Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.Я. Маршака. Запишем его в тетрадь.Слайд 2
С Пушкиным мы не можем расстатьсядо старости, до конца жизни.
- Какой смысл вкладывал писатель в эти строки? (Ответы учащихся).
- Какие орфограммы встретились нам в этом предложении? Обозначим их графически. Подберем собственные примеры с этими орфограммами и запишем их.
- Соответствует ли количество букв в слове расстаться количеству звуков?
-Подберем синонимы к этому слову.
-Найдем антоним.
- Выполним синтаксический разбор этого предложения.
- Какие второстепенные члены предложения нам не встретились?
- Расскажите о них.
III. Проверка домашнего задания.
Теоретические вопросы.
-Что такое обстоятельство и каковы его признаки?
-Назовите основные группы обстоятельств. (По своим значениям обстоятельства делятся на следующие группы: образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки). Значение обстоятельства устанавливается по вопросу ).
-Какими частями речи может быть выражено обстоятельство? (Обстоятельства обычно бывают выражены наречиями или существительными в формах косвенных падежей с предлогами или без предлогов. Кроме того, обстоятельства могут быть выражены фразеологическими оборотами, деепричастиями, деепричастными оборотами, сравнительными оборотами, неопределённой формой глагола ).
- Каким способом обстоятельство связывается со словом, от которого зависит? (при помощи управления или примыкания)
Чтение предложений с разными видами обстоятельств из текста А.С.Пушкина.
IV. Постановка цели.
С Пушкиным мы не расстаёмся… И разобраться в новой теме урока «Знаки препинания при сравнительном обороте» (запись темы в тетрадь) нам поможет творчество прославленного поэта.
-Что каждый из вас должен усвоить к концу урока?
-Чему мы должны научиться?
V. Лингвистический эксперимент.Слайд 3
Перед нами высказывание критика В. Белинского о поэзии А.Пушкина.
Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ______, тягуч и ярок, как _______, прозрачен и чист, как ______, душист и благовонен, как _______, крепок и могуч, как _________.
В нем пропущены сравнительные обороты. Предложение лишилось смысла, который вложил в него Белинский.
- Попробуем найти сравнительные обороты и восстановить смысл высказывания.
(Ассистент записывает слова на доске). Чтение вариантов предложения.
- А теперь посмотрим, какие слова выбрал Белинский.
Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. Слайд 4
-Мастер слова сказал красивее. Вы теперь поняли, какая задача стоит перед нами? Мы не только должны научиться находить сравнения в тексте и правильно ставить знаки препинания при них, но и обогащать свою речь сравнительными оборотами, правильно их используя.
-Посмотрим ещё раз на высказывание и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах.
Однако мы не можем с полной уверенностью утверждать, что сравнительные обороты обособляются. Вдруг это авторские знаки?
IV. Изучение темы «Знаки препинания при сравнительных оборотах».
1. Проанализируем предложения из повести «Пиковая дама» и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах.
1.Анализ предложений.Слайд 5
Германн трепетал,как тигр, ожидая назначенного времени.
Он ее боялся, как огня…
Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить, как святыню...
Сравним наш вывод с правилом учебника (учебник «Русский язык» 8класс. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко: М., 2006) стр.88.
Чтение правила.
-Однако этот материал очень легок для восьмиклассников. Так в чем же заключается трудность?
VI.Работа с интерактивной доской.Слайд 7
1.Сопоставим пары предложений:
Глаза кошки светились, как два зелёных огонька. Глаза кошки как два зеленых огонька.
Ласковое слово греет, словно солнышко. Ласковое слово как солнышко.
-Чем они отличаются?
Вывод: сложность заключается в том, что некоторые сравнительные обороты входят в состав сказуемого и в этом случае запятыми не выделяются.
В первых предложениях этих пар обстоятельства образа действия, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми. К ним ставится вопрос от сказуемого: светились(как?), греет (как?). Во вторых предложениях сравнительные обороты являются частью составного именного сказуемого и не выделяются запятыми.
2.Посмотрим на следующие предложения и сделаем вывод о том, какие союзы могут использоваться вместо союза КАК?Слайд 8
Внизу сновали, будто муравьи, люди.
Он, покраснел, словно помидор.
Густой туман, точно вата, лежал во всем лесу.
С высоты мне виделась Москва, что муравейник.
-Что нового мы открываем в этих предложениях?
Вместо союза как могут использоваться союзы будто, словно, точно, что. Все эти синонимичные союзы взаимозаменяемы.
- Что показалось вам непонятным, сложным? Что требует дополнительных разъяснений?
VII. Закрепление изученного материала.
1.Выполнение упражнений. Мы постараемся разобраться в этих вопросах в ходе выполнения тренировочных упражнений.
№193(отработка пунктуационных навыков в предложениях с обстоятельствами);
№194(пунктуационное выделение деепричастий, деепричастных и сравнительных оборотов ). См. пример 6 в упр. 194 — Снег у крыльца как песок зыбучий. Это предложение можно разобрать двояко: 1) сравнительный оборот как песок зыбучий является сказуемым и запятыми не выделяется; 2) сравнительный оборот как песок — обстоятельство в сочетании зыбучий, как песок и выделяется запятыми.
Проверка упражнения.
2.Сравнительный оборот с союзами как, будто, как будто, точно, словно является одним из способов выражения сравнения в русском языке.
-Вспомним, что такое сравнение?
-Прочитаем, какое определение этому тропу даёт Д.Розенталь.
Сравнение-это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.
Слайд 10
3.Сообщение ученика о сравнениях.
К.Паустовский подчеркивал: «Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи».
В художественной литературе мы находим массу примеров использования этого средства выразительности. В устном народном творчестве и в разговорной речи самые распространенные сравнения форме творительного падежа существительного: "слезы ручьем", "волосы копной", "мелькнул молнией". Хотя у А.С.Пушкина мы читаем: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».
Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно пришли в нашу речь гораздо позднее , когда сложилась определенная синтаксическая система, близкая современному русскому языку. Сравнительные обороты получили наибольшее свое распространение в художественной литературе.
-Подтверждение этому – повесть «Пиковая дама».
4.Работа с текстом А.С. Пушкина.
-У каждого из вас есть текст. В нем опущены сравнительные обороты. Текст лишился смысла, который вложил в него А.С.Пушкин. Вставьте предложенные варианты. Слайд 11
Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, _как__________, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как_____________, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, __как____________; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, __как_____________, и потом уже никто ею не занимался.
Слова для справок:как уродливое и необходимое украшение; как и все старые люди; как по установленному обряду; как женщина.
А теперь сравните пушкинский текст с вашим вариантом. Слайд 12
Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина,избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как поустановленному обряду, и потом уже никто ею не занимался.
-Благодаря чему мы почувствовали всю силу, глубину содержания пушкинского текста?
5. Вывод о роли сравнений. Слайд 13
Вывод:
- сравнение помогает более точно представить предмет или явление
- Упражнение 195; закончить творческую работу на листочках, которые составят книжечку «О прозе А.Пушкина».
Творческая работа.Слайд 16
-Мы познакомились с высказыванием Белинского о поэзии Александра Сергеевича.
Используя сравнительные обороты, создадим собственное красивое высказывание о прозе поэта и наполним содержанием нашу брошюру. <Обложка заготовлена>Слайд 17
Чтение 1-2 высказываний.
Урок подошел к концу. Но мы не прощаемся с Пушкиным. Язык его творений всегда будет для нас образцом красоты и гармонии, а его произведения - лучшими образцами мыслей и чувств.