Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30 г. Челябинска
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Методическим объединением Заместитель директора Директор МАОУ СОШ № 30
учителей________________ ________/________ ______________Е.В.Шадрина
Протокол №_____________ « ___»__________20__г. Приказ №_____________
от «____»___________20__г. от «____»___________20__г.
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
для учащихся начальных классов
( спортивно – оздоровительное направление)
«Подвижные игры по основам безопасности»
Срок реализации: 4 года
Возрастная категория обучающихся: 7-11 лет
Составители программы:
Кривель Татьяна Владимировна,
учитель высшей категории
Жаткина Наталья Александровна, учитель высшей категории
г. Челябинск
2013 г.
Пояснительная записка.
- Направленность программы внеурочной деятельности.
Курс «Подвижные игры по основам безопасности» направлен на формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, физического развития обучающихся.
В реформируемом российском государстве стратегическая цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского общества. Следовательно, важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность.
1.3.Цели и задачи деятельности.
Цель: вовлечь первоклассников в деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи деятельности:
Сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности в школе, дома и на улице.
Сформировать опыт реальной деятельности по профилактике детского травматизма, научить приемам доврачебной помощи, сформировать навыки здорового образа жизни.
Физически развивать учащихся.
Развивать задатки и способности лидера и умение работать в коллективе.
1.4. Организация образовательного процесса
Возраст детей: 7-11 лет
Срок реализации программы: 4 года
Распределение учебного времени:
Год обучения
|
Продолжительность занятий
|
Периодичность в неделю
|
Количество часов в неделю
|
Количество часов в год
|
1 год обучения
|
1 час
|
2раза
|
2 часа
|
66 часов
|
2 год обучения
|
1 час
|
2раза
|
2 часа
|
68 часов
|
3 год обучения
|
1 час
|
2раза
|
2 часа
|
68 часов
|
4 год обучения
|
1 час
|
2раза
|
2 часа
|
68 часов
|
1.5. Технологии, методы, формы, средства обучения.
Воспитательная работа осуществляется через основные виды деятельности детей младшего школьного возраста: игру, учение, труд.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
знания
|
|
навыки
|
|
умения
|
|
|
|
|
|
Система
|
|
|
Взгляды и убеждения
|
|
качества и черты личности
|
устойчивые привычки поведения
|
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Эвристический
Игровой
Методы стимулирования и мотивации деятельности: соревнование, поощрение, порицание, создание«ситуации успеха»
Формы обучения:
Организационные: групповые, индивидуальные, коллективные
Формы организации занятий: теоретические, практические
Формы сообщения новых знаний: рассказ, беседа, инструктаж
Формы контроля:
предварительный,
текущий,
итоговый
Внеурочная деятельность по физическому воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий:
Образовательные и краеведческие экскурсии;
Туристические походы;
Классные часы на изучение правовых норм государства, законов;
КТД, праздники, викторины, познавательные игры;
Смотры-конкурсы, выставки;
Исследовательская деятельность;
Этические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
|
«У ученика будут сформированы»:
|
Выпускник получит возможность для формирования
|
- готовность и способность к саморазвитию;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
|
- понимание чувства других людей и сопереживание им.
|
Регулятивные универсальные учебные действия
|
- вносить необходимые коррективы;
- уметь планировать работу и определять последовательность действий.
|
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
|
Познавательные универсальные учебные действия
|
- знания об участниках дорожного движения;
- о правилах безопасного поведения на дорогах, улицах, в школе и дома;
- о средствах оказания первой доврачебной помощи.
|
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при чрезвычайных ситуациях;
- решать реальные ситуации, имеющих место в практике дорожного движения.
|
Коммуникативные универсальные учебные действия
|
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
|
Предполагаемые результаты обучения.
