Дата
|
№
урока
|
Темы учебных занятий
|
Кол-во часов
|
Требования к уровню подготовки
|
Основные понятия
|
Практические работы
|
Наглядные пособия
|
Домашнее задание
|
|
1
|
Введение.
Урок:
Экономическая география – наука о хозяйстве и населении.
|
1
|
Должны знать:
Задачи курса экономической и социальной географии России. Особенности структуры учебника.
|
Экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс, природный комплекс
|
|
|
П. 1 записи в тетради
|
|
Раздел 1. Общий обзор России (8 часов)
Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России
|
|
2
|
Урок:
Формирование территории России.
|
1
|
Должны знать:
История формирования территории России. Исторические города и время образования как отражение территориальных изменений. Направления роста территории в Х IV-Х IХ вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. СНГ.
|
СССР СНГ.
|
|
|
П.2. р/т зад.4 стр.7 заполнить таблицу.
|
|
3
|
Урок:
Географическое положение России.
|
1
|
Должны знать:
ЭГП России. Факторы ЭГП. Политико-географическое положение России. Плюсы и минусы географического положения страны.
Должны уметь:
Определять географическое положение объектов; описывать географическое положение страны (ЭГП, геополитическое)
|
Экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика.
|
Практическая работа № 1:
Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран.
|
|
П.3к/к
р/т зад.4 стр.10
|
|
4-5
|
Урок: Административно-территориальное устройство России.
|
2
|
Должны знать:
Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.
|
Административно-территориальное деление, субъекты Федерации, федеральные округа.
|
Практическая работа № 2:
Составление политико-административной карты России. Обозначение на к/к территориальных единиц. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами водными путями.
|
Тест «Административное деление и государственная территория России»
|
П.4
р/т зад.6 стр.13
|
|
6
|
Урок:
Экономическое районирование территории России.
|
1
|
Должны знать:
Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Экономические районы, регионы и зоны.
Должны уметь:
Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы».
|
Районирова-ние, экономичес-кий район, экономичес-кий регион, экономичес-кая зона, специализация.
|
|
К.М.
«Экономичес-кое районирова-ние России»
О.К.Федеральные округа.
|
П.5 р\т зад.1 стр.14.
|
|
7
|
Урок:
Природные условия России.
|
1
|
Должны знать:
Природные условия страны. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Хозяйственный потенциал природных условий России.
Должны уметь:
оценивать и прогнозировать природно-ресурсный потенциал страны.
|
Природные условия, адаптация.
|
|
|
П.6 р/т зад.5-6 стр.18.
|
|
8
|
Урок:
Природные ресурсы России.
|
1
|
Должны знать:
Основные виды природных ресурсов, примеры их рационального и нерационального использования, влияние их на хозяйственную специализацию территорий. Объекты Всемирного наследия на территории России.
|
Природные, минеральные, почвенные, лесные, водные, агроклиматические, рекреационные ресурсы, климатические условия, почва.
|
|
|
П.7 стр.42 учебника поработаем с картой
|
|
9
|
Урок:
Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.
|
1
|
Должны знать:
Взаимодействие природы и населения. Влияние промышлен-ности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «Грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
|
Промышленность, «чистые» и «грязные» производства, экологические проблемы, зоны экологического бедствия.
|
|
|
П.8
|
Тема 2. Население России (9 часов)
|
|
10
|
Урок:
Численность населения России
|
1
|
Должны знать:
Демография. Переписи населения. Численность населения и ее динамика. Естественный прирост, воспроизводство населения. Демографическая ситуация в России.
Должны уметь:
Объяснять различия в естественном приросте населения.
|
Демография, естественный прирост населения, воспроизводство населения, традиционный и современный тип воспро-изводства, демографический кризис.
|
|
|
П. 9 Проект «История моей семьи»
|
|
11-12
|
Урок:
Размещение населения России.
|
2
|
Должны знать:
Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики.
|
Плотность населения, зона севера, основная зона расселения населения.
|
Практическая работа №3
Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации.
|
|
П.10 р/т зад 6 стр.28.
|
|
13
|
Урок:
Миграции населения.
|
1
|
Должны знать:
Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы беженцы. Миграционные волны.
Должны уметь:
Объяснять различия направления миграций.
|
Миграции, безвозвратные, возвратные, сезонные, маятниковые. Внутренние и внешние миграции. Беженцы.
|
|
Презентация.
|
П. 11. Учебник вопросы на стр.65.
|
|
14
|
Урок:
Формы расселения и урбанизация.
|
1
|
Должны знать:
Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городов поселений и виды городов. Городские агломерации.
