Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа "Предшкола нового поколения"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Сумынина Елена Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №1 г.Юрьев-Польский, учитель начальных классов

Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Предмет(ы): 
Другое
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Р.Г. Чуракова. Кронтик учится считать. Книга для работы взрослых с детьми; под ред. О.А. Захаровой,  М.,  Академкнига, 2012.
  2. Р.Г. Чуракова. Кронтик учится считать. Тетрадь для взрослых с детьми Учебное пособие, М., Академкнига, 2012.
  3. О.А. Захарова Учимся записывать числа. Под ред. Р.Г.Чураковой, М., Академкнига, 2012;
  4. И.С. Рукавишников. Друзья Кронтика учатся читать. Книга для работы взрослых с детьми: учебное пособие И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт; М., Академкнига, 2012.
  5. И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт. Учимся писать буквы.  Тетрадь для работы взрослых с детьми. М.,  Академкнига, 2012.
  6. О.В. Малаховская. Кронтик учится слушать и рассуждать. Книга для работы взрослых с детьми; М.,  Академкнига, 2012.
  7. О.В. Малаховская. Кронтик учится слушать и рассуждать. Тетрадь для работы взрослых с детьми;   М.,  Академкнига, 2012.

  

Используемая методическая литература: 
  1. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы. Составитель Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2012;                                                  
  2. Волшебный мир народного творчества. Ч. 1, 2 /Под ред. Т.Я. Шпикаловой. М., 2008; 
Краткое описание: 
<p> Программа школы раннего развития &laquo;Светлячок&raquo; по УМК &laquo;Предшкола нового поколения&raquo; для подготовки детей к обучению в школе.</p> <p align="center"> &nbsp;&nbsp;</p>

Пояснительная записка

         Модель новой школы России предусматривает включение в систему общего образования ещё одной ступени, а именно ступени дошкольного образования, рассчитанной на детей 5-7 лет.

         В контексте создания модели новой школы России включение в систему общего образования ещё одной ступени объясняется необходимостью построение дошкольного образования как полноценной ступени целостной системы образования, обеспечивающей равные стартовые возможности детям старшего дошкольного возраста.

        КОМПЛЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ «Предшкола нового поколения» разработана на основе требований ФГОС и комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста». В соответствии с основной идеей дополнительные программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное и общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.

        Содержание программы включает совокупность направлений развития ребёнка – физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 5 – 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

        Одна из основных целей дошкольного образования – достижение воспитанниками готовности к школе, необходимой и достаточной для успешного освоения детьми основных общеобразовательных программ начального общего образования.

         КОМПЛЕКТ  включает обязательную часть основной образовательной программы детей старшего дошкольного возраста.

        Комплект программ:

  • ориентирован на светский характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;
  • построен на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учётом относительных показателей детской успешности;
  • обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
  • учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;
  • предусматривает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью предупреждения перегрузки;
  • учитывает принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игры) и с учётом основных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.

        Основные положения комплекта программ отражены в УМК для детей и взрослых «Предшкола нового поколения».

        Содержание УМК предусматривает разные виды деятельности ребёнка (различные игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спортивные мероприятия, и т.д.). Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при подготовке детей к школе.

        УМК создаёт все условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности ребёнка и взрослого, строится на адекватных возрасту формах работы с детьми (коллективных, групповых, индивидуальных).

       Образовательный процесс в предшкольных группах включает совместную деятельность взрослых и детей и самостоятельную деятельность детей. Совместная деятельность взрослых и детей характеризуется партнёрской позицией взрослого и формами организации образовательного процесса по решению образовательных задач (коллективными, групповыми, индивидуальными, парными). Особо следует отметить, что все формы организации предусматривают возможность свободного перемещения детей в течение учебного процесса и постоянное общение детей между собой и со взрослым. Самостоятельная деятельность детей – это деятельность воспитанников в условиях предметно-развивающей среды, созданной педагогом. Среда обеспечивает каждому ребёнку выбор деятельности по интересам, позволяя взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Безусловно, коррекционная деятельность педагога и в этом случае обязательна.

Сроки освоения Программы

        Обязательная часть данной программы может быть освоена детьми в течение одного года или в течение восьми месяцев на базе образовательных учреждений.

