Submitted by Людмила Николаевна Вещева on Sat, 02/11/2013 - 21:00
МБОУ «Отрадненская средняя общеобразовательная школа № 2»
Номинация
«Неофициальные символы России»
Тема:
«Любовью к Родине дыша…»
(игра-путешествие для учащихся 5-6 классов)
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Вещева Людмила Николаевна
2013
Внеклассное мероприятие
"Неофициальные символы России"
Тема: "Любовью к Родине дыша..." ( для учащихся 5-6 классов)
Данная методическая разработка является продолжением знакомства с символами российской государственности. Это внеклассное мероприятие направлено на воспитание у учащихся любви к своей Родине и гражданственности. В работе представлены материалы о неофициальных символах России: Москве, берёзе, матрёшке, самоваре.
В ходе мероприятия используются мини-инсценировка, поэтический монтаж, викторина, творческая работа учащихся, презентация.
В конце мероприятия проводится чаепитие.
Рефлексия: украшаем "Берёзу чувств".
Цель: развитие мотивации к изучению истории и русской культуры России.
Задачи:
- воспитание ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа;
- формирование уважительного отношения к неофициальным символам России;
- воспитание патриотических чувств у учащихся;
- повышение духовного и интеллектуального уровня развития учащихся.
5.Заготовки для творческой работы (трафарет куклы-матрёшки)
6.Пустой стенд с заголовком "Ты, как душа у народа, красива"
(оформляется ребятами в ходе игры)
7.Стол с самоваром и угощением для чаепития
8.Изображение (на ватмане) берёзы (рефлексия)
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: игра-путешествие по станциям
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ПЛАН.
1.Слово учителя.
2.Станция "Город чудный, город древний".
3.Станция "Белая берёза".
4.Станция "Ты, как душа у народа, красива".
5.Станция "Самовар кипит - уходить не велит".
6.Рефлексия : украсить " Берёзу чувств".
7.Чаепитие.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Если бы спросили у меня:
- Что дороже для тебя на свете?
Я ответила бы:" Родина моя!"
Самая родная на планете.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своё время писал: "Первое "путешествие",которое человек должен совершить - это "путешествие" по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями - это всегда радость узнавания привычного в новом."
Находясь вдали от своего дома, каждый человек всегда вспоминает что-то родное и близкое.
И вот сегодня я предлагаю поговорить о привычном для каждого русского человека. А это привычное испокон веку живёт рядом с нами. Это то, что даёт нам представление о жизни. Мы будем говорить о неофициальных символах России. И вместе с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым приглашаю вас в путешествие...
Итак, в путь! Желаю, чтобы путь этот был добрым!
УЧЕНИЦА:Внимание! Внимание! Мы прибыли на станцию " Город чудный, город древний!"
Когда-то в давние времена встретились два князя: Юрий Долгорукий и Святослав Ольгович. И вот какой разговор между ними произошёл.
(Выходят 2 ученика в одежде князей). Мини-инсценировка.
СЛАЙД 1- КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Святослав: Присылал ты мне гонцов-
Приходил ко мне в Москву.
И решил я поспешить-
Новый город навестить.
Юрий: Святослав,мой друг и брат,
Как я видеть тебя рад!
Святослав: Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит твой кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Почему ж решили вы
Поселиться у Москвы?
Юрий: Мы сюда пришли ладьями,
И верхами, и пешком.
Посидели, обсудили,
Осмотрели всё кругом.
Здесь стояла деревушка
За бревенчатой стеной-
Пара домиков, церквушка
Над большой рекой Москвой.
И решили: "Места много,
Есть что есть, и есть что пить!
Помолились дружно Богу,
Стали строиться и жить.
Святослав: Да, родился город новый,
И надёжен Кремль дубовый.
Говорит честной народ,
Что Москва растёт, растёт!
Выбегают 2 ученика в русских костюмах, в руках подносы с конфетами, баранками, разноцветными тканями, различной парфюмерией.
1 ученик: - Конфеты, пышки, - налетай, ребятишки!
2 ученик: - Шёлк, атлас, канифас - весь девичий припас!
1 ученик: - Румяна, духи, помада! Сирень - прямо из сада!
2 ученик: - Сходно продаём, премию и сувениры даём!
УЧЕНИЦА: Ребята, помогите выяснить место, где всё это происходило. (Красная площадь)
Красная площадь-главная площадь страны. И она является символом нашей Родины.
А кто из вас знает, как изменялся облик Москвы?
(Сначала деревянная, потом дубовая, затем белокаменная, но всегда такая же как сегодня-красная)
УЧЕНИК:Ой, прислушайтесь... Я слышу тихий шелест листвы!
СЛАЙД 2- Берёза, берёзовая роща.
Мы подъезжаем к станции" Белая берёза". (Выходят девочки в сарафанчиках, в руках берёзовые веточки)
Поэтический монтаж.
1 девочка: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём.
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
2 девочка: Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
3 девочка: Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную. плакучую.
УЧЕНИК: Все мы знаем, что белоствольная берёзка является символом русской земли! И недаром многие поэты воспевают красоту этого дерева. А вы знаете что-нибудь о берёзе? Предлагаю всем поучаствовать в нашей викторине!
1 девочка:Как отличить берёзу по стволу?
(Берёзу невозможно спутать с другим деревом из-за белого ствола)
2 девочка: Как отличить лист берёзы от листьев других деревьев?
(Лист берёзы простой, состоит из одной листовой пластинки, очень зазубренный по краям)
3 девочка: Что называли в старину и в иноземных краях "русским папирусом"?
(Бересту, на которой наши далёкие предки писали послания)
1 девочка: Какие части дерева используют в народной медицине? (Древесину, кору, почки, листья, сок)
2 девочка: Почему в народной загадке говорится, что берёза даёт"свет от тьмы и тепло от стужи"?
