Использование проектных технологий на уроках английского языка
Submitted by Светлана Александровна Киреева on Tue, 12/11/2013 - 21:46
Использование проектных технологий на уроках английского языка
Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. Метод проектов и личностноориентированный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи современной школы.
Креативный характер использования новых информационных технологий позволяет учителю подняться над реалиями повседневности и увидеть возможные перспективы в учебно-воспитательном процессе, которые могут быть реализованы и как источник информации, и как возможность создания собственных образовательных ресурсов в сотрудничестве с учениками. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Проектная технология личностно ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Это приоритетная форма организации работы учащихся, способствующая активизации их мыслительной деятельности и развитию творческих способностей. Если образно охарактеризовать проектную деятельность как учебный процесс, то можно сказать, что в нем обязательно участвуют ум, сердце и руки, то есть осмысление самостоятельно добытой информации осуществляется через личное отношение к ней и оценки результатов деятельности в «конечном продукте» - полученных школьниками знаниях и умениях.
Проектная образовательная технология предполагает самостоятельную деятельность учащихся, использование исследовательских приемов, наличие проблемы, требующей интегрированных знаний, это отход от авторитарного стиля обучения и переход к взаимодействию «учитель – ученик». Важно также, что проектная технология позволяет развивать коммуникативные навыки и образность мышления учащихся, что очень важно для такого предмета, как «иностранный язык». Огромную роль при этом играет постоянное общение с учителем, советы и консультации которого способствуют становлению и развитию ученика как исследователя.
Выдающийся ученый Бердяев в книге «Самосознание» писал: «Мои способности обнаруживаются лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном творческом состоянии».
Итак, метод проектов предполагает использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.
Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном Программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.
Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно коммуникативными и коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в функции формирования и формулирования этих мыслей.
Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы их вовлечения в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
На мой взгляд, основная идея в обучении иностранному языку заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность, которая для своего оформления требует владения определенными языковыми средствами.
Как показала практика, проектная технология позволяет решать дидактические задачи и соответственно превращает уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Как уже отмечалось, в основе проектов лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных связей, необходимых и достаточных для решения этой проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом, делать обобщения, анализ, выводы. Формирование названных умений является задачами обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умения генерировать идеи, затем умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения находить компромисс, лаконично излагать свою мысль. Таким образом, предмет «иностранный язык» вносит свою существенную лепту в целостную систему обучения и в общее развитие ребенка.
Психологами было доказано, что совместная деятельность учащихся и учителя является исходной формой индивидуальной учебной деятельности. Благодаря специальной организации коллективной учебной деятельности в группе (проектная деятельность) учащиеся получают возможность многократного включения нового языкового материала в свои высказывания, трансформации и комбинирования его с ранее усвоенным в ходе активного сотрудничества с членами группы, при их помощи и поддержке, а также при целенаправленном управлении со стороны учителя увеличивается скорость и интенсивность приобретения иноязычного речевого опыта, уверенность и безошибочность выполнения речевых действий.
Проектная работа является моделью многостороннего общения на уроке. При таком общении каждый ученик имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности.
Как же происходит работа над проектами на моих уроках? Когда я начинаю изучение новой темы, то сразу же ставлю цель перед учащимися, что результатом нашей работы станет проект по одной из выбранных ими тем. Прежде всего вместе с учащимися мы изучаем Памятку, в которой даются советы о том, как лучше организовать работу над проектом. Затем я помогаю учащимся выбрать проект, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки. Учащиеся могут предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен. Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого ученика. На уроках изучаются лексические единицы и ключевые выражения, то есть проводится предварительная работа. Учащиеся собирают дополнительный материал, подбирают слова и выражения.
Следует отметить, что проекты различаются по времени их создания, то есть бывают мини-проекты и большие проекты, которые могут длиться недели и месяцы. Проект может касаться только одной изученной темы или быть созданным на материале нескольких тем (для старших классов, например, страноведческие проекты – оформление рекламы-путеводителя по родной стране для зарубежных сверстников, разработка рекламных проспектов, карт достопримечательностей).
Практика показывает, что защита проектов проходит чаще всего в форме презентации с использованием компьютера. Презентация должна включать: вступление, основные тезисы, обзор мнений по вопросу, ход работы, результаты, графические изображения, анимационные эффекты, диаграммы, графики, цитаты и др.
Особое внимание учителю следует обращать на эстетические моменты. Мастер презентаций PowerPoint позволяет использовать готовые шаблоны дизайна, которые учащиеся могут выбирать по своему усмотрению. Звуковое и графическое оформление слайдов должно гармонично сочетаться с содержанием замысла. Музыкальные фрагменты надо подбирать таким образом, чтобы они усиливали эмоциональное восприятие текста. При этом надо помнить, что музыка должна быть ненавязчивой и создавать музыкальный фон. А звуковые эффекты, наоборот, должны привлекать внимание к определенным элементам слайдов.
Готовясь к защите своих работ учащиеся ориентируются на совместно выработанные критерии.
В устном выступлении учитываются:
- содержательная сторона выступления (полнота изложения, логичность);
При рассмотрении оформления принимаются во внимание:
- привлекательность дизайна;
- грамотность;
- аккуратность.
Памятка при оценке проекта
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина внедрения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Таким образом, работая над проектом, учителю не следует забывать, что основным критерием успешности является радость и удовлетворение всех участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.
Работа учащихся над проектами позволяет сделать вывод, что данная форма учебной деятельности позволяет каждой возрастной группе максимально развить свой творческий потенциал за счет интенсивного формирования свойств и качеств личности, определяющих ее сущность в дальнейшем. В центре внимания – разнообразие учебной и практической творческой деятельности учащихся, основанной на индивидуально-личностном подходе к обучению. Это позволяет поддерживать высокий уровень познавательной активности и позитивной исследовательской мотивации учащихся.