«Басня Крылова «Волк на псарне» – отклик на исторические события Отечественной войны 1812 года»
Размещено: Людмила Алексеевна Усова - ср, 06/11/2013 - 09:52
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя.
Добрый день. Сегодня у нас необычный урок.
Мы будем говорить о необыкновенном человеке. Послушайте, как отзывались о нем современники: СЛАЙД 1 «Мастер «истинной живописи», «патриарх наших писателей» (Жуковский), «истинно народный поэт» (Пушкин), «поэт и мудрец», слившиеся воедино (Гоголь)». С нетерпением ждали его новые произведения, в армии его басни все читали наизусть.
О ком мы будем говорить?
(Ответы: о Крылове)Кадриз мультфильма «Люся и дедушка Крылов».СЛАЙД
Вот таким увидела девочка Люся баснописца.
1.Актуализация знаний. Учитель:
Люся знает его творчество очень хорошо, басни ей очень нравятся, «больше китайской собачки». А вы? Давайте проверим.
Я сегодня получила посылку от Крылова. В ней разные предметы. Я буду их доставать, а вы догадайтесь, как они связаны с творчеством баснописца.
Учитель из волшебной коробки достает предметы: очки («Мартышка и очки»СЛАЙД), желудь («Свинья под дубом»СЛАЙД), сыр («Ворона и лисица»СЛАЙД), ноты ( «Квартет»СЛАЙД), собачка («Слон и Моська»СЛАЙД), зеркало («Мартышка и зеркало»СЛАЙД), а это чей портрет?СЛАЙД
Сегодня мы будем говорить ещё об одной басне Крылова. Давайте попробуем догадаться, о чем она, разгадав кроссенс.
2 КроссенсСЛАЙД
Напомните мне, что такое кроссенс.
Как связаны между собой эти картинки?
О чем сегодня мы будем говорить?
О басне Крылова, в которой отразились исторические события.
3. Тема нашего урока: «Басня Крылова «Волк на псарне» – отклик на исторические события Отечественной войны 1812 года».(на доске)
Запишите её в тетрадь.
Под пером Крылова история оживала. Подтверждение этому наш эпиграф, слова
драматурга и журналиста Сергея Николаевича Глинки: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю».
Как вы понимаете высказывание современника баснописца?
Как он соотносится с темой нашего урока?
Басня написана между 23 сентября (день приезда посланца Наполеона с предложением о мире ) и 6-м октября 1812 г. Возможно, именно сегодня юбилей басни!!!
Запись эпиграфа в тетрадь.
Сегодня мы будем изучать басню, отражающую исторические события.
Как вы считаете, чему научимся на таком уроке?
Работать мы будем в группах. Мы постараемся не только постичь глубину смысла творения Крылова, но и узнаем о жизни баснописца, историческую основу басни. У нас будут работать 6 групп. У каждой группы будет своё задание.
Посмотрите в памятки, которые лежат на столах. Как будет оцениваться ваша работа?
Однако перед тем, как начать нашу работу, послушаем чтение басни Народным артистом России А. Папановым.СЛАЙД
4. Прослушивание актёрского чтения. 3 мин.
- О чем эта басня?
- Какой была жизнь человека, написавшего её?
- Какие исторические события легли в основу этой басни?
На все эти вопросы мы получим ответы, работая в группах.
У нас работают
1) группа биографов;
2) группа историков;
3) группа лингвистов;
4) группа литературоведов;
5) группа экспериментаторов;
6) творческая группа ( актеры, иллюстраторы).
Итак, у каждой группы своё задание. Время на выполнение – 5 минут.
Помните, что я оцениваю работу вашей группы по памятке, которая у каждого у вас есть.
Работаем тихо, не мешая никому. Время пошло!!!
5. Работа в группах.
- Осталась одна минута.
-Закончили работу. Все приготовились слушать.
6. Представление итогов групповой работы.
- Слово предоставляется ГРУППЕ БИОГРАФОВ.СЛАЙД
Ребята изучали факты жизни Крылова. Прочитав статью учебника, они вставили пропущенные слова в текст.
Что вы узнали о Крылове?
- Слово предоставляется группе историков. СЛАЙД . Они знакомились с исторической основой басни и должны были соотнести строки басни с реальными событиями.
Вопрос историкам:
1. Кто скрывается под маской Ловчего и Волка?
2. Какие черты в поведении Ловчего и Волка подчеркнул Крылов?
(Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость. Ловчий — опытный, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям).
Вот почему мы получили в посылке портрет волка. И в кроссенсе тоже был Волк.
Так как басня была написана двести лет назад, язык ее требует дополнительного внимания. Наши лингвисты работали над языком басни.
- Слово предоставляется ЛИНГВИСТАМ.СЛАЙД
А вот ГРУППА ЛИТЕРАТУРОВЕДОВСЛАЙД сейчас нам расскажет, что такое басня, что отличает басню от стихотворения.
- Крылов был мастером слова. Что произойдет с текстом, если в нем будут другие слова? Какой он будет?
Будет ли басня так красива?
- Какой из текстов ярче, выразительнее?
Наши экспериментаторы вставили свои слова вместо пропущенных и сравнили два текста.
СЛАЙД
Вопрос экспериментаторам:
- Какие выражения из басни стали пословицами или крылатыми выражениями?
( «попал на псарню», «вмиг ворота на запор», «глазами, кажется, хотел бы всех он съесть», «пустился в переговоры», «не делать мировой», «выпустил на Волка гончих стаю»).
Многие художники иллюстрировали басню.
А наши иллюстраторы создали свой собственный рисунок.
Слово предоставляется нашим иллюстраторам.СЛАЙД
Современники вспоминали о том, как превосходно читал свои басни Крылов:; «непринужденно, внятно, естественно, но притом музыкально, легко опираясь голосом на ударения смысла и наивно произнося сатирические свои заключения».
Давайте еще раз внимательно послушаем басню в вашем исполнении и после прослушивания ответим на вопрос: «Только ли исторические события отражены в басне? Чему учит басня современного читателя?
Чтение басни учеником.
Ответ на вопрос. (на доске)
(Басня «Волк на псарне» не только иллюстрирует события 1812 года, но и может служить уроком в других ситуациях, в первую очередь для тех, кто желает примерить на себя шкуру волка, т.е. напасть на беззащитных и хищнически отнять что-то у других).
Наш урок подходит к концу. Оцените работу своей группы по памятке.
К счастью, с басней мы не расстаемся. И дома вы снова поработаете с басней.
4. Домашнее задание:(на доске)
Ø Стр. 62, ответить на вопросы.
Ø Написать собственную басню.
Ø Создать пьесу из басни*.
Заключительное слово учителя.
Можно бесконечно перечитывать этот шедевр, эту баснюи находить в ней все новые смыслы и красоты, извлекая «уроки мудрости» Но бесспорно одно: сочетание глубокого смысла и простой манеры изложения составляет, на мой взгляд, главное достоинство этого бессмертного творения И. А. Крылова и делает его актуальным и в наши дни.