(Берёза в старину давала лучины для освещения и берёзовые дрова-самые лучшие из всех прочих)
3 девочка: Какая часть берёзы используется как витаминное средство?
(Настой берёзовых листьев, берёзовый сок)
УЧЕНИК: Приятно, что вы все знаете, сколько пользы приносит берёза.
УЧЕНИЦА:Ну, а мы продолжаем наше путешествие...
СЛАЙД 3-Матрёшки.
Выходит девочка в костюме матрешки и загадывает загадку:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Отгадайте, как зовут? ( Матрёшка)
Девочка-матрёшка: Правильно, мы прибыли на станцию, где живут сувенирные русские матрёшки!
УЧЕНИЦА: Оказывается, всем хорошо знакомая "девочка в платочке", "кукла в кукле" пришла к нам из Японии, но так хорошо прижилась в России, что считается русской, любимой русской игрушкой, русским сувениром. Самые крупные экземпляры включают до 60 матрёшек.
УЧИТЕЛЬ: " Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой - соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца,"-вот так образно описал матрёшки известный русский писатель Константин Паустовский.
Мы уже долго с вами путешествуем, и я хочу предложить творческий отдых. Согласны?
У каждого из вас на парте лежит трафарет куклы-матрёшки. Давайте мы их разукрасим и оформим выставку "Ты, как душа у народа, красива".
(Ребята разукрашивают матрёшек, можно включить лирическую музыку, затем прикрепляют своих кукол-матрёшек на заранее подготовленный стенд)
УЧИТЕЛЬ: Все на славу потрудились! Какая замечательная, радующая глаза, получилась выставка.
Одна матрёшка краше другой и нет похожих друг на друга! Сразу видно, что это любимая игрушка детей.
УЧЕНИК: Внимание! Через несколько минут конечная остановка! Попытайтесь угадать, что нас там ожидает.
Выходят девочки в сарафанчиках, мальчики в русских костюмах.
1 мальчик: Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
2 девочка:Совсем недавно русский самовар отметил свой юбилей! Ему исполнилось 250 лет! Но теперь его редко увидишь посреди праздничного стола. Сейчас мы пьём чай наскоро, а раньше чаепитие было неспешным. Делали это с чувством, с толком, с расстановкой! Ведь за чаем человек отдыхал, приходил в себя и согревался после тяжёлой дороги.
3 девочка: Добро сидеть за самоваром
И пить из блюдца не спеша,
Поёт, горит, исходит паром
Его славянская душа...
СЛАЙД 4-САМОВАР
УЧЕНИК: Конечная станция, самая душевная -"Самовар кипит - уходить не велит."
4 мальчик: Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, хрупкий, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
5 девочка: Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
УЧЕНИЦА:Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или приём гостей. Самовар был "генералом стола". Огромные, блестящие, из меди, латуни, а то ещё покрытые сверкающим накладным серебром, эти сосуды выглядели необычайно царственно, но и стоили изрядно. Самый
дешёвый по тем временам самовар обходился покупателю дороже, чем корова. На то, чтобы построить простую избу и обзавестись самоваром, мужик тратил примерно одни и те же деньги.
Но зато удовольствие-то какое! Без самовара не жизнь: ни друзей позвать, ни гостей пригласить.
УЧЕНИК: А знаете ли вы, как в народе величали самовар? ("Золотой Иван Иваныч", "генерал", самовар Иван Иваныч)
УЧЕНИК: В каждой семье стояли "чудо-водогреи". "Приедет ли , бывало, кто из уезда, зайдёт ли вечером гость ближний - и сразу же: "Самоварчик?" - и уже пыхтит на столе, как символ гостеприимства". Первый самовар появился в Туле и изготовлен был оружейником Фёдором Лисицыным.
УЧИТЕЛЬ: Было много примет, связанных с самоваром. Об этом можно прочитать в рассказе А.И.Вьюркова" Друг семьи":" Если самовар, потрескивая углями,"пел песни",суеверный москвич радовался - это к добру. Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. Тут уж беды жди!"
Но мы с вами в приметы не верим. Самовар для нас - это символ гостеприимства русского народа.
Девочка: Всех гостей мы приглашаем
Выпить чай из самовара
С сухарями. кренделями,
С бубликами вкусными
С сушками, ватрушками,
С пирогами русскими!
УЧИТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие! Сегодня мы прикоснулись к привычным для нас вещам по-новому. Мы узнали, что неофициальные символы России дороги каждому русскому человеку. Уверена, что и вы, юное поколение, будете верны традициям своей Родины. Думаю, что игра-путешествие никого не оставила равнодушным. Какие чувства вы испытали во время всего пути?
РЕФЛЕКСИЯ:
Предлагаю украсить "Берёзу чувств" листочками, которые выразят ваше настроение.
Перед вами лежат листики берёзы разных цветов, каждый цвет обозначает своё настроение. Итак, внимание...
красный - восторженное
оранжевый - радостное
жёлтый - приятное
зелёный - спокойное
синий - грустное
фиолетовый - напряжённое
(Учащиеся выбирают листочки и прикрепляют их к веточкам берёзы)
УЧИТЕЛЬ: Славная у нас получилась берёза! Нарядная, яркая, весёлая! Ну, а теперь по доброй русской традиции приглашаем всех к столу выпить крепкого чайку!
Чаепитие.
Используемая литература.
1. История России для детей и взрослых. М,"Белый город",2006.
2. Культура русского народа. Санкт-Петербург, "Паритет",2004.
3. Полная энциклопедия быта русского народа, "ОЛМА-Пресс", 1998.