Применительно к данной программе качественно оцениваться эти уровни будут следующим образом:
1 уровень. Ребенок с удовольствием посещает занятия, но выполняет задания занимательного или соревновательного характера. Тетрадь, как правило, не ведет. Как только требуется приложить усилия ("подумать"), чтобы довести решение задания до конца, интерес к нему гаснет. Поэтому ему постоянно необходима поддержка учителя или товарищей по группе (при совместной деятельности).
2 уровень. Ребенок настойчиво доводит до конца решение предложенных учителем заданий, ведет тетрадь, классифицирует задания по типам. Выполняет задания не только занимательного и соревновательного характера. Овладев навыками определенного типа, уверенно применяет их в дальнейшем. В то же время избегает творческих заданий (например, сочинения сказки по ПДД).
3 уровень.
Ребенок не только целенаправленно и настойчиво овладевает методами решения различных заданий, но и стремится применить полученные знания: помогает товарищам, выступает хорошим организатором в командных состязаниях, стремится участвовать во всех возможных конкурсах, с удовольствием сочиняет сказки по ПДД, в агитационных рейдах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах, в конкурсе знатоков правил дорожного движения.
Содержание.
Содержание первого года обучения.
1
|
Инструктаж по технике безопасности.
-ознакомление уч-ся с правилами поведения в спортивном зале, на спортивной площадке, при выходе на мероприятия.
-Игра по ПДД «Учись ходить по улице». На размеченном
перекрестке движение пешеходов и водителей регулирует регулировщик. Свистком он останавливает нарушителей и объясняет им их ошибки.
|
2
|
Эстафета по ПДД с мячом.
-Участвуют две команды. Они встают в две колонны в затылок друг другу. По команде ведущего начинают передавать мяч над головой. У ведущего в руках 3 круга: красный, желтый, зеленый. Если он показывает красный круг, то это как красный сигнал светофора – мяч не передается. Если желтый – участник, у которого оказался мяч, поднимает руки с мячом вверх, как бы готовится к движению. На зеленый свет – передают. Чья команда выполнит задание быстрее, та и победит.
|
3
|
Викторина по ПДД «Знаешь ли ты?»
-Две команды становятся на расстоянии трех шагов друг от друга. Перед каждой командой в 10 – 15 шагах устанавливают по одному столику или табуретке, где лежат карандаши и свернутые фантиками листочки с вопросами. Число листочков соответствует количеству игроков. По сигналу первые номера бегут к столикам, развертывают любую записку и тут же пишут ответ. Если играющий дать ответа не может, он должен написать «Не знаю». Затем с запиской в руках игроки направляются к своей команде и становятся в конце колонны. Эстафета продолжается до тех пор, пока последние игроки не принесут записки с вопросами своим судьям. После этого производится подсчет набранных командами очков. За каждый правильный ответ присуждается очко. Команда, первой закончившая эстафету, получает дополнительно 4 очка.
|
4
|
ПДД. Конкурс «визитная карточка».
- игра по ПДД «Запрещается - разрешается»
У каждого игрока по нескольку квадратных картонок с изображением различных дорожных знаков. Ведущий показывает свой знак (любой). Тот, кто отыщет такой же знак у себя, должен рассказать: что этот знак разрешает, что запрещает, о чем информирует и т.п.
- девиз, название команды, изготовление газеты.
|
5
|
Игра «Лапта». Медицина.
- оказание первой медицинской помощи при отравлениях, укусах ядовитых змей, насекомых,
отравлении ядовитыми растениями;
-игра «Лапта»
По жребию одна команда начинает в городе, другая в поле. Если мяч после удара не вышел за пределы штрафной зоны или вышел за боковую линию, перебежки не засчитываются, а игроки возвращаются на свои места. После удара по мячу игрок приобретает право на перебежку на линию кона и обратно. Каждая удачно завершившаяся перебежка приносит команде очко.
|
6
|
Конкурс разведчиков.
-Игра начинается по сигналу штаба. Каждый народ высылает разведывательный отряд из трех человек (два разведчика, один радист). Их задача - по ориентировке из штаба найти секретный пакет, в котором находится карта местности боевых действий с нанесенными на ней территориями всех народов, участвующих в битве, и зашифрованная информация о народе-противнике, против которого необходимо вести боевые действия.
|
7
|
ПДД.
