МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОНИКЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании
МО учителей гуманитарного цикла
Протокол №___
от «___» ________ 2013г.
Руководитель МО _______________
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
___________ __________________
«____» ________ 2013г.
|
«Утверждаю»
Директор школы
_________ _______________
«___» __________ 2013г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
8 КЛАСС
Программу составила учитель русского языка и литературы Дмитриева Людмила Александровна
на основе программы курса регионального компонента базисного учебного плана
По предмету «Литературное краеведение» под редакцией А.Г.Прокофьевой
1 час в неделю (64 часа в год)
2013 г.
Рабочая программа по литературному краеведению
2.Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа по литературному краеведению для 5-8-ых классов составлена на основе программы курса регионального компонента базисного учебного плана.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам курса литературного краеведения 5-8-ых классов.
Структура документа.
Структурные элементы рабочей программы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка.
- Содержание рабочей программы
- Учебно-тематический план
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Литература и средства обучения.
- Календарно-тематический план
Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека.
На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается «Литература». Прежде всего, с ней в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.
Обучение по предлагаемой программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С.Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной».
Изучение литературы родного края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского, С.Т.Аксакова и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.
Цель курса – обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Оренбургским краем и отражает его жизнь.
Цель курса определяет характер конкретных задач:
- Воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;
- Сформировать их представление о месте Оренбургского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
- Расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Оренбурского края;
- Помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края;
- Развивать практические навыки исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом.
На изучение литературного краеведения в 8 классе отводится 34 часа.
Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, заочные экскурсии, вечера-встречи, литературные гостиные и т.д.
5.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны
Знать и понимать:
- Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
- Историю создания произведений;
- Биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
- Характеристику героев;
- Характерные особенности эпохи и жизни Оренбурского края, отраженные в изученных произведениях;
- Жанровые особенности произведений;
- Тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.
Уметь:
- Анализировать и оценивать произведения как художественное целое;
- Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
- Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
- Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
- Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;
- Составлять рассказ об авторе книги;
- Подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
- Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;
- Делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
- Работать со справочной и критической литературой;
- Вести переписку с писателями края.
Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материалу, тестирование.
3.Содержание рабочей программы (8 класс)
Тема1. Из Оренбургского фольклора
Жанры местного фольклора. Степная воля, проявившаяся в Пугачевском восстании, особенности характера жизни, быта оренбуржцев, в частности, казаков.
Тема2. Тема пугачевского восстания в русской литературе.
Тема Пугачева в произведениях А.П.Крюкова, В.И.Даля, А.С.Пушкина, Н.И.Карташева. Тема Пугачева в живописи. Характер влияния определенных мест Оренбуржья на творчество писателей.
Тема 3. Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей.
Лучшие произведения местных писателей. Литературная периодика края. Материалы из истории развития культурной жизни края. Произведения писателей, которые, не являясь уроженцами края, какое – то время жили в крае или были в нем.
6. Литература и средства обучения
Учебная литература
Литературное краеведение. Учебное пособие для учащихся 5-8 классов. А.Г.Прокофьева и В.Ю.Прокофьева
Художественные произведения писателей-классиков
.
Державин Г.Р. Алмазна сыплется гора. Стихотворения. – М.,1972; Стихотворения. – М.,1982; Глагол времен. Стихотворения. – М.,1978; Избранная проза. – М.,1984.
Жемчужников А.М.Избранное. – Тамбов, 1959; Избранные произведения. – М.-Л., 1963; Стихотворения. – М.,1988.
Пушкин А.С.Полн.собр.соч:В10т. – М.,1962 – 1966; Полн.собр.соч.: В17т. – М.,1994-1997; Собр.соч: В8т.- М.,1967-1970; Избр.произведения.- М.,1969 и другие
Средства обучения
Книжно-журнальные выставки произведений писателей и публикаций о них
Плакаты с фотографиями писателей и их высказываниями о Оренбургском крае.
Видео- и аудиозаписи песен о Оренбуржье.
4. Учебно-тематический план
№
урока
|
Материал
|
Количество часов
|
Дата
|
1
|
Предания о Пугачеве. «Пугачев в станице Татищевской»
|
1
|
|
2
|
Календарно – обрядовые песни. Плясовые песни.
|
1
|
|
3.4
|
А.П.Крюков. «Рапссказ моей бабушки». Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям.
|
2
|
|
5
|
Р.Р. Сравнительный анализ: «Рассказ моей бабушки! И «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.
|
1
|
|
6
|
Тема Пугачева в живописи: портрет Пугачева на портрете Екатерины 2, написанный неизвестным художником в Илеке; картина В.А.Тельнова «Бой под Татищевской крепостью 22 марта 1771 г.».
|
1
|
|
7
|
В.И.Даль. «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве» – запись рассказа очевидца.
|
1
|
|
8
|
В.И.Даль. «Полунощник»
|
1
|
|
9
|
В.И.Даль. «Осколок льду».
|
1
|
|
10, 11
|
Л.В.Исаков. «Пугачевщина» (отрывки).
|
2
|
|
11
|
Р.Р. Сопоставление картины М.У.Петунина «Емельян Пугачев под Оренбургом» и стихотворения Л. Исакова на эту же тему.
|
1
|
|
13
|
В.Г.Короленко. «Пугачевская легенда на Урале».
|
1
|
|
14
|
С.А.Есенин. «Пугачев». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта.
|
1
|
|
15
|
В.И.Пистоленко. «Сказание о сотнике Тимофее Подурове».
|
1
|
|
16
|
Р.Р. Сочинение по иллюстрациям С.В.Герасимова: «Оренбургская степь», «Илецкая Защита», «Метель под Оренбургом», «Берды», «Бузулук» и другие.
|
1
|
|
17
|
В.И.Даль. «Уральский козак».
|
1
|
|
18
|
В.И.Даль.»Обмиранье».
|
1
|
|
19
|
О.П.Крюкова. «Илецкий казак».
|
1
|
|
20
|
О.П.Крюкова. «Старина».
|
1
|
|
21
|
М.Л.Михайлов. «Уральские очерки».
|
1
|
|
22
|
М.Ф.Авдеев. «Поездка на кумыс».
|
1
|
|
23
|
В.Г.Короленко. «У казаков» (главы об илецких казаках).
|
1
|
|
24
|
А.И.Фатьянов. «Ехал казак воевать».
|
1
|
|
25
|
Н.И.Глазков «Пугачевские ордена».
|
1
|
|
26
|
Н.И.Карташев. «Старый тракт».
|
1
|
|
27. 28
|
С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука».
|
2
|
|
29
|
В.П.Правдухин. «Яик уходит в море» (отрывки).
|
1
|
|
30, 31
|
В.П.Правдухин. «Годы, тропы, ружье».
|
2
|
|
32, 33
|
П.Н.Краснов. «Шатохи».
|
2
|
|
34
|
И.С.Уханов. «Оренбургский пуховый платок» (отрывки).
|
1
|
|
|