Использование проектной технологии на уроках английского языка.
Проектная методика является передовой педагогической технологией обучения, необходимость использования которой в условиях современного образования обусловлена инновационными тенденциями в системе образования на пути к более совершенному и полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности. Проектная методика практически вбирает в себя и другие современные технологии. Проектная методика связана с задачами современного образования при реализации ФГОС:
- осуществлять преподавание проблемно-ориентированно;
- использовать в процессе преподавания элементы рефлексии (синтез, анализ);
- стимулировать школьников на развитие и формирование умения рассуждать, излагать свои мысли и идеи грамотно, доступно;
- уделять внимание процессу: «учить научиться», исследовать, добывать знания, синтезировать, проектировать, проецировать материал по определенной тематике.
Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.
Английский язык, как учебный предмет, обладает также большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранного языка на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом и является метод проектов. Ученику, наконец, предоставляется возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить и работать творчески.
При работе над проектом создаются все условия для вовлечения в речевую деятельность не одного, а большинства, если не всех, учащихся. Такая работа, которая включает объяснение полученных результатов и выводов, внесение ясности в появившееся неожиданно для учащегося непонимание, активизирует устную речь учащихся, так как требует от них быстрой реакции, т.е. непосредственного соединения иноязычной речи с мыслительной деятельностью. Затрагивание непосредственного ego учащихся повышает их заинтересованность в участии в происходящем. У учащихся появляется возможность выразить свои собственные идеи. Они могут по-новому взглянуть на себя и на реалии каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и страны изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствуют развитию более широкого взгляда на проблемы природы, истории, современного общества и жизни на Земле в целом. Все это, в конечном счете призвано способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого. Необходимо также отметить, что в условиях проектного личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Проектное обучение, с решительностью заменяет, по материалам Е.С. Полат традиционную парадигму образования «учитель – учебник – ученик» на новую «ученик – учебник – учитель».
Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст из другой деятельности.
Спектр проектной деятельности может быть широк и разнообразен, включая: сценарии, программы, аннотации, либретто и видеозаписи учебных спектаклей, афиши и объявления, видеоинтервью и репортажи, демонстрация моделей с комментированием, очные и заочные экскурсии и буклеты к ним, иллюстрированные рассказы и сочинение стихов, анкеты для социологических опросов и графики, обобщающие полученные результаты, сложные тематические коллажи, плакаты, постеры и наклейки. индивидуальные и коллективные вебсайты, компьютерные журналы с включением изображения посредством цифровых фото/видеокамер и многое другое.
Полномасштабный проект включает несколько шагов-этапов работы. Выделим эти этапы и рассмотрим значимость учителя на каждом этапе:
1 этап – подготовительный,
2 этап – планирование в классе,
3 этап – принятие решения,
4 этап – выполнение проекта,
5 этап – защита, презентация проекта,
6 этап – оценка результатов. Или Проект – это пять “П”.
Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт - Презентация
Все это убедило меня в необходимости попробовать данную технологию на своих уроках. Я работаю по учебнику «Happy English ru». Данный УМК рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2013-2014 учебный год, соответствует требованиям ФГОС, четко структурирован. В конце каждого раздела, изученной темы у предусмотрен проект. И когда мы начинаем изучение новой темы я перед детьми ставлю цель, для того, чтобы они накапливали материал по данной теме. Методику проектного обучения я использую для обобщения знаний и умений по изученной теме.
В практике работы использую следующие виды проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные.
По признаку предметно-содежательной области проекта использую монопроекты и межпредметные проекты.
Хочу поделиться своим небольшим опытом работы над проектом.
Например, я использовала проектный метод в 9 классе по окончании изучения темы, «Америка. Нью Йорк» и т.д. Целью работы ставилось создание ситуации общения, максимально приближенной к не учебной, неформальной коммуникации. В процессе работы решались задачи по развитию умений: использования изученной лексики по теме в ситуации реального общения, поиска нужной информации, изложения и объяснения своей позиции, выражения своего отношения к услышанному. На первом этапе – подготовительном – школьники определили тему: «Достопримечательности Нью Йорка», выбрали рабочие группы, обсудили содержание и характер проекта. Было создано четыре группы и определены типы работы.
Следующий этап работы – планирование – заключался в распределении ролей в команде и постановке задач. Было решено оформить буклеты, подготовить устную презентацию о памятниках.
На этапе принятия решения проводился сбор и уточнение необходимой информации (информационные тексты для чтения по теме, иллюстрации, словарные статьи), синтез и анализ идей, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.