        По мнению М.М.Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, оптимальным вариантом организации комплексной и системной подготовки детей к школе может быть 2-3 занятия по 20-30 минут в течение дня.

Содержание дошкольного образования

        Содержание дошкольного образования,  согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», должно соответствовать таким направлениям развития детей старшего дошкольного возраста, как физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Физическое развитие и здоровье

        Основные цели: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

        В сфере физического развития дошкольника взрослые способствуют формированию у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни: бережное отношение к своему организму, представление о том, что полезно и что вредно для здоровья, овладение необходимыми гигиеническими навыками.

        Физическая готовность определяется общим физическим развитием ребёнка (нормальный рост, вес, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров), моторикой (особенно развитием мелких движений кистей рук и пальцев), зрительно-двигательной координацией; состоянием зрения и слуха, состоянием нервной системы ребёнка (степенью её возбудимости и уравновешенности).

       Общее состояние здоровья – один из основных показателей физической готовности ребёнка к обучению в школе.

Познавательно-речевое развитие

      Основные цели: формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребёнка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребёнка.

      Формируются общие представления ребёнка об окружающем его мире и природе, о себе, семье, обществе, государстве, религии.

      На протяжении дошкольного воспитания совершенствуется и обогащается речь ребёнка, становясь одним из основных условий познания.

      Образование, направленное на познавательное развитие ребёнка в дошкольный период предполагает:

-   опору на природную детскую любознательность;

-  поощрение познавательной инициативы ребёнка: детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений;

- опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение, игровая деятельность;

- организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную активность ребёнка;

- опору на совместную деятельность детей и взрослых.

      Познавательно - речевое развитие ребёнка предполагает наличие у него интеллектуальной и речевой готовности.

      Интеллектуальная готовность – это прежде всего общий кругозор ребёнка и развитие познавательных процессов: воображения, творчества, мышления, а также достаточный уровень сформированности познавательных интересов, их ориентированность на зону ближайшего развития.

      Под речевой готовностью понимается сформированность грамматического строя речи, представлений о правильном звукопроизношении, достаточный для общения активный и пассивный словарный запас, владение основами монологической речи; способность к восприятию на слух разговорной речи, к пониманию и использованию символов.

Социально-личностное развитие

       Основные цели:содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.

       Образование, направленное на социально- личностное развитие ребёнка в дошкольный период, предполагает:

- создание условий для появления нравственных основ патриотических чувств (первоначальные представления о России – стране, в которой он живёт, о столице России – Москве, о малой родине, о родной природе и др.);

- воспитание доброжелательного отношения к окружающим, воспитание уважения прав сверстников, умения сотрудничать с ними;

- формирование положительного отношения к себе;

- формирование культуры поведения;

- формирование у ребёнка внутренней позиции будущего школьника;

- формирование умений работать по правилу, по образцу, точно выполнять инструкции, контролировать процесс и результат деятельности.

        Социально-личностная готовность ребёнка к школе включает в себя сформированность нравственных и коммуникативных способностей ребёнка.

        Применительно к моменту поступления ребёнка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение сохранять заданную цель;

- умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

- умение контролировать свою деятельность по результату;

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

        Целесообразно оценивать готовность ребёнка к поступлению в школу не столько на основе умений чтения, письма, счёта, сколько на уровне сформированности внутренней позиции школьника, произвольного поведения и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Художественно-эстетическое развитие

       Основные цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественно-эстетическому развитию детей, удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении.

       Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребёнка в дошкольный период, предполагает создание следующих условий:

- обогащение сенсорного и чувственного опыта ребёнка во всех видах творческой деятельности;

- организация образовательной среды, стимулирующей изобразительные виды деятельности (рисование, раскраска, художественное конструирование и пр.);

-предоставление ребёнку возможности выбора деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

- поддержка детской инициативы, поощрение, стимулирование творческих замыслов ребёнка.

        Художественно-эстетическое развитие определяет готовность ребёнка к различным видам художественно-эстетической деятельности, вызывает интерес к содержанию высокохудожественных произведений, переданному средствами изобразительного искусства, формирует потребность совместной творческой деятельности.

         Указанные направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования.

