. К несчастью, с грубым, нечутким отношением взрослых к детям мы сталкиваемся в очень многих семьях. “Грубое слово – отрицательный раздражитель. Оно сказывается на нервной системе человека и через неё отрицательно влияет почти на все органы и ткани. При этом в первую очередь страдают сердце и сосуды. Вот почему на неприятный разговор организм человека нередко реагирует резкими спазмами сосудов сердца и мозга. И, заметьте, раздражитель может действовать несколько минут, а реакция на него продолжается многие часы, даже дни!” - пишет профессор Ф. Г. Углов. Почему же родители, очень оберегая детей от инфекционных, простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы? Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и, где она стала нормой его жизни. Пожалуй, чаще всего дело не только в том, что взрослые не осознают вреда, который их грубость наносит здоровью и воспитанию характера детей, но и в том, что у них не хватает выдержки, а потому бестактное, оскорбительное слово становится безобразной привычной манерой учить детей уму-разуму. Грубые слова и бесконечные окрики плохо воспитывают. Задевая самолюбие, унижая человеческое достоинство, они только усложняют отношения взрослых и детей в семье, вызывают ответную реакцию – грубость, внутреннее сопротивление требованиям старших, а значит, новые конфликты, которые ещё больше расшатывают нервную систему детей, и взрослых, омрачают жизнь тех и других. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения не формирует у детей нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности – расположение и неприятие. Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, тёплому общению, доброе слово, ласковый взгляд. Неприятие наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Младший школьный возраст характеризуется повышенной ранимостью из-за происходящих в нём кризисов 7 и 11 лет. В процессе воспитания ребёнка очень важно то чувство, которое испытывают родители к своим детям и каждый ребёнок по отношению к матери и отцу. Это две стороны одной медали. Способы наказания, если о них вообще стоит говорить, весьма несущественные детали. Главное это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья. И чтобы дать ответ на любой вопрос, связанный с воспитанием, надо во всех деталях изучить жизнь каждой семьи, подышать её воздухом. Однако можно дать некоторые советы, которые будут полезны каждой семье, где хотят покончить с оскорбительными криками, бранью.
Попробуйте какое-то время не говорить с ребёнком сразу же после проступка. Например, ваша дочь (сын) не выполнили вовремя работу по дому, получили отрицательную оценку и т. д. Разговор начнётся в возбуждённом тоне, нервном состоянии и обязательно будет сказано много резких, обидных слов. Поэтому и переживания ребёнка сосредоточатся не на своей вине, а наоборот на обиде за эти оскорбления. Сгоряча нужный воспитательный разговор не получится. Но если вы холодным и строгим тоном скажете ребёнку: “Завтра утром всё расскажешь”, воспитательный эффект будет совсем другой. Ожидание разговора взволнует ребёнка, заставит задуматься над своим поступком. И у родителей за ночь пройдёт первая вспышка гнева и утром разговор примет уже совсем другой, действительно воспитывающий тон и характер. Умейте выбрать место и время для серьёзного разговора. Так, не оставляют в душе нужного следа разговоры на ходу, у порога. А также замечания детям в присутствии их товарищей никогда не оказывают желанного педагогического воздействия. И вообще всегда ли за проступок нужно бранить, делать резкие замечания? Ведь способы выражения недовольства могут быть разнообразными, и дети лучше воспринимают те из них, где взрослые проявляют больше такта. Бестактное, неделикатное поведение родителей, в чём бы оно не проявлялось никогда не вызовет у детей стремления стать лучше, что-то сделать хорошо. Обидные насмешки, прозвища, пощёчины, шлепки, бесконечные запреты, стремление вопреки справедливости настоять на каком-то своём требовании, необдуманном, сказанном сгоряча, необоснованные подозрения – всё это только ожесточает детей. Подрастая, они чаще всего начинают платить родителям той же монетой. Агрессия, о которой мы только что поговорили является одной из причин трудности ребенка.
Кто он - трудный ребёнок ?
Давайте, попробуем определить, кто он – трудный ребёнок? Какого ребёнка можно отнести к трудным детям? ( выслушиваются ответы) Анализ результатов опроса родителей.
Обобщение.
Психологи отмечают, что трудный ребёнок зачастую ребёнок с высоким уровнем интеллекта и обострённым чувством справедливости. ( Слайд 4) Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.
Трудный ребёнок – это ребёнок, который (Слайд 5 ):
- ни в чём не знает меры;
- не идёт на контакт с родителями, необщителен, замкнут;
- нарушает распорядок дня;
- портит домашнее имущество;
- издевается над младшими и стариками;
- дерётся, хамит, грубит, не слушается взрослых, делает всё по-своему, не обращая внимания на окружающих его людей;
- мешает проводить уроки, ничем не интересуется, делает пакости;
- не может найти общий язык с окружающими;
- портит домашнее и школьное имущество;
- издевается над младшими и стариками;
- выходит за рамки приличия;
- мешает проведению уроков;
- не выполняет школьные требования;
- прогуливает учебные занятия, не хочет учиться;
- постоянно обманывает, ворует, ругается матом;
- испорчен улицей, связан с плохой компанией.