Должны уметь:
Оценивать и прогнозировать изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.
|
Расселение, городская форма расселения, сельское расселение, урбанизация, уровень урбанизации, городская агломерация.
|
|
|
П. 12 учебник стр.72 поработаем с картой.
р/т зад.1-5 стр.32-33
|
|
15
|
Урок:
Этнический и религиозный состав населения.
|
1
|
Должны знать:
Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.
|
Языковые группы, семьи, малые народы, религии России, ислам буддизм, иудаизм, православие, этнорелигиоз-ные конфликты.
|
Практическая работа №4
Нанесение на к/к национально-территориальных образований и краев. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе России».
|
|
П. 13
|
|
16
|
Урок:
Трудовые ресурсы и рынок труда.
|
1
|
Должны знать:
Половой и возрастной состав населения, трудовые ресурсы, рынок труда. Безработица в России.
|
Трудовые ресурсы, рынок труда. Безработица.
|
|
|
П.14 итоговые тесты стр. 82-84.
|
|
17 -18
|
Урок:
Обобщение знаний по теме «Население России»
Защита проектов «История моей семьи»
|
2
|
|
|
|
Тест по теме «Население России»
|
|
|
Тема 3. Хозяйство России. Производственный
потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. (21 час).
|
|
20
|
Урок:
Национальная экономика. Отраслевая структура хозяйства России.
|
1
|
Должны знать:
Национальная экономика, понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы, отрасли хозяйства, три сектора национальной экономики, отраслевая структура хозяйства, межотраслевые комплексы.
|
Национальная экономика (национальное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс.
|
|
|
П.15 р/т зад.6 стр.41 карта.
|
|
21-22
|
Урок:
Факторы размещения производства.
|
1
|
Должны знать:
Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
|
Факторы размещения производства
|
Практическая работа №5
Выбор места строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства
|
|
П.16 р/.т зад.4 стр.42 схема.
|
|
23
|
Урок:
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.
|
1
|
Должны знать:
Состав ТЭК, топливная, газовая, нефтяная промышленности нефтегазовые базы России, их хозяйственная оценка, важнейшие магистральные нефтепроводы и газопроводы.
|
Топливно-энергетический баланс.
|
|
К.Мсхема «Структура ТЭК», «Связь ТЭК с други-ми отрас-лями, «ТЭ баланс.
|
П. 17 р\т зад.4 стр.45 заполнить таблицу.
|
|
24-25
|
Урок:
ТЭК: угольная промышленность
|
2
|
Должны знать:
Особенности отрасли, способы добычи угля, основные угольные бассейны страны.
|
Виды угля (антрацит, коксующий и бурый уголь).
|
Практическая работа №6
Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов.
|
|
П.18
|
|
26
|
Урок:
ТЭК: электроэнергетика. Электростанции и их виды.
|
1
|
Должны знать:
Особенности отрасли, типы электростанций. Крупнейшие каскады ГЭС, альтернативная энергетика, единая энергетическая система России.
|
Единая энергетическая система, альтернативная энергетика.
|
Презентация «Электороэнергетика»
|
К.М.Типы электростанций (видео), тренажер
заполнение схемы потребители тепла и энергии.
Практика
Заполнение табл. «Преимущест-ва и недоста-тки элек-тростанций».
|
П.19 р/т зад.4 стр.49 схема
|
|
27-28
|
Урок:
Металлургический комплекс: черная металлургия
|
2
|
Должны знать:
Значение и особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Факторы размещения отрасли, металлургические базы страны.
|
Концентрация производства, комбинат, комбинирова-ние
|
Практическая работа №7
Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.
|
О.К
Металлургические базы. Экологические проблемы.
Видео
|
П.20 р/т зад. 1-4 стр.51
|
|
29
|
Урок:
Металлургический комплекс: цветная металлургия.
|
1
|
Должны знать:
Виды цветных металлов, особенности отрасли, факторы размещения основных отраслей цветной металлургии.
|
Полиметаллические руды.
|
Практическая работа №8
Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности
|
К.М. Металлурги-
ческий ком-бинат. Продукция и этапы производства.
Практика.
