Submitted by Елена Вячеславовна Кундерева on пн, 04/11/2013 - 19:31
Урок по теме «Изменчивость», 10 класс, рассчитан на 2 часа учебного времени. Урок составлен в технологии РКМЧП с использованием ИКТ технологий, которые являются механизмом реализации деятельностного подхода в образовании. Интеграция двух технологий, используемые методы и приемы позволяютформировать у учащихся базовые компетентности: самоорганизация (умение ставить цели, планировать свою деятельность), сомообразование, информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать информацию), коммуникативную (умение сотрудничать с другими людьми), создавать у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания. ИКТ технология позволяет учащимся работать как в групповом, так и в индивидуальном режиме, при необходимости быстро повторить материал, посмотреть обозначения и вспомнить понятия, изучать не только текстовый материал, но и видеозарисовки.
Цель урока: На основе знаний учащихся о науке генетика и наследственности, сформировать представление о генотипической и негенотипической наследственности
Задачи:
Образовательный аспект:
На основе знаний учащихся о науке генетика и наследственности, сформировать представление о генотипической и негенотипической изменчивости. Типах проявления изменчивости, ее значении.
Развивающий аспект:
Продолжить формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся
Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации
Продолжить формировать базовые компетенции: самоогранизация, самообразование, информационная и коммуникативная.
Воспитательный аспект:
Создать условия для работы учащихся в индивидуальном режиме,
Формировать естественнонаучную картину мира
Структура урока
Стадия Вызова.
(Приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала.)
«Корзина» идей.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Постановка цели и учебных задач урока
На основе настоящих знаний темы (см. записи «корзины» идей) учащиеся делают вывод, о недостатке знаний и предполагают учебные задачи по теме. Учитель корректирует.
3. Стадия осмысления
Изучение нового материала с использованием презентации.
4.Стадия Рефлексии.
«Кластер»
Когда учащиеся работали над «корзиной» идей, они располагали идеи вращающиеся вокруг главной темы. Туда вносилось все, даже идеи, не вполне им понятные и вовсе недостающие, — тогда рядом ставился вопросительный знак.
Теперь, после чтения текста, пары учащихся (или весь класс вместе) могут снова организовать информацию в виде кластеров, которые на сей раз будут отражать уже действительное соотношение понятий и идей — так, как это подано в тексте. Учитель может дать список терминов, которые он непременно хочет увидеть в кластерах. Когда работа закончена, отдельным парам предлагается изложить и аргументировать свой вариант кластеров перед всем классом.
При презентации материала возвращаемся к записям «корзины» идей и сравниваем, какие соображения были до и какие появились после работы с текстом.
5. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Использованная литература:
- Общая биология 10 - 11 класс А.А.Каменского, Е.А.Крикскунова., разработанного под руководством Пасечника В.В.
- Уроки биологии КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ 10 - 11 класс Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. (электронное пособие) Москва, 2004.
- Электронный учебник МатросСофт-школа «Биология 10» и «Биология 11»