 

Режим подготовки детей к школе

на базе общеобразовательных учреждений для детей 5-7 лет

 

Сроки

Количество посещений в неделю

Общее число занятий

Октябрь - май

1 раз в неделю по 3 занятия в день

96 занятий за период обучения

 

 

Распределение часов по образовательным областям                                                 (УМК «Предшкола нового поколения»)

при режиме работы один раз в неделю по три занятия в день на базе образовательного учреждения                         в течение всего учебного года

 

Номер

Совокупность направлений развития ребёнка (образовательные области, обеспечивающие развитие, обучение и воспитание детей)

Виды детской деятельности

Название пособий

Кол-во занятий

1

«Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Труд»

Двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная

«Кронтик учится слушать и рассуждать»

32

2

«Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Труд»

Двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная

«Учимся писать буквы»

«Друзья Кронтика учатся читать»

 

32

3

«Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Труд»

Двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная

«Кронтик учится считать»

«Учимся записывать числа»

32

 

Итого:

 

 

96

 

 

 

 

Рабочая программа  по развитию речи.

 

Учебные пособия:

О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова «Кронтик учится слушать и рассуждать» (книга для работы взрослых с детьми);

О.В. Малаховская «Кронтик учится слушать и рассуждать» (тетрадь для работы взрослых с детьми).

 

Пояснительная записка

 

        Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как  самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием их коммуникативных и интеллектуальных компетенций.

        Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной мыслительно - мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.

        Обучение аудированию  в процессе предшкольной подготовки позволяет учить дошкольников:

- внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);

- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что было потом и что в конце);

- понимать причинно - следственные связи повествования;

- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам (стремиться узнать их значение);

- развёрнуто отвечать на вопрос.

Формировать у дошкольников умения:

- предвосхищать смысловое содержание высказывания;

- использовать в речи понятия, связанные временными и пространственными ориентирами (сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; над, под, выше, ниже);

- развивать выразительность речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и пр.

Формирование умений понимать речь на слух также положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, соль важной не только для изучения русского языка, но и любого другого предмета.

 

Содержание курса:

 

- определение последовательности событий в тексте;

- составление устного рассказа по рисункам к тексту;

- понимание причинно-следственных связей повествования;

- говорение с опорой на речевые образцы;

- выстраивание сложноподчинённого предложения с опорой на образец речи и при помощи наращивания цепочки событий или героев;

- соблюдение нужной интонации высказывания;

- формирование сенсорных эталонов;

- формирование умения объяснить, аргументировать свой ответ;

- запоминание зрительного образа отдельных букв и коротких слов, нахождение и маркирование их в небольшом тексте.

 

Базовые ожидаемые результаты.

Универсальные учебные действия.

Ребёнок должен уметь, знать и научиться:

- удерживать внимание, слушая короткий текст;

- выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций к тексту;

- отвечать на вопросы;

- обсуждать со  взрослым возникшую проблему;

- исправлять свои ошибки;

- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;

- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;

- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;

- понимать логику и причинно-следственные связи повествования;

- удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;

- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;

- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;

- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;

-  выстраивать сложноподчинённые предложения с  помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;

- выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец;

- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;

- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;

- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;

- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.

 

Календарно-тематическое планирование по развитию речи

 

 

Тема

Тип занятия

УУД

Дата

1

Урок-знакомство

 

-умение слушать читателя

 

2-4

Александр Введенский

«О девочке Маше»

Урок-игра

-  умение строить развёрнутый ответ на вопрос с опорой на  заданный образец начала высказывания;

-  умение приходить к обобщению с опорой на рассуждения героев интриги;

-  понимание смысла уменьшительно-ласкательной формы слова;

-  умение перечислять героев;

-  понимание логики и причинно-следственных связей повествования;

-  умение объяснять и аргументировать свой ответ;

-  умение коротко пересказать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации;

-  умение делать логический перенос.

 

5

Александр Коняшов

«Енот и бабочка»

Урок-игра

-  внимательное отношение к деталям короткого текста;

-- понимание логики и причинно-следственных связей повествования;

-  умение делать логический перенос;

-  умение приходить к обобщению с опорой на рассуждения героев интриги;

-  умение перечислять героев;

-  умение правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (на, под, над,  ближе, дальше, ниже, выше и пр.);

-  умение приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту.

 

6

Марина Бородинская

«Колдунье не колдуется »

Урок-игра

-  умение работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями, говорить по очереди;

-  умение делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;

-  умение держать аспект обсуждения при повторном прослушивании (перечитывании) короткого фрагмента текста.

 

7-9

Александр Введенский

«Как Маша в саду испугалась»

Урок-игра

-  умение соблюдать нужную интонацию высказывания;

-  умение выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец начала высказывания;

--  умение работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями, говорить по очереди;

-  умение определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;

-  умение коротко пересказать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации.

 

10-11

Саша Чёрный

«Храбрецы»,

Гайда Лагздынь

«Вот я. Вот скамейка»

Урок-игра

-  умение строить развёрнутый ответ на вопрос с опорой на заданный образец начала высказывания;

-  умение удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании (перечитывании) короткого фрагмента текста;

-  ориентирование на плоскости листа;

-- умение приходить к обобщению с опорой на рассуждения героев интриги.

 

12-16

Борис Житков

«Что я видел»

Урок-игра

-  умение выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец начала высказывания;

-  понимание поступков и чувств героев текста;

-  умение строить развёрнутый ответ на вопрос с опорой на заданный образец начала высказывания;

-  умение коротко пересказать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации;

-  умение определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что потом и что в конце) с опорой на иллюстрации к  ключевым моментам текста;

-  умение коротко пересказать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов.

 

17-19

Эмма Мошковская

«Цыплёнок шёл в Куд-кудаки»

Урок-игра

-  умение удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании (перечитывании) короткого фрагмента текста;

-  способность различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте;

-  умение соблюдать нужную интонацию высказывания;

-  умения делить предметы на группы с помощью маркирования.

 

20

«Как я превращалась в курицу»

(по О.Седаковой)

Урок-игра

-  умение коротко пересказать главные события небольшого текста с опорой на систему вопросов;

-  умение выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец начала высказывания;

-  умение определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте.

 

21

«Как я превращалась в рыбу»

Урок-игра

-  умение коротко пересказать главные события небольшого текста с опорой на систему вопросов;

-  умение выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец начала высказывания;

-  умение определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте.

 

22

«Как я превращалась в медведя»

Урок-игра

-  умение коротко пересказать главные события небольшого текста с опорой на систему вопросов;

-  умение выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец начала высказывания;

-  умение определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте.

 

23

«Как я превращалась в щенка»

 

Урок-игра

-  умение коротко пересказать главные события небольшого текста с опорой на систему вопросов;

-  умение выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец начала высказывания;

-  умение определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте.

 

24

«У страха глаза велики»

(народная сказка)

Урок-игра

-  способность различать и воспроизводить звукопись в прозаическом тексте;

-  умение удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании (перечитывании) короткого фрагмента текста;

-  умение выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец начала высказывания;

-  умение определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте.

 

25

Борис Житков

«Зоосад»

Урок-игра

-  умение называть героев, о которых говорится в тексте;

-  умение строить развёрнутый ответ на вопрос с опорой на заданный речевой образец начала высказывания;

--  умение удерживать аспект обсуждения при  перечитывании (повторном прослушивании) короткого фрагмента текста;

-  умение составлять устное описание по рисунку;

-  умение запоминать зрительный образ отдельных букв и слов; находить и маркировать их в небольшом тексте;

-  умение строить сложноподчинённые предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев и с опорой на речевой образец;

-  умение использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже;

-  умение делать логический перенос;

-  умение определять последовательность событий в коротком тексте;

-  умение коротко пересказать одну из сюжетных линий небольшого текста с использованием перечитывания и пошаговых вопросов;

-  умение аргументировать, подтверждать свой ответ, опираясь на детали текста.

 

26

Юрий Кушак

«В магазине»

Урок-игра

-  умение удерживать аспект обсуждения при перечитывании короткого фрагмента текста;

-  соблюдать нужную (с точки зрения сюжета текста, характера и настроения героя) интонацию высказывания;

-- умение работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями, говорить по очереди.