Месторождения и центры черной
и цветной металлургии.
|
П.21 р/т зад.6 стр.54
|
|
30-31
32
|
Урок:
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения.
Урок:
Машиностроение: отрасли. ВПК.
|
2
1
|
Должны знать:
Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, сельскохозяйственное, транспортное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
|
Машиностроение, ВПК.
|
Практическая работа №9
Определение по картам и нанесение на к/к главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
|
О.К
Состав машиностроения
(схема)
Практика
Таблица «Размещение машиностроения» задание
№ 2
|
П.22 вопросы в конце параграфа.
П.23
|
|
33
|
Урок:
Химическая промышленность.
|
1
|
Должны знать:
Особенности, сырьевая база отрасли химической промышленности, факторы размещения.
|
Горная, основная, химия органического синтеза.
|
|
К.М.
«Отраслевой состав химической промышленности» (схема)
|
П.24 р/т зад.4 стр. 60
|
|
34
|
Урок:
Лесная промышленность.
|
1
|
Должны знать:
Особенности лесной промышленности, структура отрасли. Главные лесопромышленные комплексы страны.
|
Целлюлозно-бумажная промышленно-сть (ЦРП), деревообработ-ка
|
|
О.К.Факторы размещения лесной промышленности (схема)
|
П.25
|
|
35
36
37
38
|
Урок:
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство: растениеводство.
Урок:
Сельское хозяйство: животноводство.
Урок:
Зональная организация сельского хозяйства.
Урок:
Пищевая и легкая промышленность.
|
1
1
1
1
|
Должны знать:
Состав, особенности, значение АПК, его звенья. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности.
Должны уметь:
Описывать образы народно-хозяйственных объектов.
|
АПК, сельскохозяйственные угодья, зерновое хозяйство, технические культуры, скотоводство, оленеводство, пригородное хозяйство, текстильная, швейная промышленности.
|
Практическая работа №10
Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.
|
К.М.
«Состав сельского хозяйства (схема).
О.К.
«Отраслевой состав АПК» (схема).
Тест
|
П. 26
П.27 р/т зад.3-4 стр.65
П.28
П.29 р/т зад.4 стр 72 схема
|
|
40
|
Урок:
Транспорт России.
|
1
|
Должны знать:
Транспорт и его роль в экономике России. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, воздушный и водный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть России и ее элементы, главные транспортные магистрали страны.
|
Транспорт, грузооборот, пассажирооборот, каботажные перевозки, транспортные магистрали, транспортный узел, транспортная сеть
|
|
К.М.
Виды транспорта (схема)
О.К.
Достоинства и недостатки транспорта.
|
П. 30
|
|
41
|
Урок:
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
|
1
|
Должны знать:
Качество жизни населения, материальная и нематериальная сферы хозяйства, география сферы услуг.
|
Качество жизни, материальная, нематериальная сфера.
|
|
|
П.31
|
|
42
|
Урок:
Обобщение по теме «Хозяйство России»
|
1
|
|
|
|
Тест по теме.
|
|
Раздел 2. Экономические районы России (12 часов)
|
|
43
|
Урок:
Северный экономический район
|
1
|
Должны знать:
Состав, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, специфика хозяйственной специализации Северного экономического района. Мурманск - морские ворота страны.
|
|
|
|
П.32 к/к р/т зад.3-5 стр. 81
Учебник стр. 179 поработаем с картой.
|
|
44
|
Урок:
Северо – Западный экономический район.
|
1
|
Должны знать:
ЭГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации Северо – Западного экономического района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.
|
|
|
Презентация
«Санкт-Петербург»
|
П. 33 к/к
|
|
45-46
|
Урок:
Калининградская область – самая западная территория России.
|
2
|
Должны знать:
ЭГП, природные условия и ресурсы, население, сельское хозяйство, транспорт Калининградской области.Должны уметь:
Описывать географическое положение отдельных регионов и географических объектов.
|
|
Практическая работа №11
Экономико-географическая характеристика области по типовому плану.
|
|
П. 34 к/к
|
|
47-48
|
Урок:
Центральный экономический район.
|
2
|
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Старейший центр текстильной промышленности.
|
|
Практическая работа №12
Сравнение экономи ко-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов
|
|
П. 35 р/т зад.5 стр.89, к/к
|
|
49
|
Урок:
Центрально-Черноземный экономический район.
|
1
|
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.
|
КМА.
