Ребенок – зеркало нравственной жизни родителей.
В.А.Сухомлинский
Дети – это чудо света, Наше будущее – дети…
Я увидел это сам Трудно с ними, ну и пусть
И причислил чудо это В наших детях наша сила,
К самым чудным чудесам. Внеземных миров огни.
Мы пред будущим в ответе: Лишь бы будущее было
Наша радость, боль и грусть, Столь же светлым, как они.
Младший школьный возраст – это самоценный период, в котором могут развиться, а могут не развиться важнейшие качества личности.
Пока еще для этого возраста очень высок авторитет взрослого. Их представления о себе, о товарищах, окружающих людях строятся главным образом на основе оценок взрослого.
Интересы и оценки складываются под влиянием мам и пап. Их нравственный облик, их отношение к людям в первые десять лет жизни перенимаются у родителей.
Младший школьный возраст – это период наиболее благоприятный в нравственном, гуманистическом становлении личности. Дети этого возраста считают самыми ценными качествами человека доброту, справедливость, умение быть хорошим товарищем, вежливость. Однако негативные моральные проявления сказываются и на детях. Они приносят из взрослого мира негативные установки, оценки, ориентиры. Итак, чем меньше дети, тем большее значение для них имеет пример взрослого. И каждые отец и мать, и каждый учитель служат главным наглядным пособием в воспитании детей, каким, например, служат живые растения при изучении ботаники.
В тот момент, когда мы думаем, что ребенок занят своими играми, он внимательно слушает и следит за нами, и какое-нибудь наше действие или слово окажет решающее влияние на его ум, доставит ему радость или горе... Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, отражается на наших детях.
Достаточно повнимательней присмотреться к играм детей, и легко можно понять, какая семья у ребенка. Девочки в играх иногда изображают мам раздражительными, шумными, крикливыми. Причины этого, по-видимому, в чрезмерной загруженности мам домашними делами и в безынициативности пап. Мальчик, играющий роль папы, иногда изображает пьяного, решительно, с достоинством буянит, приводит «пьяных друзей».
Хотим мы этого или не хотим, но мы воспитываем детей всем своим поведением, образом жизни, каждым своим поступком. Вот почему мамам и папам надо чаще смотреть на себя глазами детей, чтобы понять, какой опыт отношений они черпают в семье. И те отношения, которые ребенок видит в семье, он в дальнейшем перенесет в свою будущую семейную жизнь.
Часто родители редко задумываются о том, как относятся к ним дети. Сегодня я предлагаю вам посмотреть на себя глазами детей. Может ли принимать ребенок холодных родителей, всегда готовых к наказанию, или безразличных, занятых собой, или постоянно опекающих ребенка в ущерб его самолюбию?
Младшие школьники принимают любых родителей, они настроены на хорошее отношение к другим людям, а особенно к своим близким, но и сами ожидают от них такого же отношения.
Однако по мере взросления у ребенка происходит созревание внутреннего конфликта, который затем переходит во внешний. Это выражается обычно в негативизме и отчуждении от родителей в подростковом возрасте, а в юношеском – в открытой враждебности или уходе, иногда в буквальном смысле.
Арифметика воспитания проста – чем больше души вкладываешь в ребенка, тем больше получаешь милосердия и любви. Ребенку необходимо такое общение, он хочет беседовать и радоваться, переживать боль и сострадание, бороться со злом и собственными недостатками. Но нельзя относиться к ребенку строже, чем к самому себе. Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители воспитывают, прежде всего, своим собственным поведением, отношением к другим членам семьи и друг к другу. Дети видят даже то, что мы хотели бы скрыть от них.
Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом: прежде чем предъявлять требования к ребенку, предъяви их к себе. Чтобы успешно воспитывать детей, родители непременно должны корректировать свое поведение, т.е. заниматься самовоспитанием. Если же родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами, то это удается лишь при помощи мер принуждения; ребенок будет выполнять требования родителей формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх порождает обман, лицемерие, хитрость.
Хороший пример – величайший помощник в воспитании ребенка. Подражая, он пополняет свой жизненный опыт: обогащает речь, развивает вкус (его привлекает то, что нравится папе, маме и оценивается ими положительно), приобретает умения (пытается сделать так же ловко, как бабушка), перенимает двигательные стереотипы (жестикулирует, смеется как дедушка)
Сила примера еще и в том, что ребенок подражает по собственной воле. Он сам стремиться походить на человека, которого любит, уважает.