 

27

Ирина Пивоварова

«Разговор с сорокой»

Урок-игра

-  умение удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании (перечитывании) короткого фрагмента текста;

-- умение работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями, говорить по очереди.

-  умение строить развёрнутый ответ с помощью  заданного речевого образца начала высказывания;

-  умение переходить к обобщению.

 

28

Александр Введенский

«О девочке Маше» (отрывки)

«О зиме, о морозе, о снежных зверях»

Урок-игра

 

 

 

-  умение коротко пересказать главные события небольшого текста с опорой на систему вопросов;

-  умение удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании (перечитывании) короткого фрагмента текста;

-  умение определять последовательность событий в коротком тексте с опорой на иллюстрации.

 

29

Александр Коняшов

«Куда девалось мыло?»

Урок-игра

-  умение объяснять, аргументировать свой ответ с опорой на иллюстрацию к тексту;

-  умение удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании (перечитывании) короткого фрагмента текста;

-  умение составлять рассказ по рисунку.

 

30

Елена Благинина

«О ёлке»

Урок-игра

-  умение удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании (перечитывании) короткого фрагмента текста;

-  умение строить развёрнутый ответ с помощью  заданного речевого образца начала высказывания;

-  умение объяснять, аргументировать свой ответ;

-  умение определять последовательность событий в коротком тексте и понимать причинно-следственные связи повествования;

-  умение приходить к обобщению.

 

31

Сергей Козлов

«Кит»

Урок-игра

-  умение удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании (перечитывании) короткого фрагмента текста;

-  умение коротко пересказать главные события небольшого текста с опорой на систему вопросов;

-  умение приходить к обобщению;

-  умение объяснять, аргументировать свой ответ;

-  умение определять последовательность событий в коротком тексте.

 

32

Заключительное занятие

Урок-игра

-  умение удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании (перечитывании) короткого фрагмента текста;

-  умение строить развёрнутый ответ с помощью  заданного речевого образца начала высказывания;

-  умение объяснять, аргументировать свой ответ;

-  умение определять последовательность событий в коротком тексте и понимать причинно-следственные связи повествования;

-  умение приходить к обобщению.

 

 

 

Рабочая программа по началам обучения грамоте

 

Учебные пособия:

И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт «Друзья Кронтика учатся читать» (книга для работы взрослых с детьми);

И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт «Учимся писать буквы» (тетрадь для работы взрослых с детьми).

 

Пояснительная записка

 

         Подготовка детей к чтению и письму является многоаспектной проблемой, которая требует совместных усилий ребёнка и взрослого в разных направлениях: развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения, развитие пространственных ориентиров и тонкой (мелкой) моторики кисти руки, развитие грамматического строя речи и словарного запаса. А также практическое освоение звуков русского языка с разными целями:

      а) с целью последующего чтения (поскольку процесс чтения связан с декодированием напечатанных, то есть представленных в буквенном  виде, слов в их звуковые эквиваленты);

      б) с целью последующего письма (поскольку процесс письма связан с кодированием звукового образа слова в его письменный эквивалент).

 

Содержание курса

 

         Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).

Развитие фонематического слуха:

     а) практическое освоение разницы между произнесением звуков разного качества (гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;

     б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;

     в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих [c],  [з], [ц], шипящих [ш], [ж], [ч], [щ], сонорных [р], [л].

          Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки (обведение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством).

Формирование первичного навыка чтения:

    а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;

    б) отработка первой слоговой модели: буква М с разными гласными;

    в) отработка второй слоговой модели: буква Б с разными гласными ( с синхронным повторением первой модели);

    г) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;

    д) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание).

 

Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения

Универсальные учебные действия

С помощью системы пособий дошкольник научится:

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения сверху вниз и  слева направо;

- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);

- пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, фишками, лупой и т. д.);

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

- по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно (передвинуть рамочку или указатель и т.д.)

