Submitted by Татьяна Николаевна Калачёва on пн, 04/11/2013 - 11:13
План-конспект урока
окружающего мира
по теме "Поверхность нашего края»
для 4 класса УМК «Школа России»
Урок разработала Калачёва Т.Н.,
учитель начальных классов
филиала МБОУ Избердеевской СОШ
в с. Дубовое
Цель:сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.
Задачи:
· учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею;
· правильно ставить вопросы по изучаемому материалу;
· развивать познавательный интерес к окружающему миру, творческую активность, коммуникативные качества;
· проводить рефлексию своей работы на уроке.
- Формы работы:
§ фронтальная
§ самостоятельная
§ групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, видеофильм «Виды Тамбовщины», атласы, физическая карта России, политическая карта, карточки с заданиями, макет оврага и холма.
I.Организационный момент.
Учитель:Начинается наш урок. Прошу вас, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
- С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ожидаете от урока? (Дети высказывают своиожидания: узнать что-то новое; поработать самостоятельно, в группе, поспорить с товарищами и т. д.)
Учитель:Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он потом не жил, его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об отчем крае, ведь чем больше мы узнаем о нём, тем больше любим его и гордимся им…И я уверена, что уроки по изучению Тамбовского края оставят в ваших сердцах особые чувства.
(Видеофильм).
Читает ученик:
Тамбовщина… Щедра и добра её земля, чудесна в своей неброской красоте ее природа.
За деревню выйдешь на рассвете –
Разольётся запах медуниц.
Встрепенётся и затихнет ветер
На равнинах зреющих пшениц.
Перелески да реки, да в цветах косогор
Полюбил я навеки мой Тамбовский простор.
II. Проверка домашней работы.
Учитель: Ребята, дома вы подготовили сообщения о своём родном крае по плану:
1)Название.
2)Географическое положение.
3)Соседи.
4)Областной центр, крупные города.
5)Что наш край даёт стране.
(Дети работают у карты и рассказывают по плану)
(Ответы учеников:
1) Мой родной край -Тамбовская область.
2) На карте России Тамбовщина расположена в самом центре её европейской части и по своим контурам напоминает сердце.
3) Соседями области являются:
на севере - Рязанская,
на север –востоке - Пензенская,
на юго-востоке - Саратовская,
на юге -Воронежская,
на западе –Липецкая области.
4) Административный центр — г. Тамбов.
Наиболее крупные города области
Тамбов
Мичуринск
Рассказово
Моршанск
Котовск
5) Основным богатством Тамбовской области являются черноземные почвы, поэтому широко развито сельское хозяйство. Край даёт стране продукцию сельского хозяйства (зерно, сахарную свёклу, мясо, молоко и др.)
Учитель:Ребята, а что вы знаете о своём родном хозяйстве ОАО «Дубовое»?
(ответы детей)
- А вот Илья Дубонин приготовил сообщение о своём родном хозяйстве ОАО «Дубовое» (презентация)
ОАО "Дубовое" - это одно из лучших плодоводческих хозяйств Черноземья, победитель многих конкурсов и выставок.
Главное богатство и гордость хозяйства – это сады.
В хозяйстве существуют ягодники земляники, смородины и вишни.
Сады и ягодники выращиваются с использованием современных технологий:
а) капельный полив,
б) междурядная обработка,
в) пленочные укрытия.
Материальная база хозяйства ежегодно укрепляется, в этом году посажены большие площади новых садов.
Собранная продукция без потери качества хранится от урожая до урожая. Для этого используют современные хранилища, оборудованные электроникой.
Урожай реализуется в разные уголки страны, у хозяйства есть свои постоянные клиенты.
В Дубовое часто приезжают гости, ген. Директор В.П. Черкашин всегда рад поделиться с ними опытом своей многолетней работы.
В хозяйстве заботятся не только о производстве, но и о том, чтобы рабочие жили удобно и комфортно.
Учитель: Ребята, о промышленности Тамбовской области поговорим на следующих уроках.
III. Изучение нового материала.
1. Стадия Вызов.
Учитель:Ребята, продолжаем изучать свой край.
Я дополнила план его изучения ещё одним пунктом:
1)Название.
2)Географическое положение.
3)Соседи.
4)Областной центр, крупные города.
5)Что наш край даёт стране.
6)Поверхность нашего края.
Учитель: Какой новый пункт появился?
(Поверхность нашего края)
-Что можете рассказать о поверхности нашего края?
(Ответы детей)
-Что помогло вам при ответе? (физическая карта России. )
-Так какой будет тема урока?(Ответы детей)
- А какая карта поможет лучше рассказать о поверхности нашего края?
(Ответы детей: карта атласа Тамбовской области)
Учитель: Ребята, рассмотрите физическую карту Тамбовской области.
- Систематизируем изученную ранее информацию о формах земной поверхности.
Используем прием "Кластер".
(см. пикрепленный файл)
(Один обучающийся строит кластер на доске, опираясь на вопросы учителя)
Учитель:- Какие формы земной поверхности вы знаете? (Горы и равнины)
Учитель: - Каким цветом на карте обозначаются горы, а каким - равнины?
(Горы - коричневым, а равнины - зеленым).
Учитель:- Каким цветом на карте атласа обозначена территория, на которой мы живем? (В основном - зеленым, но есть и коричневый).
2.Стадия Осмысление.
Учитель: Итак, мы определили, что территория, на которой мы живем, в основном обозначена зеленым цветом.
Сделайте вывод, какая это территория: горная или равнинная? (Равнинная)
Учитель: Как равнины различаются по высоте? (Низменности, возвышенности, плоскогорья).