-игра «Перейди улицу»
Играющие выстраиваются друг против друга за чертой. Когда ведущий делает взмах зеленым кружком, играющие делают шаг вперед, красным – шаг назад, желтым – остаются на месте. Ведущий по-разному чередует цвета. Если он взмахнул кружком один раз – надо сделать один шаг, если два – два и т.д. Те, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает та команда, игрок которой первым перейдет улицу.
-одиночная строевая подготовка.
|
8
|
Игра «Городки».
У каждого игрока команды шесть битов (ударов), всего на команду дается 30 бросков. Игра ведется только с кона, разыгрывается только одна фигура (закрытое письмо). Центральный городок должен выбиваться первым, при этом угловые городки должны оставаться на месте. Если одновременно с центральным сбито любое количество угловых городков, фигура восстанавливается, удар пропадает, очки не засчитываются. Если центральный городок выбит, игрок приступает к броскам по угловым городкам. Счет ведется на количество выбитых городков. Для простоты судейства игроки приступают к соревнованиям по очереди, используя подряд все шесть попыток.
|
9
|
Конкурс «С песней по жизни».
|
10
|
Личная гигиена. Здоровый образ жизни.
-изучение правил и норм личной гигиены, ЗОЖ.
-сгибание туловища из положения лежа, ноги согнуты, руки за головой.
|
11
|
ПДД.
-игра «Рисуем дорожные знаки»
Учитель предлагает ребятам за определенное время (5, 10, 20 мин) нарисовать цветными карандашами знаки дорожного движения. Выигрывает тот, кто нарисует за указанное время большее количество знаков. Неправильно нарисованные знаки не учитываются.
|
12
|
Конкурс «С песней по жизни». ПДД.
-игра «Рисуем знаки дорожного движения»
|
13
|
Детская развивающая игра «Я - спасатель».
-настольная игра, цель которой эвакуировать пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации в спасательный лагерь. Спасательные работы осуществляются путем передвижения игровых карточек по игровому полю.
|
14
|
ОБЖ. Медицина.
-изучение вопросов личной безопасности.
-изучают правила наложения повязок, транспортировки, переноски раненых.
|
15
|
Конкурс «Туртропа»
Каждый отряд получает карту местности с обозначенным на ней маршрутом, последовательно проходя который они должны найти, исследовать и, изучив, составить рассказ-описание о посещенных пунктах (исторические места, деревни, хутора и т. д.). Кроме этого каждый отряд получает задание исследовать на маршруте ландшафт, флору, фауну местности, собрать образцы и составить описание встречающихся растений,
|
16
|
Личная гигиена. Здоровый образ жизни.
-изучение правил и норм личной гигиены, ЗОЖ.
|
17
|
ПДД. Игра «Лапта»
-викторина «Пешеход»
-игра «Лапта»
По жребию одна команда начинает в городе, другая в поле. Если мяч после удара не вышел за пределы штрафной зоны или вышел за боковую линию, перебежки не засчитываются, а игроки возвращаются на свои места. После удара по мячу игрок приобретает право на перебежку на линию кона и обратно. Каждая удачно завершившаяся перебежка приносит команде очко.
|
|
|
18
|
ПДД.
-викторина «Пассажир»
|
19
|
Оказание первой мед.помощи. Ориентирование на местности.
- изучают правила наложения повязок, транспортировки, переноски раненых
- работа с картой, ориентирование на местности с картой и без нее, изучение рельефа.
|
|
|
20
|
ПДД. Оказание первой мед.помощи.
-викторина «Светофор»
- навыки оказания первой медицинской помощи, профилактика предотвращения несчастных случаев, ориентирование в сложной бытовой ситуации (несчастный случай, травма, ожог, укусы и т.д.)
-выполнение воинского приветствия.
|
21
|
ПДД.
