«Метод проектов как современная педагогическая технология реализации творческого сотрудничества учителя, ученика и родителя» Тараторкина М.В.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
-формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;
-формировали компетенции сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
-были нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;
-реализовывали принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Цель проектного обучения:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
2. Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
4. Развивать у учащихся исследовательские умения
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы,
Тему проекта может предложить учитель с учётом учебной ситуации по предмету, либо она может быть предложена самими учащимися, либо тематика проектов может касаться какой-то темы с целью углубления знаний отдельных учеников.
Типы проектов могут быть разнообразны:
1. Исследовательские
2. Творческие
3. Ролевые, игровые
4. Информационные
5. Прикладные
2. Проектная деятельность в начальной школе
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов- неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела
Каждый проект - вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, примерить к ним свои силёнки и составить план своей несложной работы.
Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.
Выделим два ведущих признака в проектной технологии:
1) прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат. Технология проектной деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата (проекта).
2) Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности- ученика и учителя.
Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:
· помогаетученикам определить цель деятельности;
· рекомендуетисточники получения информации;
· раскрываетвозможные формы деятельности;
· содействуетпрогнозированию результатов выполняемого проекта;
· создаёт условия для активности школьника;
· является партнёром;
· помогает ученику оценить полученный результат и т. д.
Действия ученика можно охарактеризовать так:
· определяет цель своей деятельности;
· открывает новые знания;
· экспериментирует;
· выбирает пути решения возникающих проблем;
· несёт ответственность за свою деятельность и т. д.
Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:
Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, и тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка не могут развиваться, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.
3. Роль родителей в проектной деятельности
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.
Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе, я считаю – это родители.
Рассмотрим эту сторону организации проектной деятельности младших школьников.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание , на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»
В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
· консультируют;
· отслеживают выполнение плана;
· решают оперативные вопросы;
· помогают в предварительной оценке проекта;
· участвуют в подготовке презентации;
· обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
· Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
· Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, ролевые, практико- ориентируемые, информационные, игровые, учебные. Но наибольший интерес для организации совместной деятельности учащихся, учителя и родителей вызывают социальные проекты.
Со своими учениками и родителями за прошедшие 6 лет, что я занимаюсь этой формой работы, было осуществлено несколько социальных проектов: «Цветочная фантазия», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы в ответе за нашу планету», « Зёрнышки добра», «Грамотный пешеход», «Природа в опасности», «Здоровье нации» и другие.
Проект «Цветочная фантазия» стал продолжением исследовательской работы «Соответствует ли наша классная комната гигиеническим нормам?». Огромную помощь детям в работе оказывали медицинская сестра гимназии, родители.
В процессе работы над проектом в классе было изменено озеленение (исключены растения – аллергены), созданы передвижные выставки рисунков, аппликаций на цветочную тему, написаны сказки, сочинены стихи. Завершился проект большим классным праздником, в котором принимали участие и родители учеников.
Над проектом «Зёрнышки добра» работали целыми семьями, включая бабушек и дедушек. Задачами проекта было
1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего города, провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
2. изготовить и развесить кормушки для птиц; подкармливать птиц зимой;
3. воспитывать бережное и чуткое отношение к природе;
4.сплотить детский и родительский коллективы через совместную деятельность.
И эти задачи были успешно реализованы. Закончился проект участием в городском конкурсе кормушек, скворечников и гнездовых домиков, проводимом зоопарком «Лимпопо». Моими учениками и их семьями было изготовлено больше двух десятков домиков для птиц. Ярким событием для ребят стало и совместное посещение зоопарка с одноклассниками и их мамами, папами, дедушками и бабушками.
С целью повышения безопасности юных участников дорожного движения был проведён проект «Грамотный пешеход» . Дети совместно с родителями выпускали стенные газеты, защита , которых вылилась в настоящий праздник талантов, эрудиции и юмора, делали макеты городских улиц, выступали перед детьми детского сада и первоклассниками нашей гимназии.
Работа над проектом «Здоровье нации» завершилась семейным спортивным праздником и участием в областном конкурсе «Здоровый я- крепкая страна», проводимом областной детской библиотекой.
Проект «Рождественская ёлка». Необходимость данного проекта вызвана тем, что ученики начальных классов - это творческие личности, способные добиться успеха, совместно трудиться на общее дело умеющие общаться. В последнее время вырос интерес к религии, к церкви, к Библии, изучению национальной культуры, традиций, обычаев. Вот и возник вопрос о том, чтобы расширить представление о празднике Рождества не только в нашей стране, но и в Англии (наша гимназия является лингвистической).
Проект “Рождественская ёлка” был краткосрочным. Вместе с нами в работе над проектом принимали участие учителя английского языка. Родители оказывали помощь детям на каждом этапе. Они вместе с детьми:
1.Определили тему, цель, сформулировали задачи проекта, был намечен план работы. Подбирали материала о праздновании Рождества во всём мире. Познакомили с Библией, с историей рождения Иисуса.
2.Посетили вместе с детьми фабрику ёлочных игрушек. Изготовляли вместе с детьми игрушки на ёлку, а потом её наряжали все вместе. Объединились по группам с детьми, и каждая группа выпускала свою газету. Готовили костюмы.
3.Сходили с детьми в храм. Выпекали рождественское печенье.
4.Подбирали рождественские игры. Разучивали рождественские песни. Помогли в обработке материала и составлении презентации на компьютере.
Презентация прошла в виде театрализованного представления, где участвовали и дети, и родители.
Работа над проектами детям очень понравилась, и они решили попробовать силы в индивидуальных, групповых и семейных проектах.
Так примером семейного проекта является проект «С песней по жизни». Авторы проекта семья ученицы 1а класса Гуденко Софьи. Результатом этого проекта стал сборник песен «Песня верный твой друг»
В дальнейшем появились проекты посвященные профессиям родителей, изучению родословной семьи, семейным увлечениям.
Заключение
Проектная работа всегда начиналась и заканчивалась обязательным анкетирование родителей. Целью анкетирования было выяснить, замечают ли родители изменения в развитии детей, в их взаимоотношениях, узнать мнение родителей о их участии в методе проекта.
Диаграмма на экране показывает, как меняется понимание родителями самого метода проекта.
В ответах на вопросы анкеты родители отмечают , что работа в проекте делает их детей любознательными, ответственными, коммуникабельными, позволяет проявить креативность, и самое главное сближает родителей и детей.
Родители говорят о том, что изменяются не только дети в процессе совместной работы над проектом, но и сами родители.
Таким образом, совместная проектная деятельность обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни. Совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями. Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом деятельности. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию.
Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика и родителя.