Предметные знания и умения

Ребёнок будет способен:

- слышать, различать и произносить изучаемые звуки;

- иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества; улавливать разницу между эталонным образом звука (в исполнении взрослого) и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребёнка;

- понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;

- сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв;  понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака (буквы);

- узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв; - ориентироваться в книге и на странице: находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву;

- пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога. Буквы или детали картины;

- менять бумажные инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки) по заданию взрослого;

- различать и вычленять в звучащем слове отдельные звуки;

- различать предмет и слово-название предмета;

-членить слово на части (понимать, что слово делится на отдельные слоги);

- различать звуки разного качества.

 

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте

 

 

заня-тия

Тема  и содержание занятия

УУД

Дата

1-4

Глава 1.Про звук «У» и про раннее детство Маленькой Коровы

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

 

5-8

 «Маленькая Корова слышала, как Миша и Маша … говорили вот так: «О!»

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

 

9-11

Глава 2. Маленькая Корова учит читать Маленького Барана

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

 

12-15

Глава 3.Мумука слушает музыку луга и леса

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

 

16-17

Глава 4. Ночные и утренние звуки.

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

 

18-20

Глава 5. У Мумуки появляется новый ученик – Рыжий Бычок

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

 

21-23

Глава 6. Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

 

24-26

Глава 7. Миша вышел во двор

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

 

27-30

Глава 8. Как Мумука учила Мишку говорить, когда он был совсем маленьким

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

 

31

Глава 9. Первый урок, который Мумука дала Мише

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

 

32

Глава 10. Ещё одна глава про звук «У»

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

 

 

Рабочая программа по математике

Учебные пособия:

Р.Г.Чуракова «Кронтик учится считать» (книга для работы взрослых с детьми);

Р.Г.Чуракова «Кронтик учится считать» (тетрадь для работы взрослых с детьми);

О.А.Захарова «Учимся записывать числа» (тетрадь для работы взрослых с детьми).

 

Пояснительная записка

 

           Предпосылками формирования элементарных математических представлений следует считать формирование сенсорного опыта детей  и освоение ими основных логических операций.

Сенсорный опыт детей:

-зрительный;

-координационный в пространстве и во времени;

-цветовой.

К основным видам логических операций можно отнести классификацию и сериацию.

Классификация (распределение - объединение объектов по группам) – анализ (выделение признаков объекта); сравнение (сопоставление ряда объектов по выделенному признаку); обобщение (выделение общего признака у ряда объектов); синтез (объединение объектов в группу по выделенному признаку).

Сериация - установление последовательных взаимосвязей (определение различий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию или возрастанию степени проявления признака).

Уровни сложности логических операций:

а) самостоятельно;

б) с помощью сверстников, взрослых:

-классификация: по кол-ву объектов - 2-4;

-по количеству признаков - от 1 до 3;

-сериация: по кол-ву объектов - не более 3.

 

Содержание курса:

 

Программа дочислового  периода  обучения математике:

 

1.Формирование представлений о количестве.

Классификация множеств объектов по кол-ву объектов (один, много, ни одного).

2.Виды преобразований основных объектов:

-инвариантные преобразования геометрических форм: сдвиг, вращение, симметрическое отображение, подобие и их композиции;

-преобразование количества: - инвариантные (изменение положения элементов группы в пространстве);

                                                  - неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы).

3.Способы сравнения: на глаз; наложение; перенос; взаимно однозначное соответствие.

4.Способы описания результатов сравнения: равенство; неравенство; установление последовательности.

1.Развитие представлений о количестве: количество как характеристика множества предметов.

2.Классификация множеств предметов по количеству (один, много, ни одного).

3. Сравнение двух множеств предметов по кол-ву различными способами.

4. Распределение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предыдущего.

5.Развитие представлений о форме.

1. Сравнение предметов по форме различными способами.

2. Выделение геометрических форм (пространственные, плоские, линейные).

3. Знакомство с объёмными геометрическими фигурами.

4. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами.

5. Знакомство с линейными  геометрическими фигурами. Построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки.

6. Преобразования геометрических фигур.

7. Сравнение форм геометрических фигур под действием преобразований различными способами.

6.Развитие представлений о непрерывных величинах.

1.Сравнение двух предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами.

2. Сравнение трёх предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами.

3. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по площади различными способами.

4. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по объёму различными способами.

5. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по величине различными способами.

Содержание числового периода обучения математике:

Основные объекты:числа, действия над числами.

