Submitted by Эльвира Ивановна Королева on Sat, 02/11/2013 - 21:39
МОУ «Коркатовский лицей»
Моркинского района Республики Марий Эл
Программа кружка
«Художественное слово»
Автор программы:
Королева Эльвира Ивановна,
Учитель начальных классов
МОУ «Коркатовский лицей»
д.Коркатово
2012
Пояснительная записка
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. Курс «Художественное слово» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Программа кружка рассчитана на 1 год и предназначена для учащихся 3-6 классов.
Цель кружка «Художественное слово»- приобщение учащихся к искусству слова, формирование навыков выразительного чтения, содействие развитию творческой личности учащихся.
Исходя из поставленной цели, главными задачами являются:
- учить культуре речи;
- учить сценическому мастерству;
- знакомить с творчеством мастеров художественного слова;
- развивать воображение, внимание учащихся;
- развивать художественный вкус, эстетическое чувство и чувство понимания прекрасного;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик;
- развивать чувство ритма и координацию движений;
- воспитывать детей через словесное творчество;
- воспитывать интерес к литературе в целом и к чтению в частности
Определены 2 направления работы кружка:
- просветительская: организация экскурсий, выпуск газет
- массовая: организация конкурсов, постановка литературно-музыкальных композиций
Для выполнения учебно - воспитательных задач программы предусмотрены следующие виды занятий:
- занятия по развитию техники речи;
- выразительное чтение;
- упражнения в рассказывании;
- репетиции;
- обучение приемам стихосложения
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга, проводятся с учетом интересов детей.
Ожидаемый результат
В результате освоения программы кружка учащиеся должны:
- выразительно читать наизусть;
- совершенствовать речь, дикцию;
- раскрыть творческий потенциал своей личности;
- предпринимать попытки к сочинительству, «пробовать перо»
Форма подведения итогов:
- постановка литературно-музыкальных композиций
- участие в районном конкурсе чтецов «Строки, опаленные войной»
С помощью педагога учащиеся работают над своими ролями, со словом, его произношением и звучанием, чистотой интонации, с мимикой, ясной артикуляцией, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся.
Содержание занятий
1 занятие
Организационное занятие. Обсуждение и составление плана работы кружка
2 занятие
Беседа «Литература как искусство слова». Беседа о выдающихся мастерах художественного слова. Прослушивание записей выступлений В. Дворжецкого.
3- 5 занятие
Техника речи. Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр. Работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания, гимнастика артикуляционного аппарата, работа со скороговорками. Игра «Испорченный телефон», «Ручеек»
6-7 занятие
Интонация. Роль интонации в речи. Виды интонаций. Игра «Перевоплощение без тайн»
8 занятие
Голос и речь человека. Составляющие голоса: сила, высота голоса. Работа над благозвучностью, полетностью голоса.
9 занятие
Беседа о выдающихся мастерах сцены. Просмотр фрагмента спектакля «Холстомер» (режиссер Г. А. Товстоногов)
10-12 занятие Выбор литератуно-музыкальной композиции к Дню Матери. Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Репетиции. Постановка литературно-музыкальной композиции
13-16 занятие
Выбор литературно-музыкальной композиции к Новому Году. Распределение ролей. Работа над речью. Подбор костюмов. Репетиции. Постановка композиции
17-18 занятие
Литературное краеведение. Знакомство с произведениями и чтение произведений поэтов-земляков: С.Чавайн, М. Казаков, Олык Ипай. Экскурсия в детский краеведческий музей. Просмотр экспозиции, посвященной творчеству поэта.
Подготовка к проведению конкурса чтецов. Выбор стихов. Выразительное чтение стихов. Прослушивание записей чтения стихов А. Ахматовой, С. Есенина. Проведение конкурса чтецов
22-23 занятие
Упражнения в рассказывании. Практикум «Как говорить так, чтобы слушали»
24-25 занятие
«Ораторами не рождаются…» Обучение основам публичного выступления.
26 занятие
Мимика лица. Игра «Десять масок»
27 занятие
Жестикуляция рук и пластика тела. Что такое пантомима? Упражнение на напряжение и расслабление. Игра «Десять масок»
28-29 занятие
Углубление знаний об основах стихосложения. Обучение приемам стихосложения. Ролевая игра «Скажи о простом необычно». «Проба пера». Проведение конкурса стихотворцев
30-35 занятие
Выбор и работа над литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы. Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Работа над речью, мимикой и пластикой тела героев. Оформление сцены, подготовка декораций
36 занятие
Обобщающее занятие. Повторение пройденного.
37 занятие
Оформление альбома-альманаха «Наше творчество»
38 занятие
Подведение итогов работы кружка. Анализ работы
Список литературы
1. Петрова А. Н. Художественное слово – М., 1976.
2. Смоленский Я. М. В союзе звуков, чувств и дум – М., 1976.
3.Промптова И. Ю. Речевая культура русского театра – М.,1989.
4.Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. Развивайте дар слова – М., 1990.
5.Кузнецова М. Н., Орлова В. Н., Пестрякова Н. А. Литературные вечера - М., 2006..,