|
|
|
П.36 к/к р/т зад.7 стр.92
|
|
50
|
Урок:
Волго-Вятский экономический район.
|
1
|
Должны знать:
Состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность ЭГП, высококвалифицированные трудовые ресурсы. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.
|
|
|
|
П. 37 к/к р/т. Зад.6 стр.94. подгото-вить сообщения, презента-ции «Народные промыслы России»
|
|
51
|
Урок:
Урок-ярмарка
Народные промыслы Центральной России.
|
1
|
Должны знать:
Народные промыслы Центральной России: гжель, хохлома, вологодское кружево, финифть, городецкая роспись, палех.
|
|
|
Презентация
Составление таблицы «Народные промыслы Центральной России»
|
Таблица в тетради.
|
|
52
|
Урок:
Северо-Кавказский экономический район.
|
1
|
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. агроклиматические и рекреационные ресурсы района. Выдающая роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
|
Рекреационное хозяйство.
|
Практическая работа №13
Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.
|
|
П. 38 к/к
|
|
53
|
Урок:
Поволжский экономический район.
|
1
|
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Поволжье крупный нефтегазоносный район, «автомобильный цех» страны.
|
Энергоемкие производства
|
|
|
П.39 к\ к учебник стр.214 поработаем с картой.
|
|
54
|
Урок:
Уральский экономический район.
|
1
|
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Уральская металлургическая база, центр тяжелого машиностроения
|
|
|
К.М.
Урок № 38
Регионы и города
Урала. Презентация
|
П.40 р\т зад.3-4 стр. 100
|
|
55
|
Урок:
Обобщение «Западный макрорегион».
|
1
|
|
|
|
Тест, задания
|
Заполнить таблицу.
|
|
56
|
Урок:
Западно-Сибирский экономический район.
|
1
|
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа, каменного угля района. Черная металлургия Кузбасса.
|
Кузбасс
|
|
Презентация.
|
П.41 к/к р/т зад.4 стр.102
|
|
57
|
Урок:
Восточно – Сибирский эконоический район.
|
1
|
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые климатический условия и богатые природные ресурсы района. Перспективы развития энергоемких отраслей.
|
Ангаро-Енисейский каскад ГЭС.
|
Практическая работа №14
Сравнение хозяй-ственной специализации Западно-Сибир-ского и Восточно-Си-бирского экономических районов.
|
О.К.
Состав территории, ЭГП.
Практика
задания № 1,
|
П.42
П. 43
|
|
58
|
Урок:
Дальневосточный экономический район.
|
|
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
|
|
|
Презентация «Дальневосточный экономичес-кий район»
|
П. 44
|
|
60-61
|
Урок:
Обобщение «Восточный макрорегион»
Обобщение по разделу 2 «Экономические районы России».
|
2
|
|
|
|
|
Итоговые тесты стр.237 учебник
|
Раздел 3. Страны Ближнего Зарубежья (4 часа)
|
|
62
|
Урок:
Страны Балтии и Белоруссия.
|
1
|
Должны знать:
Страны Европейского Запада, их природные условия, природные ресурсы, население. Общие черты экономики. Белоруссия -ЭГП, хозяйство.
|
Прибалтийский тип сельского хозяйства.
|
|
|
П.44 к/к
|
|
63
|
Урок:
Украина и Молдавия.
|
1
|
Должны знать:
ЭГП, природные условия и ресурсы, хозяйство. Отрасли специализации стран.
|
Ближнее Зарубежье.
|
|
|
П. 45 К.К. р/т зад. 4-6 стр.115.
|
|
64
|
Урок:
Страны Закавказья.
|
1
|
Должны знать:
ЭГП, природные условия и ресурсы, хозяйство. Отрасли специализации стран.
|
|
|
|
П.46
|
|
65
|
Урок:
Страны Центрально-Азиатского региона.
|
1
|
Должны знать:
Страны Азиатского юга. Казахстан – страна-гигант. Природные условия, определяющие специфику разных частей страны. Четыре азиатские республики: черты сходства и различия.
|
Теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, длинноволокнистый хлопок, ковроткачество
|
|
|
П. 47 р/т. Зад. 2-5 стр.120-121.
|
|
66
|
Урок:
Выполнение практической работы.
|
1
|
|
|
Практическая работа №15
Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.
|
|
|
|
67
|
Урок:
Место России в мировой экономике.
|
1
|
Должны знать:
Пограничные государства.
Должны уметь:
Объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|