Представление о числах:количественное описание равноэлементных множеств, способы записи числа, число как результат измерения, число как результат сложения единиц, аддитивный состав числа.

Представление о ряде чисел:упорядоченность числового ряда, положение числа в ряду, порядковые числительные.

Действия над числами (от 1 до 5):- понятие арифметического действия;

                                                           - действие сложение как объединение множеств;

                                                           - действие вычитание как изъятие подмножества из множества.

Программа числового периода обучения математике:

Числа от 1 до 5.

Классификация множеств по кол-ву элементов. Равноэлементные множества.

Число как количественная характеристика равноэлементных множеств. Числа 1, 2, 3, 4, 5 и соответствующие им «эталонные»

множества. Способы записи числа: точечная и цифровая.

Действия над числами.

  1. Понятие арифметического действия.
  2. Действие сложения.
  3. Действие вычитания.
  4. Получение последующего и предыдущего числа.

Аддитивный состав чисел от 1 до 5:

- разложение числа на сумму единиц;

- произвольное разложение числа;

- способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3;

-способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 2, 3, 4, 5.

Формирование познавательных  УУД:

- классификация-объединение по группам;

- анализ – выделение признака из целого объекта;

- сравнение - выделение признака из ряда предметов;

- обобщение - выделение общего признака из ряда объектов;

- синтез - объединение в группы по признакам;

- сериация – умение видеть и называть соседний объект; умение распределять объекты по убыванию или по возрастанию степени проявления признака.

Формирование сенсорного опыта:

- ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчёта себя или другой предмет;

- ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;

- определение временных отношений (день, месяц, год);

- определение цвета;

- умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».

Дети должны уметь:

- оценивать кол-во предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;

- вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 10;

- показывать знание способов записи числа (точкой, точками, цифрой);

- раскладывать числа от 2 до 5 на сумму единиц;

- производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;

      - осуществлять набор и размен монет;

      - сравнивать предметы по форме разными способами;

      - узнавать и называть объёмные, плоские, линейные геометрические фигуры.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

- работы со словарем (алфавит);

- соблюдения орфоэпических норм;

- создания в устной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

 

Календарно-тематическое планирование по математике

 

 

№ заня

тий

Тема

Тип занятия

УУД

Дата

1

День рождения Кронтика.

 

Урок-игра

-умение сравнивать предметы;

-умение ориентироваться в расположении предметов в пространстве и на плоскости;

-умение выделять предметы по величине, без измерения, по цвету.

 

2

Друзья решили подарить Кронтику свои рисунки.

Урок-игра

-умение ориентироваться в расположении предметов в пространстве и на плоскости;

-умение выделять предметы по величине, без измерения, по цвету.

 

3

Друзья делают Кронтику подарки.

Урок-игра

-умение выделять «лишний» предмет;

-ставить предметы по росту.

 

4

Найдёт ли Кронтик свой мобильный телефон?

Урок-игра

-умение ориентироваться на плоскости (правая и  левая стороны);

-умение ориентироваться во времени (раньше, позже, последние события).

 

5

Кронтик приглашает друзей в гости.

Урок-игра

-умение ориентироваться во времени (раньше, позже, последние события).

 

6

Киссия успокаивает огорчённого Кронтика.

Урок-игра

-умение работать со словариком;

-умение работать в парах;

-умение дать характеристику паре предметов.

 

7

Болид и игра в прятки.

Урок-игра

-умение работать в парах;

-умение дать характеристику паре предметов

 

8

Никто не может найти Кота.

Загадки.

Урок-игра

-умение дать характеристику числу;

-умение сопоставлять числа с цифрами.

 

9

Загадка про пуговицы. Кронтильда спешит на помощь.

Урок-игра

-умение давать количественную характеристику множеству из двух предметов;

-умение сравнивать множества «больше», «меньше», «столько же»;

-умение сравнивать предметы по величине.

 

10-11

Миша измеряет длину ленточки кота длиной своей скакалки.

Спор друзей.

Урок-игра

-умение измерять длину предмета с помощью другой длины;

-умение работать в парах.

 

12

Сколько у Миши ног?

 

Урок-игра

-умение складывать числа;

-умение называть числа по предшествованию и следованию.

