II.
|
Создание учебной ситуации.
|
Чему будет посвящен урок?
Урок будет посвящен вашим заданиям. А задания чему посвящены? Тема нашего урока: «Контроль и оценка способа проверки ОСП в основе и окончании».
По какому принципу слова получают местожительство в Орфограде?
По какому принципу слова распределяются в этом городе?
Какой закон управляет жизнью Орфограда?
В чём он заключается? (табличка на доске)
ОСП проверям по сильной позиции в той же значимой части слова с тем же значением
|
|
Заданиям, которые мы придумали
Проверке ОСП в основе и окончании. Нахождению местожительства слов в Орфоргаде..
В Орфограде есть разные районы: район Имён существительных, район Имён прилагательных, район Глаголов, район Неизвестных частей речи. Ещё там есть ОСНОВная площадь, ПРАВИЛьная река, СЛОВАРное дерево. Район неизученных орфограмм, район Орфограмм сильных позиций.
На ОСНОВной площади живут слова, у которых орфограмма находится в основе.
В ПРАВИЛьной реке живут слова, которые пишутся по специальным правилам, не подчиняются основному закону русского письма. Например, слова с суффиксами -ек,-ик.
На СЛОВАРном дереве живут слова, написание которых нужно запомнить. Там в дупле живёт Умная сова и всем эти слова подсказывает. А машина «Скорой помощи»-«Корректор» ездит по Орфограду и исправляет ошибки.
В районе Орфограмм сильных позиций живут слова с орфограммами сильных позиций ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА.
Бывают такие слова, которые в Орфограде имеют несколько адресов, потому что в них несколько орфограмм. Например, слово «берёзовый». Оно живет и на СЛОВАРном дереве и на ОСНОВной площади.
Основной закон русского письма.
|
Развитиеположительного отношения к процессу познания, внимания, желания больше узнать
|
III.
|
Контроль и оценка способа.
|
Задание №1.
Работа в группах
У: Итак, вам слово. Предлагает задание….
Зачем …. придумал (а) такое задание?
Подведем итог. Как проверяем ОСП в основе?
Алгоритм появляется на экране
Алгоритм проверки ОСП в основе слова
Определить, в какой значимой части слова орфограмма
|
в корне
|
в приставке, суффиксе
|
в окончании
|
ищем сильную позицию в однокоренном слове, в изменении
|
подбираем такой же суффикс или приставку в сильной позиции
|
часть речи!
|
Какое умение является главным при проверке ОСП в словах? Возьмите оценочные листы, найдите первую оценочную линейку, оцените это умение.
Задание№2.
Как вы думаете, о чём следующее задание?
Следующее задание предлагает …
Зачем … дал (а) это задание? Почему индивидуальное задание было именно таким?
Как вы думаете, почему в задании именно такие слова? Но родственные слова не всегда относятся к одной части речи.
На что ориентируемся при определении частей речи?
Оцените своё умение определять части речи. Работаем в оценочных листах.
Задание №3.Работа в парах.
Следующее задание предлагает вам ….
Объясните словосочетание играть в квача?
Если есть ошибки, значит надо их исправить. Проверку можно не писать, но знать её обязательно.
Прежде чем мы начнем проверять, сформулируйте ещё раз закон русского письма.
Первое слово корнями
Какая строчка в законе нарушается?
Слово дерево?
Какая строчка в законе нарушается?
А как же проверим?
Слово нора.
Слово еловой
Но ведь в проверочном слове окончание –ой.
Мы вспомнили, как проверять ОСП в окончаниях существительных и прилагательных. Почему нам не пришлось проверять ОСП в окончаниях глаголов?
Какие два способа проверки ОСП в окончаниях глаголов вы знаете?
Задание №4.
На экране появляются фразеологизмы в картинках
- знать на зубок
- зарубить на носу
- заварить кашу
- тянуть за язык
- водить за нос
Я просила вас найти объяснение этих фразеологизмов в словаре.
Определите спряжение глаголов.
Зачем я приготовила такое задание?
Задание №5
А теперь посмотрим, умеете ли вы подбирать проверку для безударных личных окончаний глаголов. Тест появляется на экране.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b37b2e-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl3_40.swf
Карточка ресурса 472 (N 107432)
Итак, мы встретились с ОСП в основе и окончании.
Какое умение являлось самым важным при работе с текстом, тренажёром?
Отметьте на линейке, это умение и оцените себя.