Причины появления трудных детей
Итак, портрет трудности ребёнка мы с вами определили. Одной из причин появления трудных детей мы уже сказали является агрессия. А ещё по каким причинам появляются трудные дети? Для того, чтобы вам было легче определить причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.
2.Анализ теста (Слайд 6 с вопросами теста для детей, слайд с результатами теста)
Обсуждение. Зачитать некоторые ответы родителей прямо из анкет. + причины, названные в литературе (листки SOS)
Родители получают листки SOSс рекомендациями. Эти листки одновременно проецируются с компьютера на экран. ( Слайд 7 Листки SOS)
Причины детской неуправляемости ( Слайд 8)
Причина первая – борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
Причина вторая – борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте взрослых.
Причина третья – жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребёнок мстит за:
- неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок;
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
Причина четвёртая – неверие в свой успех.
Причинами неверия в свой успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Родители анализируют полученные рекомендации. Помимо общих рекомендаций, к этому собранию классный руководитель готовит конверты, в которых лежат мини-характеристики детей. Родители имеют возможность с ними ознакомиться и задать классному руководителю вопросы, если таковые имеются.
Результаты показывают, что мы ругаем детей за плохие отметки, они перестают верить в собственный успех, замыкаются. А когда ещё родители ждут от детей слишком многого, у детей развивается страх поражения и снижается мотивация.
Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания математических операций, наблюдательность, владение письмом, аккуратность, ловкость, внимательность, умение слушать, выражать свою мысль, достаточный запас слов, начитанность, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности - вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно и даже невозможно добиться успеха в учении. При поступлении в школу дети обладают только некоторыми из этих качеств. Многие из этих качеств совершенствуются вплоть до выпуска из школы.
Как же себя вести с трудным ребёнком ? ( Слайд 9)
- Как себя вести с трудным ребёнком – бороться с трудностями или ждать, что ребёнок перерастёт?
- О проблемах в общении с ребёнком говорить с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося сор из избы?
Как себя вести с трудным ребёнком:
-спокойно выслушивать;
- разговаривать, опираясь на доверительные отношения;
- найти контакт;
- заинтересовать его;
- уделять больше внимания, любви.
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.
Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Родительская поддержка – это процесс:
· в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах своего ребёнка с целью укрепления его самооценки;
· который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;
· который помогает ребёнку избежать ошибок;
· который поддерживает ребёнка при неудачах.
Для того чтобы поддержать ребёнка, необходимо:
опираться на сильные стороны;
· избегать подчёркивания промахов ребёнка;
· показать, что удовлетворены ребёнком;
· уметь помочь ребёнку разбить большое задание на более мелкие, с которыми он может справиться;
· ввести юмор во взаимоотношения с ребёнком;
· проводить больше времени с ребёнком;
· знать обо всех попытках ребёнка справиться с заданием;
· позволить ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно;
· избегать дисциплинарных взысканий и взаимодействий;
· принимать индивидуальность ребёнка;
· проявлять сопереживание и веру в своего ребёнка;
демонстрировать оптимизм.
Меры воспитательного воздействия:
(перекликаются с тем, как вести себя с трудным ребёнком)
- побольше терпения и помощи в делах;
- убеждение и разъяснение плохих поступков;
- объяснить как вести себя правильно;
- начинать надо с себя: воспитывать собственным примером и авторитетом; (слайд 10 об авторитете С.А. Макаренко)
«Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание»
- к каждому нужен свой подход;
- любить и уважать детей, какими бы они ни были;
- побольше общаться с ребёнком;
- принуждение и наказание;
- нельзя лишать в качестве наказания любимых занятий (игр,
телевизора, компьютера….)
- посещение школьных мероприятий;
- не оставлять с проблемами наедине;
- контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
- обратиться к психологу;
- чтение специальной литературы;
- с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
- не оставлять воспитание на более позднее время;
- не пить и больше уделять внимания;
Обсуждение
«Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания» А.С. Макаренко
Выслушиваются мнения родителей, звучит выступление психолога.
После дискуссии родители получают рекомендации в виде листка SOS.
(Слайд 11 )Эти рекомендации они могут занести в свой родительский дневник.
Тест «Какой Вы садовник?»
Я предлагаю вам узнать, какой поможет Вам узнать, насколько хорошо Вы знаете потребности и нужды собственных детей, умеете ли Вы видеть ситуацию глазами собственного ребёнка. То есть – всегда ли вы понимаете своего ребёнка. Помните детскую игру «Я садовником родился, не на шутку рассердился…». Там детки называют себя цветочками и выдают собственные предпочтения в цветах и друзьях. Вы – садовник, но вы не рассержены. Вы просто решаете, что вам сейчас делать, когда ваш драгоценный ребёнок подкинул вам задачку. Вам нужно выбрать вариант ответа. Выбирая ответ, обращайте внимание на возраст ребёнка. Если он уже вырос – честно вспоминайте свои прошлые действия, если ещё мал – пофантазируйте о будущем.