 

13

Миша учит кота действию сложения чисел.

Урок-игра

-умение складывать числа;

-умение называть числа по предшествованию и следованию.

 

14-15

Три никому не нужных хвоста.

Чаепитие.

Урок-игра

-умение ориентироваться в количественных отношениях множеств;

-умение сопоставлять числа с цифрами.

 

16-17

Зачем же тогда указательный палец?

А сколько когтей на лапе у Кота?

Урок-игра

--умение ориентироваться в количественных отношениях множеств;

-умение сопоставлять числа с цифрами.

 

18

Кронтик прыгает с кубика на кубик.

 

Урок-игра

-умение вычитать число из числа;

-умение ориентироваться в клеточке;

-умение складывать числа.

 

19

Единороги.

Урок-игра

умение вычитать число из числа;

-умение ориентироваться в клеточке;

-умение складывать числа.

 

20-21

Пешеходная дорожка.

 

Урок-игра

-умение устно решать задачи;

-умение определять количество предметов в одном из множеств на основе сравнения его с равноэлементным множеством.

 

22-23

Рыбалка.

Урок-игра

-умение определять количество предметов в одном из множеств на основе сравнения его с равноэлементным множеством.

 

24

На кого обиделся Кот?

 

Урок-игра

-умение определять количество предметов в одном из множеств на основе сравнения его с равноэлементным множеством;

-умение ориентироваться в направлении движения.

 

25

Без Кота играть скучно.

Урок-игра

-умение ориентироваться в направлении движения.

 

26

Игра в классики.

 

Урок-игра

- умение ориентироваться в пространстве;

-умение ориентироваться в количественных отношениях множеств;

-умение сопоставлять числа с цифрами.

 

27

Новые  друзья.

Урок-игра

- умение ориентироваться в пространстве;

-умение ориентироваться в количественных отношениях множеств;

 

28

Котюшины бусы.

 

Урок-игра

-умение сопоставлять числа с цифрами;

-уметь пользоваться прямым и обратным счётом (в пределах 10).

 

29

Котюша учится считать до 10.

Урок-игра

-умение сопоставлять числа с цифрами;

-уметь пользоваться прямым и обратным счётом (в пределах 10).

 

30

На двух руках десять пальцев.

 

Урок-игра

-умение сопоставлять числа с цифрами;

-уметь пользоваться прямым и обратным счётом (в пределах 10).

 

31

Миша тоже показывает фокус.

Урок-игра

-умение сопоставлять числа с цифрами;

-уметь пользоваться прямым и обратным счётом (в пределах 10).

 

32

Заключительное занятие.

Диагностика

-умение сопоставлять числа с цифрами;

-уметь пользоваться прямым и обратным счётом (в пределах 10).

 

 

 

Список литературы

 

Учебно-методический комплект «ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»:

 

  1. Р.Г. Чуракова. Кронтик учится считать. Книга для работы взрослых с детьми; под ред. О.А. Захаровой,  М.,  Академкнига, 2012.
  2. Р.Г. Чуракова. Кронтик учится считать. Тетрадь для взрослых с детьми Учебное пособие, М., Академкнига, 2012.
  3. О.А. Захарова Учимся записывать числа. Под ред. Р.Г.Чураковой, М., Академкнига, 2012;
  4. И.С. Рукавишников. Друзья Кронтика учатся читать. Книга для работы взрослых с детьми: учебное пособие И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт; М., Академкнига, 2012.
  5. И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт. Учимся писать буквы.  Тетрадь для работы взрослых с детьми. М.,  Академкнига, 2012.
  6. О.В. Малаховская. Кронтик учится слушать и рассуждать. Книга для работы взрослых с детьми; М.,  Академкнига, 2012.
  7. О.В. Малаховская. Кронтик учится слушать и рассуждать. Тетрадь для работы взрослых с детьми;   М.,  Академкнига, 2012.

 

Методические пособия:                                                                                                     

  1. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы. Составитель Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2012;                                                  
  2. Волшебный мир народного творчества. Ч. 1, 2 /Под ред. Т.Я. Шпикаловой. М., 2008;

 

 

 

 

  

Прикрепленный файл Size
программа ШРР Светлячок.docx 74 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн