ПРОГРАММА МАТЕМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА-РЕПЕТИТОРА.
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Некоторые учащиеся по различным причинам не усвоили ряд разделов математики,что влечет за собой неудовлетворительные знания при изучении предметов естественнонаучного цикла.
Для того, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, для учащихся был организован кружок-репетитор.
Для получения учащимися прочных математических знаний и умений на занятиях кружка уделяется большое внимание изучению программного материала, практической самостоятельной работе. Для развития интереса учащихся к изучаемому предмету в программу включены материалы из истории математики и рассказы, каким-то образом связанные с математикой (различные системы исчисления, математические фокусы, кроссворды, головоломки, занимательные задачи и др.). Большое внимание уделяется выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, сказку, кроссворд, решить задачу с использованием изученных математических свойств). Все это позволяет развивать у учащихся логическое мышление, пространственное воображение.
Спокойная непринужденная обстановка кружка позволяет учащимся снять комплекс страха перед учителем, боязнь самого предмета.
При изучении программного материала используются укрупнения дидактических единиц, что позволяет повысить качество знаний не только по математике, но и по другим предметам естественнонаучного цикла.
Основные задачи кружка:
1. ликвидировать пробелы в знаниях, полученные в среднем звене школы;
2. развить у учащихся интерес к изучаемому предмету;
3. обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
4. развивать логическое мышление;
5. научить учащихся планировать свою работу;
6. нравственное и эстетическое воспитание учащихся;
7. развитие творчества, духовное обогащение.
В ходе изучения курса учащиеся:
· овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
· учатся составлять по условию текстовой задачи линейные уравнения и решать их;
· систематизируют и обогащают опорные знания и умения по предмету;
· расширению математический кругозор.
Методы и приемы обучения:
1. укрупнения дидактических единиц в обучении математике;
2. индивидуальные самостоятельные работы;
3. дидактические игры.
Содержание обучения
1. Делимость натуральны чисел (4 ч)
Делители, кратные натурального числа. Общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
2. Общие свойства обыкновенных дробей. Сложение и вычитание (2 ч).
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
3. Преобразование дробей. Умножение обыкновенных дробей (1 ч).
Обращение обыкновенных дробей в десятичные. Умножение обыкновенных дробей.
4. Деление обыкновенных дробей (3 ч)
Деление дробей. Нахождение числа по его дроби.
5. Проценты (3 ч)
Нахождение числа по его процентам. Нахождение процентного отношения двух чисел. Нахождение процентов от числа.
6. Пропорция (2 ч).
Пропорция. Основное свойство пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональности величин. Решение задач. Задачи на пропорциональное деление.
7. Положительные и отрицательные числа. Прямоугольная система координат (2 ч).
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Понятие о рациональном числе.
Изображение чисел на прямой. Координата точки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков.
8. Действия с рациональными числами 8 ч).
Сложение, умножение, вычитание и деление положительных и отрицательных чисел. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения.
Простейшие преобразование выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.
Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
№ п∕п
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Опорные знания и умения
|
1
|
Делители и кратные. История появления чисел
|
1
|
Знать таблицу умножения, уметь делить числа
|
2
|
Признание делимости. Римские цифры. Различные системы счисления.
|
1
|
Знать определение делителя. Уметь отличать четные цифры от нечетных
|
3
|
Простые и составные числа.
Двоичная система счисления
|
1
|
Знать определение делителя, признаки делимости чисел; уметь пользоваться признаками делимости
|
4
|
Наибольший общий делитель.
Наименьший общий делитель
|
1
|
Знать понятия: делимое, делитель, частное, общий делитель. Уметь находить наибольший общий делитель чисел, наименьшее общее кратное
|
5
|
Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Египетские цифры
|
1
|
Разложение числа на простые множители. Уметь приводить дроби к общему знаменателю.
|
6
|
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Клинопись Вавилона
|
1
|
Знать понятие числителя и знаменателя. Уметь сокращать дроби.
|
7
|
Умножение обыкновенных дробей. Миф об иррациональных числах
|
1
|
Уметь умножать дроби. Знать определение обратных чисел. Уметь: находить число, обратное данному; сокращать дроби.
Уметь делить дроби; знать определение процента
|
8
|
Деление обыкновенных дробей. Два замечательных иррациональных числа
|
1
|
9
|
Что показывает частное двух чисел? Математические игры и головоломки
|
1
|
10
|
Нахождение числа по его процентам. Секреты арифметических фокусов
|
1
|
Уметь находить процент, уметь делить и умножать обыкновенные дроби. Уметь переводить обыкновенную дробь в десятичную. Знать определение процента.
|
11
|
Измерение величины в процентах. Старинные задачи
|
1
|
12
|
Нахождение процентов от данного числа. Занимательные задачи. Обман зрения при оценке величины и формы
|
1
|
Уметь умножать обыкновенные дроби. Знать определение процента. Уметь переводить обыкновенную дробь в десятичную.
|
13
|
Пропорция. Головоломки
|
1
|
Уметь представлять частное, как обыкновенную дробь. Знать определение пропорции, основное свойство пропорции. Уметь решать пропорцию.
|
14
|
Прямая и обратная пропорциональность. Составление кроссвордов
|
1
|
15
|
Отрицательные числа. Преждевременность открытия «отрицательных чисел»
|
1
|
Знать, что такое шкала, уметь сравнивать числа
|
16
|
Числовая ось. Модуль числа. Греческие математики
|
1
|
Знать, что такое шкала, уметь сравнивать числа с разными знаками
|
17
|
Сложение чисел с разными и одинаковыми знаками. Индийская математика
|
1
|
Знать понятия: противоположные числа, модуль числа. Уметь сравнивать числа по модулю
|
18
|
Умножение двух чисел. Деление двух чисел. Арабская математика
|
1
|
Уметь записывать числа с разными знаками. Знать определение отрицательных чисел
|
19
|
Координатная плоскость. Построение забавных картинок по координатам точек.
|
1
|
Знать числа с противоположными знаками, расположение чисел на числовых осях. Уметь находить числа на числовых осях
|
20
|
Коэффициент. Раскрытие скобок. «Оригами»
|
1
|
Знать законы сложения, уметь пользоваться законами сложения и умножения.
|
21
|
Приведение подобных слагаемых. «Оригами»
|
1
|
Знать законы сложения, уметь умножать числа с разными и одинаковыми знаками
|
22
|
Решение уравнений. Нам песня правила учить помогает
|
1
|
Знать законы сложения, правила раскрытия скобок; приводить подобные слагаемые.
|
23
|
Решение задач с помощью уравнений. Задачи на сообразительность
|
1
|
Знать алгоритм решения уравнений. Уметь решать уравнения
|
24
|
Итоговоезанятие. КВН
|
2
|
Знать все правила, понятия; уметь решать уравнения, складывать, умножать и делить обыкновенные дроби и числа с разными знаками.
|
Литература:
1. Газета «Математика».
2. Ганчеев И., Чимев К., Стоянов Й. Математический фольклор. – 1987г.
3. Журнал «Математика в школе».
4. Программы средней общеобразовательной школы 2004г.
5. Унгурян О. От развлечения к знаниям. Математическая смесь. – 2003г.
6. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков Математика 6.
|