Если большинство ответов:
А. Вы всегда видите перед собой маленького взрослого. И часто на действия малыша реагируете так, как среагировали бы на проступок взрослого. И потому вы бываете недовольны и разочарованы, а ваше сокровище либо выбивается из сил, чтобы «соответствовать», либо уже готовится стать записанным лентяем и прогульщиком - все равно ведь невозможно соответствовать всем вашим взрослым требованиям.
Другими словами, садовник из вас - так себе. И то, что вы делаете, порой напоминает попытки вырастить пальму в Сибири. Ведь вы же построили парник, почему она не растет!
Б. Ребенок для вас - маленький, всегда, при любых обстоятельствах, как бы давно вы ни вышли из роддома. Вы помните, что дети отличаются от взрослых, но, возможно, иногда забываете, что это не признак их беспомощности, слабости или «не-доразвитости». Это просто другая Вселенная, альтернативная вашей, с ней тоже надо считаться, ее тоже надо уважать. Другими словами, садовник вы старательный, но вы закидываете пальму ватниками и заливаете удобрениями. Оставьте ей что-то сделать самой, ведь расти - это ее дело, а не ваше!
В. Вы твердо усвоили, что точка зрения маленького человека не всегда совпадает с вашей. Вы знаете, что он видит мир иначе, что он думает иначе. И самое главное - вы успеваете вспомнить об этом и мысленно встать на сторону ребенка прежде, чем приступить к «воспитательным мероприятиям».Поздравляем: вы грамотный садовник. Именно такие, как вы, возводят оазисы в пустыне.
4. Анализ притчи
В конце собрания классный руководитель анализирует с родителями притчу:
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один – единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.
Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.
С этим вопросом он пришёл к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вёл себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит».
Мальчик повернулся и ушёл, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает».
Обсуждение притчи.
5. Итог собрания
Родители намечают планы совместных действий по оказанию помощи тем родителям, чьи дети отнесены к разряду трудных детей.
В числе мер предлагаются беседы с ребёнком, привлечение родительского комитета к посещению уроков, наблюдения за участием трудных детей в урочной деятельности, привлечение таких учащихся во внеклассных мероприятиях и т.д.
Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребёнка.
Что ж, мои дорогие родители, мне остается только пожелать вам быть понимающими и грамотными садовниками. И тогда в ваших семьях будет мирно и уютно всем...А напоследок... как обычно - мудрые мысли о важном.
ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ (притча)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.
Помните совет Мастера! До новых встреч!
Литература для подготовки к собранию:
1. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя»
2. Кротов В.Г. «Массаж мысли»
3. Мастер-класс учителя начальной школы. Разработки уроков, разработки тематических родительских собраний. Методическое пособие. – М., 2011.
4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей. – М., 1999.
5. Ефимова С.А. Почему учиться трудно. – М., 2005.
6. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М., 2006.
7. Интернетрессурсы
http://gsg10.ucoz.ru/load/vneklassnaja_rabota/prezentacija_roditelskogo_sobranija_2_k
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,9422/Itemid,118/
Приложение
5 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ.
Не унижайте и не оскорбляйте ребенка! Не навешивайте ярлыки типа: “растяпа”, лодырь”, “неряха” и т. д. - это подрывает самоуважение и снижает самооценку.
Избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов.
Отделяйте поступок ребенка от его личности: “Я люблю тебя, но то, как ты поступил, не одобряю”.
Объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка.
Отличайте все позитивные изменения в поведении ребенка.
Анкета для родителей
— Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?
______________________________________________________
— Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?
______________________________________________________
— Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?
________________________________________
— Как вы считаете, для того чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
______________________________________________________
— Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка? ________________________________________________
Тестирование учащихся
Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.
1. Если ты задержишься после школы, то:
А. Твоё объяснение опоздания выслушают
Б. На твоё опоздание не обратят внимание
В. Тебя отругают
2. Если ты получишь плохую оценку, то:
А. Ты сразу расскажешь об этом родителям
Б. Ты расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты
В. Ты вообще об этом не расскажешь
3. За плохую отметку тебя:
А. Отругают
Б. Посочувствуют
В. Накажут
4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:
А. Молчать
Б. Доказывать свою правоту, даже, если ты не прав
В. Оправдываться
5. Если тебя накажу несправедливо, ты:
А. Согласишься с этим
Б. Промолчишь
В. Будешь доказывать свою правоту
6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
А. Простишь, если они попросят прощения
Б. Молча проглотишь обиду
В. Накажешь своих обидчиков при удобном случае
7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:
А. Родителям
Б. Друзьям
В. Посторонним людям
8. Если в доме гости:
А. Ты вместе со всеми за столом
Б. Ты в своей комнате
В. Ты получаешь возможность уйти из дома
9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
А. Соглашаются
Б. Не обращают на это внимания
В. Не соглашаются
10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
А. Дома
Б. В школе
В. Среди друзей
2. Анкета для родителей
|