Я думаю, есть еще одно очень важное умение. Определять причину ошибки - почему проверка подобрана неправильно. Обозначьте это умение на последней линейке и оцените себя.
|
Уч.: Запишите слова, выделите значимую часть, в которой спряталась орфограмма.
Уметь объяснить орфограмму.
[крушка] - кружка
[праписка] - прописка
[цв,иточ,ик] - цветочек
[б, ироска] - берёзка
Дети записывают слова на листах, определяют ОСП, выделяют значимые части, подбирают проверку, доказывают, где живет слово.
Ученик, выполняющий роль учителя, вызывает представителей от групп. Они представляют работу группы.
Чтобы мы умели выделять значимые части в слове, видетьслова с орфограммами в основе, подбирать проверку, определять район Орфограда.
Умение определять части слова
Образец оценочного листа
(высказывают предположения)
Уч: Запишите слова, вставьте буквы, определите части речи
Темный, т…мнота, т…мно, т…мнет.
Дети самостоятельно выполняют задание
Индивидуальное задание
Один из учащихся (по желанию) работает на ноутбуке над подбором однокоренных слов (коллекция цифровых образовательных ресурсов) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ed85e00f-278d-4696-ab26-92e07ca1e09c/[NS-RUS_3-16]_[ID_004].swf
карточка ресурса (N 193875)
Взаимопроверка
Уч.: Какая часть речи слово тёмный? Докажите.
Уч.: Измените по родам.
Уч.: Темнота- это какая часть речи? Докажите.
Д: Не изменяется по родам.
Уч.: Темно - это глагол?
Д: Нет, это слово отвечает на вопрос как, не изменяется по временам.
Уч.: Какая буква работает?
Д: Буква Е. Проверка по доске.
Уч.: Какой части речи слово темнеет?
Д: Изменяется по временам.
Уч.: Какая буква работает?
Проверка индивидуального задания (с экрана)
Чтобы учились определять части речи. Это важно при проверке орфограмм.
Они родственные.
На грамматические значения.
Ученик (ца) читает текст.
Под карнями (каркать) дерива(дериво) лисья нора (норка). На еловой (река) веточке (бочке) сидит белка. От ёлки (от степи) к ёлке (к реке) летает сойка. Она играет в квачя с синицой (рекой).
Как вы думаете, что я попрошу сделать?
Определить, правильно ли подобрана проверка.
Дети выполняют задание в карточке.
ОСП проверяем по сильной позиции в той же значимой части слова с тем же значением
|
Здесь неправильно. Это разные по значению слова.
Нарушается закон русского письма
В той же значимой части, с тем же значением.
Нельзя слабую позицию проверять слабой позицией.
ОСП проверяем по сильной позиции.
Словом деревья.
Здесь правильно подобрана проверка. Слова родственные, позиция для звука сильная.
Еловой -это прилагательное (изменяют по родам). А нора – это существительное. Нарушается закон «…в той же значимой части слова, с тем же значением». Здесь грамматические значения разные. Нужно проверять словом какой, злой, дорогой.
Веточке-бочке – тоже неправильная проверка. Суффикс нельзя проверять корнем. Надо словом грибочки. Нарушается строка «… в той же значимой части слова.
Ёлки- степи - проверка подобрана неправильно, а вот елки реке - правильно. Елка и степь имеют разные наборы окончаний, относятся к разному склонению. Надо от ёлки- от земли.
ЧА - ЩА - это орфограмма сильной позиции, нужно писать букву. А.
Синицей-рекой – проверка подобрана правильно.
Это слово из ПРАВИльной реки. Мы же знаем, что в окончаниях существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, а без ударения Е.
ОСП в окончаниях глаголов не подчиняются закону русского письма.
По 3л мн.ч., по Н.Ф. (табличка на доску)
Два способа проверки ОСП в окончаниях глаголов
|
по окончаниям
3 л.,ед.ч.
|
по Н.ф
|
Дети объясняют фразеологизмы.
Чтобы посмотреть, умеем ли мы определять спряжение. Это поможет проверять ОСП в окончаниях глаголов.
Дети проверяют окончания в таких глаголах: нагреваешься, глотает, светлеет, думаете, мыслишь, погасим, переходим, причалишь, колешь, затянем, высушит, наблюдаешь, рыбачим.
Умение подобрать проверку.
|
Высказывать предположения, обсуждатьпроблемные вопросы.
Применять правиладелового сотрудничества: сравниватьразные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
Проявлятьтерпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Прогнозирование результатов и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Внесение изменений в результат деятельности исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем.
Ученик может оценивать себя на основе критериев успешной УД.
Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
|