Дети чутки. Их сердце, говоря словами поэта «тем не убедится, что не от сердца говориться». Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить детей светлым, бодрым настроением, мы должны сами чувствовать себя бодрыми. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова.
Мы воспитываем ребенка в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда нас нет дома. А если дома вы грубы, хвастливы, пьянствуете, а еще хуже, если оскорбляете мать, то вам уже не надо ничего думать о воспитании. Вы уже воспитываете своих детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.
«Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания» К.Д.Ушинский. Истинная сущность воспитательной работы заключается в организации жизни в семье. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Что делает отец, то старается делать и сын», или «Один добрый пример лучше ста слов».
Чтобы выяснить, каковы представления детей о жизни семьи, какой опыт взаимоотношений ими усвоен, я предложила им написать рассказ «Мой выходной день». К сожалению, типичным описанием оказалось то, что дети предоставлены сами себе, мама загружена домашними делами (убирается, стирает, готовит). А папа читает, смотрит телевизор или отсутствует по каким-то делам.
Ребенок запоминает все – не только то, что мы говорим, но и как, каким тоном, с каким жестом, искренне и фальшиво, с радостью или сердито.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным – пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Этот отрывок из стихотворения средневекового поэта Себастьяна Брандта.
Как мы выглядим в глазах наших детей, пусть об этом скажут сами дети.
Результаты анкетирования детей по 7 вопросам.
- К кому вы чаще всего обращаетесь за помощью?
К маме обращается за помощью половина всех детей.
К папе – в 4 раза реже.
Бабушка и товарищи – на III месте.
- Что выше всего вы цените в родителях?
Доброту и ответственность, как важнейшие качества личности – более 90%.
Взаимопонимание, способность прийти на помощь – на II месте.
Честность – на III месте.
- Бывают ли родители несправедливы к вам?
Нет, не бывают – 80%.
Бывают – 20%.
- Обманывали ли вы когда-нибудь своих родителей?
Нет – 90%.
Да – 10%.
Это как раз говорит о том, что дети уважают, любят своих родителей, между детьми и родителями установлены искренние и дружеские отношения.
- Это же подтверждает ответ на вопрос: вы с ними друзья?
Только двое дали отрицательный ответ.
- Какие слова родителей вам больше всего запомнились?
«Я тебя люблю», «молодец», «умница», «хорошо учись», а так же плохие слова, когда папа был пьяный, ругался с мамой.
- Что бы ты хотел изменить в семье?
«Чтобы родители не болели», «чтобы получали зарплату», «чтобы папа не пил», «чтобы папа и мама не ссорились», «чтобы все были добрыми», «я бы хотел изменить все», «чтобы пап не курил», «чтобы мама не болела», «чтоб была квартира м стали богатыми», «чтобы родители не старились».
Посмотрите, насколько глубоко дети проанализировали жизнь членов всей семьи и высказали свои мнения. В первую очередь дети страдают от ссор, ругани, грубости, наказаний.
Второе пожелание касается дефицита общения детей с родителями. Дети хотят чаще разговаривать с вами по разным вопросам и не только о школе. Детям хочется вместе проводить выходные дни. На третьем месте – пожелания, касающиеся внутрисемейных взаимоотношений. Дети чутко реагируют на доброжелательный тон разговора, доверие, взаимоуважение между членами семьи.
Каким видит себя ребенок в семье, каким он воспринимает нас и наши отношения? Самый достоверный ответ на эти вопросы дает детский рисунок.
Методика «Рисунок глазами психолога».
Информацию, которую вы получили, ни в коем случае не должна использоваться для упреков. Это лишь повод для ваших размышлений, а не для «карательных» санкций.
«Я думаю, что не только трудно, но и невозможно хорошо воспитывать детей, если сам дурен...» - писал Лев Толстой, - воспитание детей есть только самосовершенствование. Все воспитание состоит в большем и большем осознании своих ошибок и исправлении себя от них. А это может сделать всякий...»
Мы всю жизнь на глазах у детей, и значит, всю жизнь должны подавать пример благородства, доброты и человечности. Но ведь нельзя же все время притворяться, а это значит, нужно делать из себя человека! Совершенство родителей – вот ключ к воспитанию детей. Должна быть беспрерывная непрекращающая работа над собой; нужно все время думать, так ли мы относимся к жене, к детям и родителям. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, в ней можно найти много полезного.
Все семьи, конечно, разные, и все же именно на семье лежит ответственность по созданию здорового климата взаимоотношений, родительская обязанность – забота о детях.
|