На этапе выполнения оформлялась проектная работа с использованием подготовленных материалов, картинок.
Пятый этап – защита или презентация проекта. Польза для учащегося этого этапа очевидна. Он (или она) работает над интересной темой, используя уже выученное и дополнительно изучая еще и то, что необходимо в связи с поставленной задачей. На уроке задействованы все виды деятельности: говорение, чтение, аудирование и письмо. Каждая группа сама решала, как приготовить презентацию, назначая докладчиков и распределяя роли.
Равнодушных не оказалось, так как учащиеся видели практическую направленность своей работы и возможность реального применения английского языка. Задействовано было все: книги, газеты, Интернет, буклеты о Нью Йорке, фотографии. Цель данного урока -презентации состояла в том, чтобы познакомить приезжих гостей с памятниками, сделать так, чтобы город им понравился. Для достижения поставленной цели ставились задачи: обучение учащихся самостоятельному поиску информации и развитие умений выразить нужную мысль при описании особенностей города.
После того, как каждая группа представила свои презентации, буклеты, мы организовали общее обсуждение. Это был последний этап работы над проектом.
Или, возьмем к примеру начальную ступень. Например, проект по теме: «Английский алфавит» с интересом выполняется всеми школьниками, они выходят к доске, рассказывают английский алфавит, каждый из них называет буквы по следующим номинациям: «Моя самая любимая буква английского алфавита», «Самая легкая по написанию буква», «Самая непростая буква английского алфавита», «Самая красивая буква английского алфавита», «Самая изящная буква», «Самая красивая гласная английского алфавита», «Самая легкая согласная английского алфавита», «Самая похожая на русскую гласная английского алфавита», «Самая похожая на русскую согласная английского алфавита», далее учащиеся демонстрируют одноклассникам свои самостоятельно сделанные книжки – малышки с иллюстрациями на каждую букву.
Использование этой технологии позволяет:
- затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
- делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознаёт, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приёмами и средствами обучения;
- создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр;
- постепенно научить школьника работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
- предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Работа по созданию проекта есть процесс творческий, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию.
Преимущества проектной технологии сводятся к следующему.
В условиях проекта учебный процесс выходит за узкие рамки языковых аспектов в область личностных отношений и интересов, когда создаются ситуации, в которых дети сосредотачивают свое внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании. Школьников объединяет цель совместной деятельности: узнать новую информацию и определённым образом её оформить, сделать что-либо вместе с другими и т.д.
В ходе выполнения проектной деятельности ученик активен, он проявляет творчество и самостоятельность и не является пассивным исполнителем воли учителя. Таким образом, проектная технология позволяет исключить формальный характер изучения младшими школьниками языка (по принципу «Надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата изучения языка.
Меняются функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения иностранному языку и конкретного урока; второй выступает в роли советчика, помощника, участника детских игр и занятий.
Сумма умений и навыков по оперированию знаниями, полученными в процессе проектной деятельности, включает все виды
УУД:
Регулятивные:
организовывать свое рабочее место, деятельность под руководством учителя и самостоятельно;
Познавательные:
- умение работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой информации, анализировать гипотезу и ее разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами;
- применять изученные грамматические правила в процессе общения в устной и письменной формах;
- пользоваться англо-русским словарем, лингвистическими справочниками;
Коммуникативные:
- умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свое мнение, подкрепляя аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение доступно и грамотно излагать свои идеи;
навыки и умения, связанные с осуществлением речевой деятельности и методологические, включающие умения работать на компьютере, в библиотеке, контактируя с ровесниками, при работе в группе.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.
Проектная работа – это один из способов подготовки учащихся к реальному общению с носителями языка. Работа над проектом развивает познавательные и творческие способности учащихся, поддерживает мотивы учебной деятельности, формирует потребности общения.
Использованная литература:
1. ИЯШ, 1991, №3 Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ»
2. ИЯШ, 1992, №2 Борисова Е.М. « Проект на уроках немецкого языка»
3. ИЯШ, 1999, №4 Мартьянова Т.М. «Использование проектных заданий на уроках английского языка». Иностр. языки в школе. - 1999. - №4.
4. ИЯШ, 2002, №3 Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка»
5. ИЯШ, 2002, №3 Туркина Н.В. «Работа над проектом при обучении английскому языку»
6. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
7. ИЯШ, 2009, №7 Гальскова Н.Д. «Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков»
8. ИЯШ, 2003, №5 Душенина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.
|