- Высота низменностей - 0-200 м., возвышенностей - 200-500 м., плоскогорий - 500-800 м.
- Обращаясь к шкале высот карты, определяем, что поверхность нашего края- это низменность.(Окско-Донская низменность)(слайд фото)
(Ученик завершает построение кластера)
Учитель:Это не означает, что формы рельефа на всей территории области совершенно одинаковы.
- Что ещё мы видим на карте? (На востоке области есть возвышения)
Учитель: Совершенно верно. Возвышения на равнине - это холмы. О холмах мы говорили раньше. (Слайд фото)
- Что ещё встречается на равнинах? (вопрос вызывает затруднения)
- Посмотрите на экран. Что мы видим на экране? (Овраг)(Слайд фото)
- Прочитаем на экране, что такое овраг.
Овраг – это глубокая длинная рытвина на поверхности земли, с крутыми склонами (Слайд текст)
- Как образуются овраги? Рассмотрим процесс образования оврагов на макете. (Рассказ учителя).(Образование оврага начинается с малой рытвины. Потоки талой и дождевой воды размывают ее, поэтому овраг постепенно увеличивается)
- Что такое балка,и как она образуется? Прочитаем на стр.147, 3-ий абзац. (Со временем склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарником, деревьями. Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами)(Слайд фото)
- Есть ли в нашей местности балки? Много ли их? ( Ответы детей)
- О том, как бороться с оврагами, нам расскажет Б.П.(При рассказе ученик использует макетоврага.)
Физкультминутка
- Будем весело шагать,
- Край Тамбовский изучать!
- Пойдём мы на север,
- Пойдём на восток,
- На юг и на запад,
- Ведь много дорог!
- Леса и поля мы с тобой обойдём-
- Краше земли мы нигде не найдём.
Продолжение обсуждения новой темы.
Учитель: Подумайте, где легче строить города, сёла, прокладывать дороги, обрабатывать землю - на равнине или в горах? (ответы детей)
- Как люди используют поверхность земли в крае? (ответы детей)
Прием "Фишбоун" (рыбий скелет).
Учитель: Занимаясь хозяйством, люди используют поверхность земли. Продолжая работу на уроке, мы будем заполнять схему. (Работа в тетради).
- Запишите в верхнем треугольнике (голова) вопрос: Каковы последствия использования поверхности земли человеком?
- На левых веточках мы запишем: как человек использует поверхность земли.
- А на правых: к чему это приводит.
- Читаем текст по заданиям на карточках и заполняем схему.
(стр.148, последний абзац, стр.149, первый абзац, стр.149, последний абзац).
В ходе работы обучающиеся вписывают в схему слова: (схема см. прикрепленный файл)
Как человек использует
поверхность земли
К чему это приводит
Левые веточки:
1.Добыча полезных ископаемых
2. Строительство домов, зданий
3. Распашка равнин (склонов)
Правые веточки:
1. Карьер, террикон
2. Свалки
3.Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки.
Проверка выполнения задания.
Учитель:Как человек использует поверхность нашего края? К каким последствиям приводит это? (Ответы детей)
(Работа с текстом учебника, беседа с обучающимися.
Демонстрация фотографий на слайдах презентации:
карьеры (Слайд)
свалки (Слайд)
овраги (Слайд)
Учитель: Какой вывод можно сделать после заполнения схемы?
(Вывод (хвост)формулируют обучающиеся: Используя поверхность земли, люди наносят урон природе.)
Учитель:Получается, что поверхность надо охранять и также тщательно как воду и воздух, растения и животных.
-Что значит охранять поверхность?(Ответы детей)
- Какое участие в этом можете принять вы?(Ответы детей)
Учитель:Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду!
3. Стадия Рефлексия.
На стадии "Рефлексия" организуем групповую работу. Группы получают задания.
Задание для работы групп:
1-я группа.
Рассмотрите рисунки. Разделите их на две группы. Объясните, по какому принципу вы разделили рисунки.(На рисунке изображена поверхность нашего края и горной местности).
2-я группа.
Выполните задание в тетради стр.48 №2 (изображены примеры положительного и отрицательного воздействия человека на поверхность Земли).
3-я группа.
Рассмотрите рисунки. Разделите их на две группы. Объясните, по какому принципу вы разделили рисунки (изображены примеры использования поверхности нашего края и поверхности моря).
4-я группа.
Составить синквейн на тему «Край»
Отчет о работе 3-х групп.(заслушиваются ответы детей)
3. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, ответьте на вопрос. Как человек должен использовать поверхность своего края? В качестве домашнего задания предлагается творческое задание (это и будет ответ на поставленный учителем вопрос): Напишите обращение к жителям области о том, как они должны использовать поверхность нашего края, чтобы сохранить его для будущих поколений.
Итог урока.
Учитель:Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились.
- Что значит любить свою Родину? (ответы детей)
- Да, ребята! Любить свою Родину, это значит, что надо беречь ее природные богатства, быть патриотом, уважать друг друга и законы. Мы все обязаны хранить свой край, преумножать его славу и богатства!
- Свое отношение к Родному краю ребята выразили с помощью стихотворения, состоящего из пяти строк (синквейн).
4-я группа выразительно читает синквейн на тему «Край»
1. Край.
2. Тамбовский, чудесный.
3. Изучаем, гордимся, бережём.
4. Тамбовщина - сердце России.
5. Родной уголок. (Слайд)
Учитель: Надеюсь, что наш сегодняшний урок оставил в ваших сердцах особые чувства.