-викторина «Велосипедист»
|
22
|
Оказание первой мед.помощи. Строевая подготовка.
- навыки оказания первой медицинской помощи, профилактика предотвращения несчастных случаев, ориентирование в сложной бытовой ситуации (несчастный случай, травма, ожог, укусы и т.д.)
-проверка одиночной строевой подготовки, строевой шаг, повороты в движении.
|
23
|
ПДД.
-изучение правил дорожного движения.
|
24
|
Оказание первой мед.помощи. ПДД.
-навыки оказания первой медицинской помощи, профилактика предотвращения несчастных случаев, ориентирование в сложной бытовой ситуации (несчастный случай, травма, ожог, укусы и т.д.)
-конкурс рисунков по ПДД.
|
25
|
ПДД.
- игра по ПДД «Водитель»
- девиз, название команды, изготовление газеты.
|
26
|
Изучение правил безопасности в доме.
|
27
|
ПДД.
-конкурс «Я – пешеход».
-практический переход улицы.
|
28
|
Медицина. Физическая подготовка.
-проведение военизированной эстафеты.
|
29
|
Личная безопасность на улице.
-куда обратиться, если потеряли родителей в незнакомом месте.
- можно ли гулять на улице позже разрешенного времени.
-можно ли играть с незнакомыми ребятами старшего возраста и др.
|
30
|
Участие в литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы.
|
31
|
ПДД. Игра «Азбука безопасности»
Для игры понадобятся карточки с красными и зелеными рамками с изображением парных ситуаций (запрещенных и разрешенных). Детям раздается одинаковое количество карточек с красной рамкой, а карточки с зеленой рамкой остаются у ведущего, перемешиваются и кладутся стопкой на столе лицевой стороной вниз. Ведущий берет из стопки карточку, показывает игрокам и спрашивает: «Кому нужна эта карточка и почему?» тот игрок, который считает, что она ему подходит, объясняет ситуацию, например: «ходить по проезжей части дороги опасно для жизни. Безопасно для жизни ходить по тротуару». При правильном ответе игрок получает карточку от ведущего и закрывает ею свою карточку с красной рамкой. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок закроет карточки.
|
|
|
32
|
ОБЖ. Пожарная безопасность.
-изучение правил пожарной безопасности.
|
33
|
ОБЖ. Безопасность в общественном месте.
|
Содержание второго года обучения.
Инструктаж по технике безопасности. «Салки». Русская народная игра «У медведя во бору». Осенины – русские народные празднества. Игра по ПДД «Учись ходить по улице».Эстафета по ПДД с мячом.Русская народная игра «Зайцы в огороде». Учись быстроте и ловкости. Викторина по ПДД «Знаешь ли ты?» Игра по ПДД «Запрещается - разрешается». Разучивание считалок. Конкурс «визитная карточка». Игра «Лапта». Конкурс разведчиков. Русская народная игра «Кошки-мышки». Сила нужна каждому. ПДД. Игра «Перейди улицу»Игра «Городки». ОБЖ. Поведение в экстремальных ситуациях. Игра «Салки с мячом». Конкурс «С песней по жизни».Личная гигиена. Здоровый образ жизни. Игра по ПДД «Рисуем дорожные знаки».Игра «Кто сильнее?» Детская развивающая игра «Я - спасатель». Ролевые и сюжетные игры. Веселая скакалка. ОБЖ. Изучение вопросов личной безопасности. Медицина. Конкурс «Туртропа». Хороводы и хороводные игры Руси.
Викторина по ПДД «Пешеход». Игра «Слушай сигнал». ПДД. Викторина «Велосипедист»
Содержание третьего года обучения.
Игры народов мира.
1. Игры народов Сибири и Дальнего Востока
Историческое наследие игр. «Перетягивание каната». «Борьба на палке», «Куропатки и охотники». «Здравствуй, догони!». «Отбивка оленей». «Ручейки и озера». «Смелые ребята». «Бег в снегоступах». «Охота на куропаток». «Успей поймать». «Ловля оленей». Эстафеты, конкурсы, аттракционы.
2. Игры народов Коми, Бурятии, Калмыкии.
Особенности игр Коми, Бурятии, Калмыкии. «Ищем палочку». «Палочка – стукалочка». «Достань шапку». «Я есть!». «Биляша». «Мяч». «Пятнашки на санках». « Стой, олень». «Невод».«Табун». Игровая программа « Веселые старты».
3. Игры народов Кавказа.
Особенности кавказских игр. «Конно – спортивная игра». «Снятие шапки». « Игра в лягушек». «Конное поло». «Чья шеренга победит?». «Отдай платочек». Традиции народных праздников Кавказа. «Палочка – выручалочка». «День и ночь». «Изюминка». «Земля, вода, воздух, огонь», «Взятие в плен». «Утушка». Соревнования: «Веселые забавы».
4. Игры народов Украины, Белоруссии
«Колдун». «Иванка». «Мельница». «Охотники и утки». «Заморозка». «Колечко». «Гуси летят». «Сосед, подними руку». «Перетягивание». «Жмурки». Посадка картошки». «Догони меня». Итоговое мероприятие: «Спортивные сказки».
5. Игры народов Прибалтики
Особенности игр народов Прибалтики. «Сторож». «Король мавров». «Черное и белое». «Кольцо». «Птица без гнезда». «Король зверей». «Цветы». «Ригу – рагу». «Утро зайчика». «Ловля хорька». « Стая уток». «Путешественник».
Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; упражнения с использованием различных предметов и снарядов.
Содержание четвертого года обучения.
Спортивные игры.
Бадминтон. Теннис. Пионербол. Гандбол. Футбол. Флорбол. Русская лапта. Ножная лапта. Баскетбол. Шашки. Шахматы. Уголки. Резиночка. Классики. Городки. Пассбол. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; упражнения с использованием различных предметов и снарядов.
Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса.
№
|
ФИ учащегося
|
теоретическая подготовка
|
практическая подготовка
|
организационные умения и навыки
|
итоги на конец года
|
0 срез
|
1
полугодие
|
2 полугодие
|
0 срез
|
1
полугодие
|
2 полугодие
|
0 срез
|
1
полугодие
|
2 полугодие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое
|
Методическое
|
Рекомендации для школ города по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и ситуационному обучению правилам дорожного движения. Челябинск, Госавтоинспекция УВД г. Челябинска, 1995.
|
Внешкольник: Информационно-методический журнал. М.,2003. № 2, № 9.
|
|
Воспитание школьников. М., 2003. № 1.
|
|
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
|
|
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях //Внешкольник. М., 2002. № 9.
|
|
Яковлев Д. Е. Организация деятельности учреждения дополнительного образования детей // Сб. ст. «Образование: взгляд в будущее». Обнинск, 2004.
|
|
Касимова Т.А. , Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. М., 2006.
|
|
Журнал «Классный руководитель» Патриотическое воспитание в школе. №7, 2007. в школе. №7, 2007.
|
Материально- техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения
|
количество
|
примечания
|
Компьютер
|
1
|
|
магнитофон
|
1
|
|
противогазы
|
2
|
|
туристическая палатка
|
1
|
|
топографическая карта
|
1
|
|
мячи, скакалки, обручи
|
по 3
|
|
лыжи
|
индивидуальные
|
|
диски с записью сказок и постановок, сценариев
|
1
|
|
диск с музыкой
|
1
|
|
Информационно – коммуникационные средства
Видеофильмы
|
Цифровые образовательные ресурсы
|
Ресурсы Интернета
|
«Зеленый огонек»
«Детям о ПДД»
«Береги жизнь – учи ПДД»
|
диск со сценариями
|
http://nilims.ru
http://youtube.com
|
Контроль за реализацией программы:
Проведение внутришкольного контроля за состоянием курса.