Официальный сайт 70rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Последний русский классик Иван Алексеевич Бунин

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Размещено: Рашид Рафаильевич Рахманкулов - ср, 27/05/2009 - 15:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузнецова Мария Сергеевна
Место работы, должность: 
МОУ «Лицей № 38» г. Белгорода, учитель
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Образовательные: показать русского писателя И.А. Бунина в исторической и социальной среде, организовать деятельность учащихся в работе над текстовым материалом, выборочной работе с текстом, характеристикой особенностей стиля писателя через анализ средств выразительности и анализ текста; Развивающие: способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с текстовым материалом; Воспитательные: формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и парной работы.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник: Ю.И. Лыссый «Литература. 11 класс».

 

Используемое оборудование: 

портрет И.А. Бунина,  тексты для работы в парах, материал для сообщений, выбранный с сайта «Творчество Ивана Бунина – электронная библиотека»

Используемые ЦОР: 

мультимедийная презентация

Краткое описание: 
Методические приемы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа. Формы организации учебной деятельности на уроке: парная работа, индивидуальная работа.

1. Запись темы, работа со стихотворением-эпиграфом, постановка проблемного вопроса урока: доказать, что проза и поэзия И. А. Бунина представляет собой единый текст: «Свои стихи я не отграничиваю от своей прозы. И здесь, и там одна и та же ритмика… - дело только в той или иной силе напряжения ее».

 

Стихотворение-эпиграф:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

 В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

 

Вопросы к эпиграфу: какие чувства рождает стихотворение, на какие мысли наводит, как соотносится с темой урока.

2.
Работа с текстом
Задание: прочитайте текст, выпишите словосочетания, характеризующие особенности творчества писателя

Иван Алексеевич Бунин - великий русский писатель.

         Иван Алексеевич Бунин - одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества,        сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм - особенные черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику.

         Его произведения проникнуты тревогой за судьбу России. Это честный, глубокий анализ жизни русского народа, его традиций, языка, характера. Литературные заслуги писателя были высоко оценены уже его современниками: ему были присуждены две Пушкинские премии Российской Академии наук, Бунин был избран почетным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности, в 1911 и 1915 гг. он был удостоен Золотых Пушкинских медалей. Уже в эмиграции, в 1933 году, первым из русских писателей Бунин получил Нобелевскую премию.

 

Учащиеся работают индивидуально, выписывают словосочетания, которые одновременно один из учеников выделяет в презентации: выразительная живописность, тонкий психологизм, ритмичность прозы, глубокий анализ жизни, традиций, языка, характера, сила воображения, Пушкинская премия, Золотая Пушкинская медаль, Нобелевская премия.

Вопрос: почему так важны Пушкинские награды, как это связано с темой урока? –  Сохранение лучших традиций классической литературы.

 

3. Работа с текстом
Задание
: прочитайте текст, составьте хронологическую таблицу «Жизнь и творчество И.А. Бунина»

Жизненный и творческий путь И.А. Бунина.

Родился Иван Алексеевич Бунин в Воронеже 22 октября 1870 года в дворянской семье. Окончив всего четыре класса гимназии в городе Ельце, до девятнадцати лет жил в деревне среди крестьян и бедных дворян. Эта жизнь обогатила будущего писателя. Полевые просторы, степные дороги, хлеба и травы, каменистые речки, пруды, крестьянские заботы и радости - все было близко и дорого ему. Там истоки и прообразы его лучших книг: «Деревня», «Суходол», «Жизнь Арсеньева», многих рассказов. Печатать свои произведения начал в 1896 году. В 1900 году вышел сборник стихов «Листопад», рассказы «Антоновские яблоки», «Сосны», «Золотое дно», в 1910 - повесть «Деревня», в 1911 - «Суходол».

После революции 1917 года И.А. Бунин эмигрировал во Францию, потому что не мог простить большевикам насилия и кровопролития, гражданской войны. В Россию он никогда уже не возвращался, хотя очень тосковал по своей родине. В эмиграции он много и плодотворно работал: создал роман «Жизнь Арсеньева», цикл рассказов «Темные аллеи», работал над книгой о творчестве русского писателя Антона Павловича Чехова.

Умер И.А. Бунин в 1953 году во Франции.

 

Учащиеся работают в парах, составляя хронологическую таблицу.

Вопрос: какова основная тема всех произведений И.А. Бунина? – Тема России, Родины.

 

4. Работа с фрагментом рассказа «Косцы»

Чтение фрагмента вслух, наблюдение картины Мясоедова «Косцы», соотнесение ее с текстом. Текст рассказа выдается учащимся, работа в парах по заданию.

Косцы.

Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом березовом лесу побли­зости от нее - и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки.

Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и све­жести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечер­нее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут...Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой - или благо­словенной - богом стране. И они шли и пели среди ее вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели...

И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни.

 Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем тем, что ви­дели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том не­сознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами - и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, эти­ми облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полных медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже со­всем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что это была родина, этот наш об­щий дом была - Россия и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу...

 

Задание: прочитайте фрагмент рассказа «Косцы», выполните задания к тексту.

Ответьте на вопросы по тексту.

1)               Что нравится автору в людях, работающих в поле?

2)               Где происходит действие рассказа?

3)               Какие образы природы олицетворяет автор?

4)               В чем видит автор прелесть песни косцов?

5)                Как бы вы определили тему текста?

6)               Какова идея произведения?

Выпишите эпитеты, которыми автор характеризует

     а) дорогу, б) Россию, в) песню, г) лес.

Назовите олицетворения в тексте, приведите свои примеры олицетворений.

 Найдите в тексте слова, обозначающие цвет.        Определите роль цветовой гаммы в рассказе.

Обратите внимание на особенности творчества И.А. Бунина, который часто употребляет в тексте лексические повторы.

 Найдите повторы, определите их роль в тексте.

Запишите в тетрадь повтор прелесть с названием объекта или субъекта, который характеризуется этим словом, по образцу.      

nОбразец: Прелесть была в откликах, в звучности березового леса.

Скажите, какие чувства испытывает автор, рисуя картину покоса.

          Что, по вашему мнению, объединяет автора и людей, которые косят траву в молодом березовом лесу?

 

 

          Как вы думаете, за какие особенности творчества, отмеченные вами в рассказе, мог получить Бунин Нобелевскую премию?

 

 

5. Работа со стихотворным текстом

Выразительное чтение стихотворения учащимся

Задание: прочитайте стихотворение, докажите его связь с фрагментом рассказа «Косцы», определите основное настроение, идею произведения. Проверьте по хронологической таблице дату создания стихотворения, значима ли она?

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые цветы меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
                                      1918 год

 

6. Вывод  создается учащимися вместе с учителем, фиксируется в презентации:

 

·        И.А. Бунин – последний русский классик, последователь пушкинских традиций в литературе.

·        Тема бунинской прозы и поэзии – Россия, традиции, быт, природа и суть русского национального характера

·        В творчестве Ивана Алексеевича Бунина поэзия неразрывно связана с прозой, взаимодополняя и углубляя образы и темы творчества

·        Как поэзия, так и проза Бунина отличаются образностью, выразительным языком, живописностью, глубоким пониманием русской души

 

7. Домашнее задание

Подготовить в парах сообщения на 2-3 минуты, используя материал учителя и собственный, один ученик отвечает за текст сообщения, другой создает мультимедийную презентацию к нему. Выучить наизусть одно из стихотворений И.А. Бунина, приготовиться к выразительному чтению.

 

Темы сообщений

1.      Творчество И.А. Бунина

2.      Бунин и современники

3.      Бунин за границей

4.      По бунинским местам

5.      Музеи И.А. Бунина в России

Прикрепленный файл Размер
Последний русский классик.ppt 162 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов

На: Последний русский классик Иван Алексеевич Бунин


Урок демонстрирующий русского писателя И.А. Бунина в исторической и социальной среде
С уважением РРР


Поиск

Loading
"Информационные технологии в образовательном процессе"

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн