Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Значение реформ Петра I

Submitted by Елена Александровна Рыбина on Sat, 09/11/2013 - 20:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рыбина Елена Александровна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №4 г. Грязи, Липецкой обл., учитель истории
Регион: 
Липецкая область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
История
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Краткое описание: 
На уроке осуществляется проблемный подход к анализу личности и деятельности монарха. используется широкий спектр приёмов и методов повторения материала - эвристическая беседа, работа с историческими документами, анализ схемы, заполнение кроссворда, закрепление знаний осуществляется с помощью теста. Материал урока сопровождается показом презентации.

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе Значение реформ Петра I

 

Цели и задачи урока:

v  Вспомнить реформы в разных областях   жизни

v  Проверить знания по теме и степень усвоения материала

v  Показать взаимосвязанность внешней, внутренней и культурной  политики в петровскую эпоху

v  Подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра I

v  Оценить масштаб личности  Петра I

Оборудование урока: проводится с использованием мультимедийной презентации

План урока

1. Личность Петра. «Работник на троне»

2. Внешняя политика

3. Социально-экономическая политика Петра I

4. Реформы  государственного управления

5. Перемены в культуре России

6. Результаты деятельности Петра I

 

Ход урока:

1.  Личность Петра I.  «Работник на троне».

Чтобы оценить значение Петровских преобразований, его личности нам необходимо вспомнить его деятельность, которая вызывала споры современников и потомков. Вот два высказывания:

Ø  Е.Р.Дашкова в своих записках писала о Петре I: «Он был вспыльчив , груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими народами. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков.»

Ø       Ф.Прокопович: «…оставил нас сей великий монарх и отец наш. Оставил нас, но не нищих и убогих: безмерное богатство силы и славы его… при нас есть. Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимую, любимая и будет; сделал врагом страшною, страшна и будет; сделал на весь мир славною, славная и быти не пристанет.»

Вы видите, что мнение диаметрально противоположны

v  Какими качествами характера обладал Петр I?

v  Вспомните его поступки и привычки.

v  Почему его называли «работник на троне»?

 

2.  Внешняя политика

А) Учитель: первыми масштабными шагами Петра Iбыли – Великое посольство и Азовские походы. Каковы основные направления внешней политики?

Какое направление было самым главным?

Каковы причины Северной войны?

Кто был  участником Северного Союза?

Б) О каком событии Северной войны идет речь? (демонстрация слайда презентации с заданиями.)

v       «Дул сильный ветер, метель била в лицо, слепила глаза, затрудняла стрельбу. Пользуясь этим враг ринулся вперед и ворвался в русский укрепленный лагерь. Дворянская конница бежала через мост, который рухнул. Командующий и все иностранные офицеры сдались в плен, была полностью потеряна артиллерия. Только хорошо обученные Преображенский и Семеновский полки устояли против противника.

v      «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.»

v       «Шведы планировали запереть русские корабли в Финском заливе. По его приказу были сооружены деревянные настилы для переволоки  судов. Узнав об этом, противник принял меры и ожидал русские корабли у самой узкой части полуострова…»

v        «Несмотря на упорное сопротивление, шведы были разбиты. Они потеряли 8700 человек, 45 офицеров, 700 солдат попали в плен. Весь обоз достался победителям. Впоследствии эту победу Петр назвал «матерью Полтавской баталии».

В) Каковы итоги Северной войны?  Работа учащихся с раздаточным материалом на карточках:

Внешняя политика

Соотнесите события и даты

Прутский поход                                                            1703

Взятие Нотебурга                                                          1721

Полтавская баталия                                                      1711

Каспийский поход                                                        1709

Основание Санкт - Петербурга                                   1702

Ништадский мир      1722 –

1723

 

3.  Социально-экономическая политика Петра I

Учитель: война потребовала перестройки всей хозяйственной жизни страны.

А) работа учащихся с документами:

1. Указ о беглых крестьянах.

                «Если в поместьях и в вотчинах явятся беглые люди и крестьяне, то их отвозить к прежним помещикам и вотчинникам, откуда кто сбежал. А кого с тех беглых людей и крестьян  в те места не отвезут, то у тех людей половина поместий их и вотчин взято будет на него, великого государя, а другая будет отдана тем, чьи беглые люди и крестьяне явятся.»

v  Какое наказание устанавливалось тем людям, кто не возвращал беглых прежним владельцам?

 

2. Указ о покупке к заводам деревень.

                «Того ради позволяется сим нашим указом, для размножения разных заводов, как дворянству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. Тех деревень особо без заводов никому не продавать и не закладывать. Разве кто похочет для своих необходимых нужд те деревни и с теми заводы продать, то таким продавать с позволения Берг-и Мануфактур-коллегии. А ежели кто противо сего поступит, то оного всего того лишить бесповоротно.

                А если кто будет заводы заводить с тем, чтобы только деревни купить, то таковых вымышленников до той покупки не допускать , а ежели таковые явятся, их по усмотрению штрафовать отнятием всего движимого и недвижимого имения.»

v  Была ли в это время в России свобода предпринимательства? На каких условиях можно было продавать и покупать деревни к заводам? Как можно расценить политику Петра в этой сфере?

 

3. Податная реформа.

                «Взять сказки у всех (дав на год сроку), чтоб правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне мужеска полу, объявя им то, что кто утаит, то отдано будет тому, кто объявит об этом.»

v  Как власть стремилась бороться с неверными сведениями, проводя реформы?

 

4. Положение беглых.

«… за побег угрожали смертною казнью не только самим беглым, но и тем, которые будут их передерживать, не станут доносить о них и не будут способствовать их поимке. Беглых солдат было так много, что не было возможности всех казнить, и было принято за правило из трех пойманных одного повесить, а двух бить кнутом и сослать на каторгу. Принято было за правило казнить из пойманных беглых крестьян и холопов только тех, которые уличены в убийстве и разбое, а других наказывать кнутами, налагать клейма, вырезывать ноздри.»

v  Какие устанавливались наказания беглым солдатам и крестьянам? Какие выводы можно сделать из этого документа?

 

5. Рекрутские наборы.

                «А для знаку рекрутам значить на левой руке, накалывать иглою кресты и натирать порохом. Кто увидит такого человека, который имеет на левой руке крест, то его поймать и привести в город. А кто такого человека увидит и не приведёт, то может потерять всё своё имение, будет истязян, и написан сам будет в рекруты.»

v  Почему в народе эту наколку прозвали «печатью Антихриста»? Какое наказание было за недоносительство?

 

Б)  Как экономическая политика Петра Iсвязана с историей нашего края?

В)  Социально-экономическая политика Петра I

 

Ø  Отметьте «+» положительные последствия, а «-» отрицательные последствия в развитии отечественной экономики.

Рост числа мануфактур                                                                         

Рост оборота внешней торговли                                                         

Расширение подневольного труда                                                      

Высокие налоги на податное население                                            

Абсолютное главенство государства в экономике                            

Создание новых промышленных центров

Учитель: Каковы результаты преобразований ПетраIв экономике?  

 

4. Реформы государственного управления

Демонстрация слайда презентации – схема органов государственного управления

v  Какие новые органы власти были учреждены?

v   Какие еще реформы государственного управления были проведены?

v   Можно ли утверждать, что при Петре самодержавная власть стала абсолютной?

 

 

5.  Перемены в культуре России

Учащиеся разгадывают кроссворд, делают общий вывод о характере преобразований в культуре.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Форма проведения досуга знати.

2. Когда её лишались, то лицо становилось босым.

3. После его реформы буквы «нарядились в летние одежды»

4. Первая русская печатная газета

5. Первый русский музей

6. Автор «Юности честного зерцала»

 

6.  Результаты деятельности Петра I

А) Демонстрация слайда презентации с высказываниями Е.Р.Дашковой и Ф.Прокоповича

Ø  Каково ваше личное мнение о деятельности Петра I, его реформах? Чьё мнение разделяете вы?

 

Б) Давайте выделим положительные и отрицательные результаты деятельности Петра I

Положительные:

l  Создал регулярную армию и флот

l  Ускорил развитие промышленности и торговли

l  Способствовал распространению просвещения, наук и искусств

l  Отвоевал выход в Балтийское море

l  Отстроил новую столицу

l  Укрепил правящий класс, дав возможность людям незнатным, но талантливым подняться по социальной лестнице

l  Укрепил мощь и авторитет государства

Отрицательные:

l  Сверх меры отяготил население налогами и повинностями

l  Положил бесчисленные людские жертвы на алтарь своих начинаний

l  Управлял страной деспотически

l  Продолжил закрепощение населения России, что впоследствии стало тормозить развитие экономики

l  Подчинил церковь

l  Углубилась пропасть между низшими и высшими слоями общества

 

В) Закрепление знаний – выполнение теста

Вариант 1

1. «Указ о единонаследии» – это законодательный акт:

            А) определявший знатность дворянина

            Б) определявший порядок прохождения службы

            В) определявший размер земельных владений

2. Петербург был основан:

            А) 1703 г.       Б) 1708 г.       В) 1709 г.       Г) 1714 г.

3. Сколько было построено мануфактур при Петре I:

            А) 20              Б) 200             В) 300             Г) 30

4. Посессионные крестьяне – это:

            А) крестьяне, переведенные на денежный оброк

            Б) крестьяне, направленные для работы на заводах без права иметь семью

            В) крепостные крестьяне, купленные для работы на мануфак-            турах

5.  Укажите источник, где приведены правила хорошего тона:

            А) Духовный регламент     Б) «Указ о единонаследии»

             В) «Юности честное зерцало»

6. Прочтите текст источника и ответьте на вопрос:

            «И во оных президентов, вице-президентов, и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторских служителей, а более из своих собственных поданных определить, также и потребные канцелярии»

            О чем говорится в отрывке из источника?

А) коллегии  Б) Синоде      В) Сенате       Г) Главном магистрате

 

Вариант 2

1. Молодым дворянам без свидетельства об окончании школы запрещалось: А) поступать на военную службу

            Б) выезжать за границу

            Г) жениться

2. Сенат был основан:

            А) 1709 г.       Б) 1711 г.       В) 1718 г.       Г) 1721 г.

3. Россия по выплавке металла занимала:

            А) 3-е место              Б) 7-е место               В) 5-е место

4. Целью Великого посольства было:

            А) заключить союз против Турции

            Б) вступить в борьбу за Испанское наследство

            В) начать войну за выход в Балтийское море

5. Прочтите отрывок из сочинения иностранного автора и выполните задание:

            «К развитию торговли государь сей немалые силы приложил, стремясь содействовать торговому люду в своем отечестве. Для того он налогами дополнительными иностранные, привозные товары обложил»

            Укажите, какое название носит такая политика?

            А) меркантилизм      Б) протекционизм    В)абсолютизм

6. Централизованными органами управления, со строго очерченными функциями были:

            А) приказы    Б) магистраты     В) губернии     Г) коллегии

 

 

Ключ  к тесту

1 вариант

2 вариант

1 – б

2 – а

3 – б

 4 – в

 5 – в

 6 – а

 

1 – г

2 – б

3 – а

4 – а

5 – б

6 – г

 

 

               

                               

В чем проявили себя эти сподвижники Петра I ?

Домашнее задание

§28, вопросы

Выполнить в рабочей тетради темы 5, 6 по вариантам.


»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей истории

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн