Цель: 1. Выяснить, что с развитием городов появились новые школы-университеты, монополия церкви на образование подорвана.
2.Познакомиться с выдающимися произведениями средневековой литературы, живописи, архитектуры и их создателями.
План
1.Образование , философия.
2.Средневековая литература и живопись.
3.Архитектура.
Вступительное слово учителя.
Мы знаем, что в период раннего средневековья представление о мире было скудным и это связано с ведением натурального хозяйства. Так ли это?(уч-ся дают ответы).
А вот в период Х1-ХV вв. представление о мире расширяется и связано с:
-развитием городов и торговли
-деловых и дипломатических связей
-завоевание новых территорий
-переселения людей
На дорогах Европы можно было встретить немало:
-бродячих ремесленников, торговцев
- веселых школяров и студентов, актеров,
-монахов, воинов
Студенты и школяры переходили из университета в университет в поисках новых преподавателей, чтобы расширить свои знания, так как люди были убеждены, что мир широк и разнообразен.
И вот сейчас о том как были устроены университеты, какие философские учения в них были популярны .Рассмотрим из сценки «Странствующие студенты».
-затем презентация «Ср. универ.» из которой делаем записи.
2.Средневековая литература
Была представлена:
-Рыцарская литература(показ презентации)
А)Рыцарская поэзия(трубадуры, минизингеры ,труверы)- певцы любви, ими были и короли, знатные феодалы, бедные рыцари, женщины. Все их творчество было завязано на «Кодексе рыцарской чести». Поэтому воспевали : служение Прекрасной Даме, верность сеньору, Родине, благородство, щедрость.
1.Ваганты-школяры, студенты. Они прославляли любовь, вино, высмеивали лицимерие, жадность, обман .Знаменитый вагант Франсуа Вийон(сообщение о нем).
1.Данте Алигьери(1265-1361)- поэт , полит. Деятель. Писал о любви к юной Биатриче
-выпустил книгу «Новая жизнь»
-«Божественная комедия»(слушаем краткое выступление уч-ся)
3.Архитектура.
Самыми популярными стилями Х1-ХV вв. были:
А) Романский- массивное здание с почти гладкими стенами , высокими башнями и лаконичным декором. С повсюду повторяющимся элементом- Полукруглая арка(на сводах, проемах окон и дверей).
- В плане романский храм имеет крест(в центре креста завершающая башня в форме пирамиды).
-чаще 5 или 3 нефа. Что такое неф?
Б)Готический- залы просторные , высокие в них много света , воздуха, богато украшены росписью , резьбой, барельефами, витражами повторяющимися стрельчатыми арками, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен –все создает впечатление стремительного порыва в высь. Например- Собор в Реймсе.(смотрим презинтацию)
4.Живопись.(фрески, мозаики)
А)Витражи- картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками. Они придавали нарядный , прозрачный вид зданию внутри, так как свет проникал через цветное стекло и внутрь и играли красочными бликами.
Б)Книжная миниатюра- небольшие рисунки на страницах книги. Они отражали жизнь людей:
-их работа
-одежда, прически, жилища.
«Большие хроники»- история Франции от Мировингов до ХVвв.
«Календарь герцога Беррийского»(смотрим презентацию)
Закрепление---небольшой тест.
Д/З п.28.Написать сочинение на тему: «Один день средневекового студента».